Новый порядок уровня локализации авто усложнит участие в госзакупках для автозаводов

205 прочитали

Минпромторг РФ готовит изменения в Постановление № 719 от 17.07.2015, определяющие порядок локализации производимой в России продукции. Рассказываем, как это повлияет на отрасль автомобилестроения.

Минпромторг РФ готовит изменения в Постановление № 719 от 17.07.2015, определяющие порядок локализации производимой в России продукции. Рассказываем, как это повлияет на отрасль автомобилестроения.

Каков порядок оценки сейчас?

Балльная оценка автопрома была введена в 2019 году. Она позволяет автомобильным компаниям: участвовать в государственных закупках автотранспорта и программах поддержки спроса на автотехнику;
получать промышленные субсидии, которые считаются компенсацией за утилизацию и рассчитываются пропорционально набранным баллам.
Максимальное количество баллов, которое автопроизводитель может получить, составляет 7000.
Для участия в программе госзакупок производителю легковых и легких коммерческих автомобилей в 2023 г. нужно набрать не менее 3200 баллов, производителю электромобилей — не менее 1100 баллов.

Для полной компенсации утильсбора производитель легковых машин должен набрать:

  • в 2022 г. — 2000 баллов,
  • в 2023–2024 гг. — 2567 баллов,
  • в 2025–2026 гг. — 3701 балл,
  • в 2027 г. — 4835 баллов,
  • в 2028 г. — 5400 баллов.

Для сравнения: в 2021 г. Vesta набирала около 4000 баллов, а наиболее локализованные иномарки того же года Renault Logan и Duster примерно по 2200 баллов, Hyundai Solaris и Creta около 2000 баллов.

Какие изменения планируются?


Новый порядок предусматривает перераспределение баллов в системе оценки локализации автомобильных транспортных средств.

Теперь больший акцент будет на автокомпонентах, а за работы по сварке, окраске и штамповке кузовных деталей количество баллов будет снижаться.

Цель изменений: стимулирование оперативного освоения производства критически важных для сборки автомобилей комплектующих.

Минпромторг заявляет, что не будет отказываться от уже действующих программ поддержки предприятий отрасли, направленных на развитие производства автокомпонентов, таких как программа по субсидированию затрат на реинжиниринг, программа «Автокомпоненты» и кластерная инвестиционная платформа.

Отечественный производитель (в зависимости от уровня локализации) может не соответствовать требуемому уровню баллов для госзакупок.

Таким образом, стремление Минпромторга РФ создать автокомпонентную отрасль может значимо отразиться на развитии автопромышленности.

Возможные последствия для отрасли


По мнению экспертов автопромышленной отрасли нововведения Минпромторга могут изменить саму суть определения российской локализации продукта, так как забирают около 1000 баллов у традиционных технологий в новые компоненты.


Чего опасаются эксперты?

Роста цен на автомобили
Вероятное уменьшение набранного количества баллов может затруднить получение полного возмещения за утильсбор — и в итоге вынудить производителей поднять цены.

  • Разрушения системы регулирования

Отечественный производитель (в зависимости от уровня локализации) может не соответствовать требуемому уровню баллов для госзакупок.

Таким образом, стремление Минпромторга РФ создать автокомпонентную отрасль может значимо отразиться на развитии автопромышленности.

На что следует обратить внимание?


Изменения в
постановление правительства РФ № 719 от 17.07.2015, связанные с системой балльной оценки локализации автомобилей, — это вынужденная мера, при помощи нее Минпромторг пытается сохранить компонентные производства, которые остались после ухода иностранных автоконцернов.

Сейчас следует в первую очередь обратить внимание на самые простые детали из полимеров и резины, а также на стекла и элементы шумоизоляции, так как в данных условиях утопично рассчитывать на быструю локализацию сложных наукоемких компонентов.