Настоящий художник способен вызвать у публики сильные эмоции, и Кристофер Нолан, как истинно талантливый режиссер, неизбежно разделяет зрителей. Одни возводят его в ранг великих творцов, в то время как другие считают его переоцененным. Но даже самые адепты критики не могут отрицать наличие определенных навыков у Нолана. Как минимум, он умело превратил комиксы в эпические драмы и придал фантастическим произведениям грандиозный масштаб. Режиссер завоевал множество профессиональных наград, но сегодня мы хотим выделить одно уникальное достижение в его карьере, которое уникально и, вероятно, бессменно.
Итак, о чем идет речь? Уже довольно продолжительное время Кристофер Нолан является выдающимся посредником мировой кинематографии для технологии IMAX. Он активно сотрудничает с камерами этой канадской компании, и даже кинозалы, оснащенные этой технологией, предпочитают его фильмам, несмотря на возможные жертвы вроде отсрочки очередной "невыполнимой миссии" Тома Круза. Недавно, перед выходом фильма "Оппенгеймер", крупнейшие кинематографические площадки в мире легко переоборудовали свои IMAX-залы, так как бобины с 70-миллиметровой пленкой просто не вмещались в кабинеты проекторов. В итоге, Нолан остается на переднем крае кинопроизводства в области высокой четкости. Однако, где есть доступ к уникальной технологии, там нередко возникают и непредвиденные трудности.
Здесь ключевое в том, что камеры IMAX, несмотря на их выдающиеся технические характеристики и возможность создания фильмов высочайшего визуального качества, очень требовательны к оборудованию и окружению. Эти камеры имеют особый формат пленки и сложную оптику, что делает их громоздкими и тяжелыми. Плюс к этому, их стоимость невероятно высока - каждая такая камера оценивается в около 500 тысяч долларов, и они буквально считаются драгоценным грузом. Поэтому от операторской команды, работающей с этим оборудованием, требуется максимальная осторожность, внимательность и профессионализм, так как даже небольшие повреждения могут быть катастрофическими.
А теперь к основному достижению Кристофера Нолана - он, к сожалению, столкнулся с потерей трех камер IMAX.
Первая утрата произошла во время съемок фильма "Темный рыцарь". Этот фильм, рассказывающий о столкновении Бэтмена и Джокера, стал настоящим прорывом в киноиндустрии. В нем был нестандартный подход к кинокомиксу, выдающаяся режиссура и потрясающее исполнение актерами. Технический аспект фильма также был инновационным - целых 28 минут было снято с использованием камер IMAX. Это было значительным достижением, учитывая, что эти камеры работают очень шумно и могут мешать актерам сосредотачиваться и выполнять свои роли. Только Кристоферу Нолану удалось осуществить такой масштабный проект в 2008 году.
Однако не все прошло гладко. Кристофер Нолан, известный своей страстью к впечатляющим взрывам и катастрофам, решил воплотить в жизнь впечатляющую сцену в фильме "Темный рыцарь", в которой грузовик переворачивается в центре Чикаго. Это впечатляющее крушение снималось с четырех разных ракурсов, при этом использовались все четыре IMAX-камеры, которые были доступны на тот момент. Однако, по закону Мерфи, грузовик после сальто упал на одну из ценных камер и полностью разрушил ее. На счастье, никто из съемочной команды не пострадал, но бухгалтеры Warner Bros., скорее всего, не были довольны финансовыми убытками.
Четыре года спустя, Кристофер Нолан решил реализовать еще более амбициозный проект, снимая еще больше материала на IMAX-камеры, и при этом эксплуатировал дорогостоящее оборудование в самых экстремальных условиях. Например, открытие фильма с нападением на самолет и финальное столкновение между отрядами Бэйна и полицией Готэма были сняты с использованием камер этого канадского производителя. Никто тогда не задавался вопросом о необходимости высокой детализации улиц города, поскольку если режиссер сказал, что ему нужно максимальное качество, его команда делала все возможное, чтобы обеспечить это. Главное при этом - сохранить оборудование в надежности и целости.
Однако была одна несчастная инцидент, связанная с использованием Batpod, мотоцикла Темного рыцаря, которая вызвала неприятности для операторов. В одной из сцен фильма дублерша Энн Хэтэуэй спускалась на байке по ступеням здания и приблизилась к операторской группе слишком быстро. Камеру не успели своевременно отодвинуть, и когда она приблизилась, байк задел ее, и камера упала на землю. Визуально падение на видео может не казаться фатальным, но после ближайшей проверки техники IMAX было объявлено о потере еще одной ценной камеры из их уже не так уж большой коллекции.
В 2017 году Кристофер Нолан удивил многих своих поклонников неожиданным решением: вместо своих привычных космических фантастических эпосов, как "Интерстеллар", или головокружительных фантастических интриг, как "Начало", он решился на историческую военную драму. Вопрос о том, нужна ли для съемок боевых действий IMAX-камера, получил однозначный ответ от Нолана: конечно, она необходима! Более того, в "Дюнкерке" она нашла свое идеальное применение. В этом фильме не так много диалогов, но зато часто используются широкие панорамные сцены, и режиссер максимально воспользовался всеми возможностями этой технологии.
Подписывать разрешение на такой экстремальный трюк, безусловно, вызывало смешанные чувства у тех, кто был ответственен за IMAX-камеру, которая была использована в очередном безумном выходе Кристофера Нолана. Для съемок сцены, где самолет падает в воды океана, режиссер буквально привязал это дорогостоящее оборудование к фюзеляжу истребителя. В итоге, как и задумано, камера вместе с самолетом упала в залив. Однако специальная команда рассчитывала, что самолет какое-то время останется на поверхности, но он ушел на дно сразу же. Водолазам потребовалось целых 90 минут, чтобы достать камеру из глубины. Запись удалось восстановить и использовать в фильме, но сама камера оказалась бесполезной из-за повреждений морской водой.
Далеко не каждый из нас может себе позволить так легко уничтожить ценное оборудование на сумму в полтора миллиона долларов, но корпорация IMAX принимает такие потери философски. В конечном итоге, фильмы Кристофера Нолана в мировом прокате заработали более пяти миллиардов долларов, и компании, которые сопровождают его творческие проекты, могут позволить себе некоторые "непредвиденные расходы". Компания IMAX не задумывалась, когда Нолан обратился к ним снова за оборудованием для своих последующих фильмов - как "Довод" и "Оппенгеймер". И для последнего пришлось дорабатывать оборудование, так как ранее никогда IMAX-фильмы не снимались на черно-белую пленку.
Очевидно, что на съемочной площадке никто не застрахован от непредвиденных событий - всегда есть возможность, что что-то может пойти не так. Режиссеры и продюсеры должны полагаться на то, что окончательный результат компенсирует все затраты и неудачи. Кристоферу Нолану это удается отлично, и можно быть уверенным, что для его следующего проекта он снова прибегнет к использованию камер IMAX. Если в конечном итоге владельцам компании придется вернуть меньше оборудования, чем они предоставили в начале проекта, то такова природа кино. И это именно тот вид кино, который ценят и любят миллионы зрителей по всему миру.