Получила от девочки, которую готовлю к ЕГЭ по литературе, смс с просьбой о возобновлении занятий в сентябре. Первый ее вопрос был: "Вы уже знаете об изменениях в кодификаторе?".
Да, конечно, я уже знала и пребывала в недоумении.
Убрать из кодификатора Пушкина, Лермонтова и Гоголя?? Зачем? Да, их не проходят в 10-м и 11-м классах. Но произведения именно этих авторов неизменно были палочкой-выручалочкой для одиннадцатиклассников, сдающих литературу: только в одном произведении любого классика можно было найти множество аргументов по разным темам как для мини-сочинений (задания с развернутым ответом 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2, 10), так и для большого (задание 11).
Но изучив новый кодификатор, демонстрационный вариант и спецификацию КИМ ЕГЭ, я выяснила, что не все так страшно.
Радует то, что произведения писателей первой половины 19 века всё-таки можно будет использовать при выполнении второй части экзаменационной работы (задание 11). Но только тогда, когда попадется конкретная тема. Например, в демонстрационном варианте есть тема "Страницы истории в отечественной литературе" (На примере произведения ОДНОГО из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова).
А также - при выполнении сопоставительных заданий 5 и 10 (в зависимости от варианта).
По сути, классики "исчезли" только из кодификатора.
Сами задания с развернутым ответом теперь будут проверяться на наличие грамматических и пунктуационных ошибок. Ничего страшного. К ЕГЭ по русскому тоже нужно будет готовиться. Вот и получится убить двух зайцев сразу.
Во время экзамена можно пользоваться орфографическим словарем.
Сама структура экзаменационной работы практически не изменилась.
В первой части убрали задание с кратким ответом, направленное на выявление знания литературных понятий и терминов. Но. Учить их придётся все равно: они очень-очень понадобятся для выполнения задания 11 (11.1/2/3), имеющего литературоведческий характер. Например, в этой вот теме: "Герои-антагонисты в пьесе М. Горького "На дне".
В задании 11.4 появилась возможность выбора: можно выбрать произведение одного из трёх перечисленных писателей и по нему писать сочинение в соответствии с заданной темой. Тоже неплохо. Особенно если остальные варианты 11.1, 11.2, 11.3, 11.5 вызывают недоумение/ страх/ панику и учащенное сердцебиение ) Шутка. Все варианты задания 11 выполнимы, если основательно подготовиться: хорошо знать произведение, его проблематику, а также литературные термины.
И структуру сочинения, в котором должны быть введение, основная часть и заключение. Основная часть - это рассуждение с доказательством. Здесь обязательна аргументация и примеры из текста произведения, логически обоснованные и раскрывающие тему. Обязательно наличие в сочинении хотя бы двух-трёх литературных терминов.
Что касается самого списка литературных произведений, знание которых проверяется на экзамене, то больших изменений я там не увидела. А. Н.Островский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький никуда не ушли. Поэты - тоже.
Добавилась зарубежная литература второй половины 19-20 веков: Р. Брэдбери, С. Моэм, Дж. Сэлинджер, У. С. Моэм и др. Произведения этих авторов также можно использовать при раскрытии темы в задании 11. Если в самом задании будет предложен выбор (произведение отечественной или зарубежной литературы).
У некоторых писателей и поэтов не указаны конкретные произведения, поэтому для написания сочинения можно смело брать любые, уже прочитанные романы, повести и стихотворения этих авторов. Разумеется, в соответствии с заданной темой.
Так что паниковать нет смысла: экзамен сложнее не стал. Но и легче - тоже. Все зависит от подготовки. Поэтому начинаем готовиться!