4,4K подписчиков

Египтологи правы - пирамиды на самом деле принадлежали их фараонам, но... они их не строили

342 прочитали

В этой статье я хочу понять насколько пирамиды принадлежат их царям. Потому что есть много несоответствий, некорректных трактовок и умозаключений, базирующихся на аксиоме строительства пирамид фараонами. Но если учитывать то, что пирамиды фараоны не строили, или они могли быть построены намного раньше, в додинастический период, то источники уже трактуются по другому. Здесь я в основном буду исследовать источники, связанные с пирамидами IV, V-VI династий.

Автор у пирамиды Микерина с видом на пирамиду Хефрена. Гиза, Египет
Автор у пирамиды Микерина с видом на пирамиду Хефрена. Гиза, Египет

Страну египтянам передали боги

Две пирамиды в Дашуре принадлежат Снофру, это факт. Пирамида Микерина принадлежит Микерину, это факт. Но не факт, что они их строили. То есть принадлежность их царям задокументирована в древних источниках. Но о строительстве их этими царями нет никаких сведений. Можно ли из этого предполагать, что эти цари просто присвоили себе эти пирамиды, которые стояли за долго до них? Если предположить, что пирамиды стояли в долине Нила задолго до фараонов, значит территория Египта это древняя земля богов. Собственно сами древние египтяне это не отрицали, утверждая, что раньше Египтом правили боги. А вот насколько раньше другой вопрос. И застали ли египтяне ко времени объединения Египта хотя бы кого-то из потомков богов, неизвестно. Или только справляли религиозные ритуалы своеобразного культа карго в честь этих богов, обслуживая храмы в честь богов, совершая ритуалы и жертвоприношения.

В Текстах пирамид времён V-VI династий говорится, что боги передали страну людям, сделав фараона наместником богов: "Объединяет тебе Атум области, даёт он тебе поселения" (1). То есть процесс объединения Египта в Текстах пирамид показан как мирный процесс передачи страны людям, без войны за земли. И что интересно, поселения уже существовали, когда боги передали их людям. Значит пирамиды могли уже существовать со времен богов, и первоначально принадлежать богам, пока те не передали их людям. Значит фараоны не строили пирамиды, а присвоили и повторно использовали. Речь идёт о пирамидах IV династии, а не всех.

Автор на фоне текстов пирамид в пирамиде Унаса, Саккара, Египет
Автор на фоне текстов пирамид в пирамиде Унаса, Саккара, Египет

В ранних текстах Древнего царства не говорится, что цари основывали поселения этого типа, царям их всегда приносили или давали боги (1), в отличие от тех поселений и зданий, что сооружались царями. Например припирамидные поселения и «крепости богов». «Крепости богов» были тесно связаны с правящими царями, каждый из царей при вступлении на трон сооружал новое святилище и давал ему новое название, постоянной составной частью которого оставалось слово «боги». Они были важными государственными святилищами, в которых правящие цари как бы «заключали союз» с местными богами (1).

Во времена Раннего и Древнего царств существовало мероприятие "Последователи Гора", которое восходило к додинастическим мифологическим представлениям, когда царь получал свою власть от богов, которые вручали ему, как своему наместнику, страну Верхнего и Нижнего Египта со всеми её областями и поселениями. Боги охраняли царя и помогали объединить Верхний и Нижний Египет в одно государство. Верхний и Нижний Египет рассматривался как царство, возглавляемое царём, который был за него в ответе перед богами. Поэтому мероприятие "Последователи Гора" означало объезд всей страны царём-Гором по нилу на ладье Сокола, что подтверждало его права на всю территорию Нижнего и Верхнего Египта, которую дали ему боги.

Поэтому, если там кто-то жил около пирамиды, это не значит что они строили эту пирамиду. Не знаю почему Марк Ленер и Заки Хавас с уверенностью заявляют что они обнаружили город строителей пирамид в Гизе. Наверно потому что он якобы одного возраста с пирамидами. Якобы, потому что считается что пирамида была построена в то время, то есть примерно в 2500 году до н.э. А что если это не так и пирамида стояла тут раньше, и тогда якобы город строителей пирамид не относится к ее строительству, а является лишь припирамидным поселением, обслуживающим храмовое хозяйство.

Раскопки припирамидного поселения, примыкающего к гробнице королевы Древнего царства Хенткавес в Гизе, в тени пирамид Хефрена и Хуфу. © 2013 Ancient Egypt Research Associates. Link: https://brewminate.com/urban-life-in-ancient-egypt/
Раскопки припирамидного поселения, примыкающего к гробнице королевы Древнего царства Хенткавес в Гизе, в тени пирамид Хефрена и Хуфу. © 2013 Ancient Egypt Research Associates. Link: https://brewminate.com/urban-life-in-ancient-egypt/

Для примера, в средневековье и сейчас около пирамид жили и живут много арабов, но это не значит что они имеют отношение к строительству пирамиды. Они строят свои поселения, дома вокруг, в то время когда пирамиды уже стоят. Так с чего вдруг в древности не могло быть подобного? Далее, в наше время пирамида реставрируется реставраторами. С чего тогда Хеопс не мог реставрировать пирамиду в свое время, а не строить ее? Кроме того, если около пирамид жили их строители, то почему переработка меди для инструментов, которые быстро стачиваются, проходила на синайском полуострове?

Кроме того, не укладывается в голове, что люди с инженерной мыслью, развитой наукой, строительными технологиями, знаниями, которые сосредоточены в пирамидах четвертой династии, совершали примитивные ритуалы, приносили жертвы в классическом виде, сжигая животных или ещё как, во времена обслуживания храмового хозяйства в припирамидных поселениях. Хотя неудивительно, в современное время на пике технического прогресса, в мусульманских странах также приносят в жертву баранов.

Арабские поселения у пирамид Гизы. Фото автора
Арабские поселения у пирамид Гизы. Фото автора

Фараоны IV династии не строили пирамиды

Есть древнеегипетские документы, где конкретно написано о строительстве других пирамид, например пирамида Меренра VI династии. Но выглядит она как груда мусора. Разница в технологиях строительства между IV и V-VI династиями очевидна. Фараоны использовали в основном забутовку, щебенку, рваный камень. Пирамиды V-VI династий действительно были построены египтянами времён фараонов. Но что касается IV династии, то если Хеопс что то делал около пирамиды, это не значит, что он строил саму пирамиду. И ещё один вопрос. Зачем фараону Снофру две пирамиды гробницы без саркофагов? Нет ни одного документа, говорящего о строительстве пирамид IV династии фараонами. Но есть документы, говорящие о принадлежности пирамид их фараонам.

Например, две пирамиды в Дашуре действительно принадлежали Снофру, но он их не строил, а просто присвоил в свои владения. Пирамида Микерина действительно принадлежала Микерину, но он ее не строил, а просто присвоил во владение. Про пирамиды Хеопса и Хефрена так же, их не строили, а просто присвоили. Из этого следует, что пирамиды уже стояли за долго до них. Вопрос, кем они были построены.

Автор у Ломаной пирамиды Снофру в Дашуре, Египет.
Автор у Ломаной пирамиды Снофру в Дашуре, Египет.

Кто-то скажет про поселение строителей пирамид. Но если кто-то жил около пирамиды, это не значит что они строили саму пирамиду. Около пирамиды сейчас живут много арабов, но они же не являются строителями пирамид. В древности было много припирамидных поселений, о которых говорится в древних источниках, но там не говорится что это строители пирамид. Например, вблизи пирамиды Хуфу (Хеопс), находилось припирамидное поселение "Небосклонен Хуфу". Это не было поселение строителей пирамид, а было религиозным поселением обслуживающим храмовое хозяйство пирамиды (1).

Например в указе Пепи I (VI династия) двум припирамидным поселениям царя Снофру, говорится что Снофру принадлежали две пирамиды и два его припирамидных поселения: "Царь и государь Египта Снофру в двух пирамидах воссияет Снофру"(1). Но ничего не говорится о строительстве Снофру этих пирамид. Далее Пепи I в своём указе освобождает эти два припирамидных поселения Снофру от всякой работы на месяц жреческой службы, ритуалов и жертвоприношений в этих поселениях.

Что представляют собой Указы Пепи I? Это каменная плита с иероглифической надписью, стоявшая у Красной пирамиды, найденная в 1905 году местными жителями. Затем переведенная и опубликованная Л. Борхардтом в том же году. Ныне хранится в Государственном музее Берлина (3).

Это деталь большого фрагмента известняка, который происходил из комплекса пирамид египетского фараона Снофру (с 2613 по 2589 гг. до н.э.) 4-й династии Египта. Это один из очень немногих и важных юридических текстов Древнего царства. Пепи I (р. 2335-2285 до н.э.) из 6-й династии издал указ, в котором говорится, что город и его жители, окружающие комплекс пирамид его предшественника Снеферу, имеют определенные привилегии и защиту; например, священники, проводящие там религиозные ритуалы для Снеферу, освобождены от барщины и налогов. Имя Гора Пепи I (mry-TꜢWI; Возлюбленный двух Земель) появляется справа, в то время как картуш Снеферу можно увидеть в верхней средней части этого изображения. Из пирамиды Снофру в Дахшуре, Египет. Старое царство, 6-я династия, правление Пепи I (ок. 2335-2285 гг. до н.э.). Neues Museum, Berlin, Germany.
Это деталь большого фрагмента известняка, который происходил из комплекса пирамид египетского фараона Снофру (с 2613 по 2589 гг. до н.э.) 4-й династии Египта. Это один из очень немногих и важных юридических текстов Древнего царства. Пепи I (р. 2335-2285 до н.э.) из 6-й династии издал указ, в котором говорится, что город и его жители, окружающие комплекс пирамид его предшественника Снеферу, имеют определенные привилегии и защиту; например, священники, проводящие там религиозные ритуалы для Снеферу, освобождены от барщины и налогов. Имя Гора Пепи I (mry-TꜢWI; Возлюбленный двух Земель) появляется справа, в то время как картуш Снеферу можно увидеть в верхней средней части этого изображения. Из пирамиды Снофру в Дахшуре, Египет. Старое царство, 6-я династия, правление Пепи I (ок. 2335-2285 гг. до н.э.). Neues Museum, Berlin, Germany.

Далее, надпись на Палермском камне говорит: "Постройка стены Южной и Северной страны [под названием]: крепости (?) Снофру. Доставление 40 судов с (?) Кедровы деревом. Сооружение [зданий?] «Высока корона Снофру на Южных вратах» и «Высока корона Снофру на Северных вратах». Изготовление дверей для царского дворца из кедрового дерева"(4).

Палермский камень это обломок диоритовой плиты с весьма фрагментарным архаичным текстом, где немногие места поддаются связному переводу. Поэтому понять точно что описывалось затруднительно. Поэтому из текста не совсем понятно идёт ли речь о пирамидах Снофру, или каких-то иных зданиях, например припирамидных поселений. Потому что припирамидные поселения носили те же названия что и пирамиды.

Палермский камень, около 2400 г. до н.э. Находится в Палермо, Италия
Палермский камень, около 2400 г. до н.э. Находится в Палермо, Италия

Далее, в небольших фрагментах указа царя Шепсескафа для пирамиды царя Менкаура (конец IV династии), говорится что третья пирамида в Гизе действительно принадлежала Менкауре: "...в пирамиде Божествен Менкаура"(1). Но ничего не говорится о строительстве, то есть это вообще не означает что Менкаура строил пирамиду. Припирамидное поселение Менкаура также называется "Божествен Менкаура" (7).

Известняковая плита Шепсескафа. Reisner G.A. Mycerinus. The Temple of the Third Pyramid at Giza, 1931
Известняковая плита Шепсескафа. Reisner G.A. Mycerinus. The Temple of the Third Pyramid at Giza, 1931

Указ царя Шепсескафа это фрагментарная каменная плита, находящаяся в настоящее время в Египетском музее в Каире.

Ну и далеко ходить не надо, у подножия пирамиды Хеопса есть гробница Кара (Мериренефер), (Мастаба G7101), чиновника VI династии, вероятно при фараоне Пепи I. Его титулы включали “Смотритель припирамидных поселений Хеопса, Хефрена и Микерина”. После входа в гробницу, внутри сверху на известняковом блоке есть три строчки иероглифов, которые перечисляют должности Кара. Там изображены три пирамиды и рядом картуши Хеопса, Хефрена и Микерина(9).

Буквально там написано:

1) «Надзиратель припирамидного города Нетджери-Менкауре, царский писец писем, саб-чиновник, надзиратель над писцами, хорошо обеспеченный Кар».
2) «Инспектор жрецов Вер-Хефрена, писец королевских писем в присутствии, чиновник саб, надзиратель писцов, жрец Маат, Кар».
3) «Надзиратель припирамидного города Ахет-Хуфу, царская грамота писец в присутствии хорошо обеспеченного Кар».
Автор в гробнице чиновника Кара (G7101). Три иероглифические строки сверху с изображением пирамид и картуши Хеопса, Хефрена и Микерина.
Автор в гробнице чиновника Кара (G7101). Три иероглифические строки сверху с изображением пирамид и картуши Хеопса, Хефрена и Микерина.

Кар был вполне обеспеченным чиновником смотрителем над этими тремя припирамидными городами и их жрецами. Ни о каком строительстве пирамид этими фараонами речи нет.

Из источников понятно, что фараоны четвертой династии имели свои припирамидные поселения, рядом с присвоенными ими пирамидами. После смерти фараона, эти поселения продолжали обслуживать поминальный культ царя, ритуалами и жертвоприношениями.

Дело в том, что сами пирамиды IV династии не имеют никаких письменных обозначений принадлежности их фараонам. Они не имеют каких-либо древнеегипетских надписей, как пирамиды V-VI династий. О принадлежности их конкретным царям мы узнаём из поздних источников V-VI династий, говорящих о припирамидных поселениях этих царей. То есть принадлежность пирамид их царям определяется по их припирамидным поселениям. Но эти поздние источники не говорят о строительстве этих пирамид этими фараонами. И даже нет прямых источников о строительстве, относящихся к IV династии.

Припирамидное поселение Ломаной пирамиды Снофру в Дашуре, Египет
Припирамидное поселение Ломаной пирамиды Снофру в Дашуре, Египет

Зато фараоны V-VI династий действительно строили свои пирамиды, что как раз резко отличается от строительных технологий IV династии. Так же пирамиды V-VI династий имеют иероглифические древнеегипетские тексты, известные как "Тексты пирамид".

Далее источник уже говорит о строительстве пирамиды фараона VI династии Меренра.

Вторая экспедиция к никольским порогам на юге Египта и в Нубию за строительным материалом для пирамиды.
"Его величество посылал меня прорыть 5 каналов в Верхнем Египте и построить 3 грузовых и 4 перевозочных судна из акации Уауат. При этом правители Ирчет и Меджа поставляли для них дерево. Я выполнил все за один год. Они были спущены на воду и нагружены до отказа гранитом [в путь] к пирамиде «Является и милостив Меренра». Я сделал, далее,... для дворца по всем этим 5 каналам, так как мощь царя Верхнего и Нижнего Египта Меренра, который да живет вечно, величава,... и внушительна в большей степени, чем всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им"(4).

В источнике сказано что судна были нагружены гранитом для пирамиды Меренра, но пирамида Меренра представляет собой груду щебёнки, а кладка пирамиды выполнена из рваного камня. Никакого гранита рядом нет. Если имелась в виду гранитная облицовка, то её нет.

Далее, кто-то скажет про "Дневник Мерера", найдённый Пьером Талле, якобы это доказательство строительства великой пирамиды Хеопсом. Но это совсем не доказательство. Этот документ совсем не говорит о строительстве пирамиды Хеопсом. А просто описывает перевозку камней из Туры в Гизу к Ахет-Хуфу. Ахет-Хуфу в переводе означает "Небосклонен Хуфу" или "Горизонт Хуфу". То есть к тому, что уже существовало. Это могло быть строительство припирамидного поселения во времена владения пирамидой Хеопсом. Пирамида, как и припирамидное поселение носили одно и то же название "Небосклонен Хуфу". Но это вообще не говорит о строительстве пирамиды. То есть там ни слова об этом нет. То есть можно только предполагать, что и делают учёные. Они предполагают, что камни перевозились для строительства пирамиды. Но точно об этом нигде не сказано. Ахет-Хуфу там уже существовал.

Автор у пирамиды Микерина. Египет. То место, откуда взяли пробу для анализа.
Автор у пирамиды Микерина. Египет. То место, откуда взяли пробу для анализа.

Далее, в 2014 году греческими учёными был проведен термолюмесцентный анализ образца гранитного блока пирамиды Микерина (Менкаура), взятый из глубины расщелины. Возраст показал дату 3450 год до н.э. То есть это додинастический период Накада ll. Учёные сказали, что возраст пирамид надо пересматривать. После этого Захи Хавасс запретил все исследования вне территории Египта.

Современное археологическое мнение состоит в том, что они были построены под покровительством фараонов Четвертой династии Хафра, Хуфу и Менкаура. Это было твердо установлено благодаря историческим записям и последующим открытиям картушей на этом месте. Однако обнаружение картушей и погребальных свидетельств более ранних династий ясно указывает на то, что части этого места могли быть повторно использованы, и разумно предположить, что некоторые постройки уже присутствовали в Гизе, когда проводились крупномасштабные работы начала Четвертой династии (5).

Официальная версия просто тиражируется в СМИ, поэтому кажется что там всё истина в последней инстанции. Если бы все было настолько точно доказано, не было бы альтернативных теорий. Альтернативная теория это не псевдонаука, это просто другая версия, базирующаяся на недостаточных доказательствах официальной версии. Официальная версия является устоявшейся, а альтернативные теории продолжают развиваться на шаткости официальной.

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь было интересно и вы поддержите мои старания лайком и комментариями. И буду рад, если подпишетесь на мой телеграм канал, где я делаю заметки о своих исследованиях древних цивилизаций: https://t.me/romanwithstone

Источники:

1. Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства. М.: Восточная литература, 1992.

2. Стучевский И.А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта. М.: Изд-во восточной литературы, 1962.

3. Borchardt L. Ein Königserlaß aus Dahschur. // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. Volume 41-42 Issue 1, 1905

4. Хрестоматия по истории древнего мира. / Под ред. Струве В. Москва, Учпедгиз, 1950

5. Ioannis Liritzis, Asimina Vafiadou, Surface luminescence dating of some Egyptian monuments. Journal of Cultural Heritage 16(2), 2014

6. Pierre Tallet, LES PAPYRUS DE LA MER ROUGE I LE "JOURNAL DE MERER" (Papyrus Jarf A et B), 2017

7. Reisner G.A. Mycerinus. The Temple of the Third Pyramid at Giza / Cambridge, MA: Harvard University Press, 1931.

8. Strudwick N. C. Texts from Pyramid Age. Edited by Ronald J. Leprohon. / Atlanta, 2005.

9. Simpson, William Kelly. The Mastabas of Qar and Idu, G 7101 and 7102. Giza Mastabas 2. Boston: Museum of Fine Arts, 1976.