Помните, как отжигали футуристы в «Пощёчине общественному вкусу»?
«Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности».
Так вот... Разработчики ЕГЭ по литературе, на мой взгляд, до Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова явно не дотягивают, но лавры поэтов прошлого не дают им спокойно жить. Вероятно, именно поэтому они одним махом выкинули из кодификатора трёх «китов», на которых держится русская литература: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Да и других гигантов, которые сделали нашу словесность такой, какая она есть, тоже не пощадили. Нет в нём ни неизвестного автора «Слова о полку Игореве», ни Д.И. Фонвизина, ни В.А. Жуковского, ни А.С. Грибоедова… Теперь кодификатор начинается с А.Н. Островского!
Простите покорно за столь эмоциональное начало, но слова, глядя на изменения в ЕГЭ по литературе этого года, подбирать о-о-очень сложно. Попробую объяснить почему...
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Два года назад кодификатор претерпел серьёзные изменения: его сильно расширили, включив зарубежную и современную литературу. Об этом я писала здесь:
Но этот ход, тогда неприятно удививший, ещё можно было объяснить. Произведения давались под разными литерами: А, В и С. Они-то и позволяли ориентироваться в списке, подсказывали, что необходимо читать в обязательном порядке, а что освоить желательно, чтобы получить высокий балл. Кроме того, кодификатор коррелировался с вузовскими списками произведений. Теоретически любой ребёнок, серьёзно готовящийся к ЕГЭ по литературе и знающий перечисленные произведения, мог принимать участие в перечневых олимпиадах и смело сдавать внутренние творческие экзамены. Но теперь… Теперь в кодификаторе дана только программа 10-11 классов плюс зарубежка. Авторов меньше, произведений меньше. Это ли не благо? За всех отвечать не рискну, но, по-моему, это бомба замедленного действия. Сейчас объясню почему.
В чём проблема нового кодификатора?
Кодификатор превратился из полезного справочного материала в ЛОВУШКУ. Главным образом для тех ребят, которые планируют готовиться к ЕГЭ самостоятельно. Ведь они не станут поднимать материал прошлых лет, перечитывать те произведения, которые в нём не указаны. А это значит, что:
1. Качественно написать вопросы-сравнения, которые теперь идут под номерами 5 и 10, будет затруднительно.
Далеко за примерами ходить не надо! Нужен для сравнения купец, как в новой демоверсии, а он у Лермонтова имеется, которого, естественно, не перечитают. Нужен яркий антигерой – отсылочка к тому же автору. Нужен «маленький человек», а он у Гоголя, которого уже забыли напрочь. Требуется «лишний человек», а он угадайте у кого…
С лирикой и вовсе будет беда, потому что разработчики КИМа – внимание! – требуют (по крайней мере, в демоверсии) сопоставления с произведениями отечественной поэзии первой половины XIX в. Каково? В кодификаторе их нет, а в ответе у ученика они быть должны!
2. Без последовательного изучения/повторения произведений русской литературы, начиная с XVIII века, невозможно понять, что и откуда взялось, осознать преемственность традиций, увидеть зарождение и эволюцию образов.
Почему А.С. Пушкин считал себя продолжателем дела Г.Р. Державина? Какова связь между романтиками и поэтами чистого искусства? Откуда пошла традиция введения «избыточных» персонажей в пьесы и зачем они нужны в произведениях А.Н. Островского и А.П. Чехова?.. Кто первым описал идеальный женский образ в русской литературе? На все эти и многие другие вопросы ребята, прочитавшие только произведения из нового кодификатора, ответить не смогут! Понять творения Серебряного века и более поздних авторов, наполненные аллюзиями и реминисценциями, - тем более. И это, конечно же, отразится на глубине раскрытия тем в сочинениях. И на баллах…
3. Новый кодификатор усилит отрыв детей от историко-литературного и историко-культурного контекста.
Многие ребята не знают, когда правила Екатерина II, против кого мы воевали в Отечественной войне 1812 года, кто такие декабристы, почему реформа отмены крепостного права была настолько важна, что послужило катализатором для усиления революционных настроений, когда произошла первая в России революция... А составители нового кодификатора как будто подсказывают им: да и не нужно вам всё это! Зачем копаться в прошлом? О XVIII веке рассуждать, про восстание декабристов и про их поэзию читать, в причинах и следствиях реформ разбираться, если того напрямую не требуют на ЕГЭ. Вот с середины XIX века изучать всё и начинайте: и литературу, и историю. А это ли не бомба, которая страшно сработает в их головах?
Есть и другие «подводные камни», связанные с новым кодификатором. О них расскажу позже, если соберусь с силами.
Что делать?
Несмотря на то, что проект пока не утверждён, уже сейчас необходимо чётко ответить на этот вопрос. Как это сделали герои Н.Г. Чернышевского, произведение которого, кстати, ввели в новый кодификатор.
Мои ответы таковы:
1. Продолжать готовить детей по старому кодификатору, ни в коем случае не исключая из программы подготовки таких авторов, как: Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Факультативно – «Слово о полку Игореве» и творчество В.А. Жуковского. Объяснять детям необходимость изучения этих произведений!
2. Обращаться с письмами к разработчикам ФИПИ, составлять и подписывать петиции о пересмотре нового кодификатора, который может принести огромный вред. Пока изменения обозначены как «планируемые», есть шанс что-то изменить. А значит – надо пытаться!
Об изменениях КИМа ЕГЭ по литературе расскажу в следующих публикациях. Там тоже, если честно, разговор не из приятных…
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если вы хотите поддержать мой канал материально, буду благодарна! Сейчас это важно, потому что Дзен перестал платить авторам. Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.