Найти тему
23K подписчиков

Команда "Ко мне". Награда - соответственно качеству выполнения. Всегда ли стоит щедро награждать за подход.

416 прочитали

Почему-то даже опытные кинологи редко используют этот прием при отработке команды "Ко мне", а в специальной литературе крайне редко о нем пишут. А вот мне этот прием очень нравится. В отношении моих нынешних собак оказался он рабочим, а потому рискну предложить его вам, хотя и знаю, что напишу сейчас "крамольную вещь".

Существует несколько незыблемых правил при отработке команды "Ко мне", о которых знает всякий хозяин, который хотя бы мало-мальски подготовился к обучению собаки:

Не орать команду грозным голосом. Звать собаку ласково.

Не повторять команду двадцать раз, максимум - дважды.

Никогда не бегать ЗА собакой, пытаясь добиться выполнения команды "Ко мне", лучше побежать ОТ собаки.

Никогда не наказывать собаку, когда она подошла, даже если перед этим она битый час мотала вам нервы своим непослушанием.

Обязательно похвалить и наградить собаку при подходе.

Все перечисленное правильно и не вызывает сомнения. Я лишь хотела бы остановиться на последнем пункте и кое-что в нем оспорить.

Всегда ли стоит радостно хвалить и щедро награждать собаку, если она подошла?

Большинство источников говорит: да! Награждать и хвалить! Ведь подошла же!

Интересно, что когда я только начинала заниматься с собаками, наш инструктор, очень уважаемый мной человек, утверждал то же самое.

Мол, даже если собака подошла неохотно, "с недовольной миной", все равно, награждаем. Даже если перед этим полчаса игнорировала призывы, но подошла: скрипим зубами, материмся про себя, но хвалим. Даже если извалялась в какой-то гадости, не взирая на наши вопли, но потом, "надушившись", подбежала - все равно нежно гладим умницу (стараясь не дышать😃).

Я и следовала этим правилам очень долгое время, тем более, что их подтверждали все!

И лишь когда у нас появились нынешние наши собаки, и я штудировала сайты о дрессировке на положительном подкреплении, мне на глаза попалась интересная заметка .

В ней говорилось, что мы, хозяева, сами частенько портим команду "Ко мне", подкрепляя любой подход собаки, и что вовсе не нужно так действовать.

Что имеется в виду?

Представьте, что вы отрабатываете с собакой какую-то другую команду, например, "сидеть", "лежать" или "рядом".

Будете ли вы награждать собаку, если она села (легла), как попало, завалилась на одну сторону или улеглась на бок? Или при команде "рядом" идет не у вашей ноги, а где-то позади или впереди вас?

Ведь не будете? Нет, вы заставите собаку исправиться, переделать: поднимите ее, снова скомандуете "сидеть" (лежать) и, лишь добившись красивого выполнения команды, похвалите и дадите лакомство. И при команде "рядом" тоже будете хвалить собаку лишь тогда, когда она идет в нужной вам точке.

А почему вы так поступаете? Правильно! Потому что не хотите закрепить у собаки неправильную позицию, некачественное выполнение команды. Особенно за этим следят те, кто планирует впоследствии участвовать с собакой в соревнованиях, сдавать нормативы. Нельзя закреплять неправильное выполнение!

А вот с командой "Ко мне" почему-то не так! И зря!

Когда собака идет к хозяину "вразвалочку", нехотя, перенюхав по дороге все цветочки-травинки, а хозяин все равно хвалит и дает лакомство, собака запоминает, что "и так можно", все равно похвалят и наградят, так чего торопиться?

Или хозяин десять раз позвал, а собака соблаговолила оставить свои дела и подойти лишь на одиннадцатый вопль хозяина? И хозяин снова похвалил и наградил! И вновь собака усвоила, что можно и не торопиться. Пускай хозяин кричит, а я сейчас "поболтаю" со встреченной собачкой, а потом подойду, как ни в чем ни бывало! И все равно получу лакомство! Ведь подошла же!

Поощряя любые подходы, мы сами закрепляем у собаки неправильное выполнение команды "Ко мне".

Сторонников Положительного Подкрепления нередко критикуют за излишнюю мягкость при воспитании собак. Вот, мол, только портят собак своими "новыми методами" и полным отсутствием наказаний! Однако, на самом деле все далеко не так просто! При дрессировке на ПП это самое подкрепление нужно еще заслужить! За что попало оно не дается! Награждается лишь правильное, качественное выполнение команд, и команда "Ко мне" - не исключение!

Почему-то даже опытные кинологи редко используют этот прием при отработке команды "Ко мне", а в специальной литературе крайне редко о нем пишут. А вот мне этот прием очень нравится.

Но, с другой стороны, все-таки любой подход к хозяину ,должен быть отмечен! А то вдруг совсем подходить не будет?😃 Как же тогда быть?

Мне очень нравится метод так называемой "соответствующей награды". То есть, награда соответствует качеству выполнения.

Думаю, никого уже не стоит убеждать в том, что собаки вполне способны анализировать, обрабатывать информацию и "делать выводы".

Метод Положительного Подкрепления, в общем-то, и основан на этих их способностях. Собаку награждают за какое-то правильное действие, собака "прокручивает" в своей умной головушке: за что именно она получила лакомство, и старается впоследствии это действие повторить. Причем, даже совсем маленькие щенки способны на такой анализ, что уж говорить про взрослых собак.

Вот эту их особенность можно отлично использовать при шлифовке команды "ко мне".

Награждаем соответственно качеству выполнения.

Собака по команде бросила все свои дела и подлетела к вам? Шквал восторгов, похвал и ласк. И, конечно же, лакомство щедрой рукой: кусочек за кусочком!

Не "услышала" с первого раза или подошла не спеша, чего-то вынюхивая по дороге и глядя по сторонам?

Тогда и награда соответствующая: скупое "молодец" и крошечный кусочек лакомства.

Я своих Тильду и Юну учила именно так. Могла и совсем ничего не дать, а лишь сказать кислым голосом: "Ну ... молодец".

Хотите верьте, хотите нет, но даже в щенячестве собаки чувствуют разницу! И очень быстро "вычисляют", за что можно получить награду поощутимее!😆

И сейчас, конечно , бывают "сбои". Но теперь собаки взрослые и сразу понимают подтекст похвалы, сказанной "сквозь зубы". Вроде бы, хозяйка и похвалила, но явно недовольна! Мне иной раз кажется, что от такой "похвалы" собаки даже виноватыми себя чувствуют.😃

А потому очень важно дать собаке возможность "исправиться". Переделать команду.

Мы ведь просим собаку переделать команду "сидеть" или "лежать" если она выполнена нерадиво. То же самое с командой "Ко мне"! Отпустив собаку гулять, снова подзываем ее. Если собака на этот раз подбегает быстро, бурно и радостно хвалим ее, щедро награждаем. Так, на контрасте, собака понимает, какого именно выполнения мы от нее ожидаем. Можно еще и помочь собаке быстрее выполнить команду: когда собака направляется к вам, отбегаем от нее спиной вперед, подбадриваем ее веселым голосом: "Скорей-скорей!" И хвалим, хвалим! Не скупимся на эмоции!

Как быть со щенками? Их ведь необходимо награждать за каждый подход, чтобы щенок усвоил команду. Или как быть со взрослой собакой, когда контакт с ней не слишком хорош, и она не особо хорошо разбирается в нюансах ваших интонаций? Ведь здесь тоже важно подкрепить любой подход к хозяину!

Когда мои собаки были еще юными, я носила в разных карманах разное лакомство. В одном что-то очень вкусное: кусочки говядины, печени, сыра, а в другом - какие-нибудь малоинтересные сухарики.

За подход, который меня не устраивал, собаки получали сухарик и скупую похвалу, а вот за быстрое и красивое выполнение команды "Ко мне" - бурю похвал и много-много вкуснятинки. Даже очень молодые собаки быстро соображают, как получить "прикольное лакомство", что для этого нужно сделать.

Ну, а со взрослыми собаками, с которыми у вас отличный контакт, которые отлично читают ваши интонации, в случае неповиновения иногда лучше и совсем ничего не дать! Проверено! Подзыв этим не испортишь. Скорее, наоборот! Собака недовольство хозяина очень хорошо чувствует и с возрастом все лучше понимает, чем это недовольство вызвано. Но! Не забывайте дать собаке возможность исправиться! И когда команда "Ко мне" выполнена на пять с плюсом, обязательно расхвалите, не скупясь на эмоции, и щедро наградите своего друга! Прогулки лучше заканчивать на мажорной ноте, когда хозяин и собака довольны друг другом!

А я жду ваших комментариев, вашего согласия и несогласия! Здоровья вам и вашим "хвостикам"!