Дэ́вид Э́ндрю Ле́о Фи́нчер (англ. David Andrew Leo Fincher; род. 28 августа 1962) — американский кинорежиссёр, продюсер и клипмейкер. Его фильмы, в основном психологические триллеры и биографические драмы, удостоились 40 номинаций на премию «Оскар», включая три в категории «Лучшая режиссура». Режиссер который сумел поднять, казалось-бы привычный жанр "детектив-триллер" до определенной (и во многом авторской) "высокой планки".
Дэвид Финчер родился 28 августа 1962 года в Денвере, штат Колорадо. Его мать, Клэр Мэй, была медсестрой в сфере психиатрии, а отец, Говард Келли «Джек» Финчер — автором и руководителем бюро журнала Life. В апреле 2003 года Говард скончался от рака. Когда Дэвиду было два года, семья переехала в Сан-Ансельмо, Калифорния, где кинорежиссёр Джордж Лукас был одним из его соседей. В восемь лет у Финчера возникло пристрастие к кинематографу. После просмотра документального фильма о создании кинокартины «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» он начал снимать фильмы, используя 8-мм кинокамеру.
Финчер не учился в киношколе. Особое влияние на его творчество оказали Альфред Хичкок, Мартин Скорсезе, Джордж Рой Хилл и Алан Пакула. Любимые фильмы Финчера: «Вся президентская рать», «Таксист», «Окно во двор», «Зелиг», «Бумажная луна», «Лоуренс Аравийский», «Американские граффити», «Выпускник», «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени». Свою картину «Комната страха» Финчер охарактеризовал как смесь «Окно во двор» и «Соломенных псов».
Сразу после школы юноша устроился разнорабочим на киностудию и наблюдал, как происходит создание шедевров. Набравшись опыта, он работал над мультфильмом «Дважды много лет» в качестве продюсера визуальных эффектов. В 1983 году Джордж Лукас пригласил Финчера на работу в компанию Industrial Light & Magic (ILM), где он стал помощником оператора и фотографом комбинированных кадров и работал над фильмами «Возвращение джедая» и «Индиана Джонс и храм судьбы». Через год он ушёл из ILM и снял телерекламу для Американского онкологического общества, в которой эмбрион курит сигарету. Желая посвятить себя карьере режиссёра, Финчер основывает компанию Propaganda Films по созданию рекламных роликов и музыкальных клипов. Перед тем как снимать кино, в Propaganda Films оттачивали свои навыки такие режиссёры, как Майкл Бэй, Антуан Фукуа, Мишель Гондри, Спайк Джонз, Зак Снайдер и Гор Вербински.
Он впервые добился признания благодаря съёмке музыкальных клипов, среди которых особенно выделяются видео для песен Мадонны «Express Yourself» и «Vogue», получившие премию MTV Video Music Award за лучшую постановку.
Дебютной киноработой Финчера стал художественный фильм «Чужой 3» (1992), который вызвал смешанные отзывы критиков. Затем последовал триллер «Семь» (1995), получивший позитивную реакцию. Финчер обрёл успех с фильмами «Игра» (1997) и «Бойцовский клуб» (1999), последний из которых в итоге стал культовой классикой. В 2002 году Финчер выпустил фильм «Комната страха».
Через пять лет Финчер выпускает детективный фильм «Зодиак», основанный на книгах Роберта Грэйсмита о поисках Зодиака, серийного убийцы, терроризировавшего общины с конца 1960-х до начала 1970-х годов. Следующим проектом стала «Загадочная история Бенджамина Баттона», адаптация одноимённого рассказа Ф. Скотта Фицджеральда про человека, который родился стариком и начал молодеть. Фильм стал третьей совместной работой Финчера и Брэда Питта, сыгравшего заглавную роль вместе с Кейт Бланшетт. В 2010 году выходит биографическая драма Финчера «Социальная сеть» об основателе Facebook Марке Цукерберге и его судебных разбирательствах. В декабре 2011 года Финчер выпускает психологический триллер «Девушка с татуировкой дракона», основанный на романе шведского писателя Стига Ларссона. Сценарист Стивен Заиллян потратил три месяца на изучение исходного материала, делал заметки и вырезал сцены, чтобы уложить всё в нужный хронометраж. Дэниел Крейг и Руни Мара сыграли журналиста Микаэля Блумквиста и хакера Лисбет Саландер соответственно. В 2013 году Финчер выступил в качестве исполнительного продюсера телесериала Netflix «Карточный домик», политического триллера о конгрессмене, жаждущем отомстить. В 2014 году выходит «Исчезнувшая», экранизация одноимённого романа Гиллиан Флинн с Беном Аффлеком и Розамунд Пайк в главных ролях. С 2016 года Финчер стал режиссёром, продюсером и шоураннером сериала «Охотник за разумом», криминального триллера с Холтом Маккэлани и Джонатаном Гроффом в главных ролях. Шоу было снято по мотивам книги Джона Дугласа и Марка Олшейкера «Охотник за разумом». В 2019 году Финчер выступил в качестве исполнительного продюсера анимационного научно-фантастического веб-сериала Netflix «Любовь. Смерть. Роботы». В июле 2019 года Финчер подписал контракт на съёмки «Манка», биографического фильма про сценариста картины «Гражданин Кейн» Хермана Манкевича, роль которого сыграл Гэри Олдмен. В 2020 году «Манк» вышел в ограниченный американский прокат.
Финчер впервые женился в 1990 году, на волне собственного успеха в музыкальном сегменте. Супругой стала модель и фотограф Донья Фуорентино. Союз подарил Дэвиду дочь Феликс Аймоджен Финчер, но просуществовал только 5 лет. Позднее бывшая жена вышла замуж за популярного актера Гари Олдмана, но и с ним вместе прожила примерно такой же отрезок времени. Сам режиссер вскоре обрел счастье с продюсером Сиан Чаффин, с которой познакомился во время сотрудничества в работе над фильмом «Бойцовский клуб». Сейчас Сиан занимается продвижением картин мужа. Совместных детей у пары нет.
В центре многих его фильмов — незаурядные персонажи, вытесненные на обочину социума и пытающиеся утвердиться в жизни обходными путями. Это почти всегда мужчины, которые испытывают потребность выпутаться из безликого, рутинного, механизированного существования в современном мире и выбирают для осуществления этой потребности ненормальные, даже извращённые формы. На глубинном уровне режиссёр сочувствует этой потребности, отсюда часто задаваемый критиками вопрос о том, в какой степени Финчер критикует описываемые явления, а в какой — восхищается ими.
Мне хочется делать кино, которое бы действовало на зрителя так, как я задумывал. А не кино, на которое дрочили бы серийные убийцы.
Не уверен, что кино должно развлекать. Мне интереснее кино, которое ранит. Я люблю «Челюсти» за то, что с 75 года не купаюсь в океане.
Никогда не инвестируйте своих денег в кино, если вы не Мел Гибсон.
Киносъемки легче всего описать так: ты пишешь акварелью что-то, расположенное в трех кварталах от тебя, глядя через телескоп, сорок человек держат кисть и ты командуешь ими с помощью рации.
Однажды я записался на летнюю киношколу в Беркли, со школьным товарищем. Там были люди, полные высоких чувств, и намерений изменить мир. До чего же тупые и говенные фильмы они снимали. В киношколах преподают те, кто не может снимать.
Самосовершенствование — онанизм. Я в этом совершенно уверен.
Я никогда не интересуюсь чужим мнением.
Информация и фото из открытых источников.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте!