Найти тему

Тема №182 «Сознание человека — природа желания, органов чувств и органов действия»

Предисловие для непостоянных (новых) читателей.

Статья, которую Вы собрались прочесть, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).

Начало темы.

Сегодня мы продолжаем исследовать одну из самых больших загадок человечества — сознание и его тайны. В предыдущей теме №181 мы выясняли разницу между терминами «сознание, осознание и самосознание» на примере трёх отдельных личностей Бога и Человека, а также на примере животного, растительного и минерального царств природы. Многие читатели столкнулись со сложностями в понимании прошлой темы, без устранения которых мы не можем пойти дальше в вопросе исследования загадочного сознания.

Несомненно, человеку Западной цивилизации непросто признать и представить, что помимо него самого существует ещё две отдельные личности, образующие с ним единое целое, но обитающие в вышестоящих мирах: Каузальном, Монадическом. К идее троичности Бога человек ещё как-то приучен Церковью на протяжении многих веков. Но идея о трёх отдельных лицах в человеке для многих является малопонятной и трудной. Помимо этого, оказалось, что каждая из трёх личностей Человека и Бога троична внутри себя. Это и вызвало трудности у читателя в понимании.

Классическая Теософия в целях отделения схожих понятий между собой использует термин «аспект», который означает одну из сторон рассматриваемого объекта или то, как единый объект видится с разных точек зрения. Теософы утверждают, что у Бога и Человека три отдельные личности, и у каждой из личностей есть три отдельных «аспекта» внутри себя. Каждый аспект имеет свой числовой порядковый номер (1, 2, 3), чтобы его всегда можно было узнать под различными словесными описаниями (именами).

Если читателю удобно, то он может использовать Теософский термин "аспект", а те, кому он непривычен, могут заменить его на термины «качество или функция». Термин качество означает существенный признак, свойство, особенность, отличающая одно от другого. Термин функция означает вид производимой работы, выполняемая роль, предназначение чего-либо. Полагаю, что теперь каждый из читателей выберет себе термин по вкусу, который не позволит ему запутаться. Ведь без понимания трёх качеств Бога (аспектов, функций) исследовать сознание человека бесполезно.

Для наглядности рассмотрим пояснительный пример. Возьмём всем пока ещё известную лампочку накаливания. Когда электричество (универсальная энергия) попадает в неё, то лампочка начинает испускать свет определенной мощности, имеющий обычно желтоватый оттенок. Помимо этого, лампа накаливания выделяет тепло от нагревающейся нити внутри неё, а также издаёт слабый звук. Несмотря на то, что предмет один (лампочка) он проявляет себя в трёх разных направлениях: сила света, сила тепла и сила звука. Можно сказать, что лампочке свойственно три отдельных качества (аспекта, функции). Какую бы мы не взяли лампу накаливания, большую или маленькую, три её качества будут присутствовать всегда: свет, тепло, звук. То же самое относится к личности Бога и Человека. В каждой из личностей всегда будет три отдельных качества (аспекта, функции).

Как нам известно, у Бога и Человека три отдельные личности, а не одна. Хорошо, давайте усложним наш пример и добавим ещё две лампы, но другого типа. Вторая лампа в примере будет люминесцентной. Допустим, она соответствует второй личности человека (Каузальный мир). Третья лампа будет светодиодной и в нашем примере она будет олицетворять Монаду человека. Вышеуказанная лампа накаливания будет олицетворять личность человека, обитающую в Физическом мире (мы с Вами).

Особенностью второй люминесцентной лампы является отсутствие нити накаливания. В такой лампе светится особый газ, а не раскалённый металл. При этом сила свечения при одинаковом количестве потребляемой энергии намного выше, чем у лампы накаливания. Отсутствие нагревающейся нити приводит к низкому выделения тепла. Особенностью ламп такого типа является сильный звук (гудение). Светодиодный, он же третий тип ламп, тоже имеет свои особенности. Такая лампа издаёт самое большое свечение относительно используемой энергии, выделяет среднее количество тепла и может издавать звук более тихий, чем люминесцентные лампы, но боле громкий, чем лампы накаливания.

-2

Вывод. В первой лампе (накаливания) слабо выражено свечение, слабый звук, но сильно выражено тепло. Во второй лампе (люминесцентной) средне выражено свечение, слабо выражено тепло и сильно выражен звук. В третьей лампе (светодиодной) сильно выражено свечение, средне тепло и звуковое гудение. В случае с качествами трёх личностей Бога и Человека дело обстоит похожим образом. В разных личностях Бога и Человека качества (аспекты, функции) могут быть выражены с разной силой, но все три всегда присутствуют в каждой из личностей. Даже если какое-то качество выражено крайне слабо, почти незаметно, то оно всё равно там присутствует в потенциальном виде.

Аспекты (качества, функции) проще нумеровать, чем пытаться описать словесно. Например, «сознание» всегда соответствует первому качеству, «осознание» всегда соответствует второму качеству, а «самосознание» всегда соответствует третьему качеству Бога и Человека. Так как двойка всегда следует за единицей, то только на основе этого факта можно смело утверждать, что «осознание» появляется только после появления «сознания». Так как тройка появляется после двойки, то и «самосознание» не может появится раньше своего предшественника - «осознания».

-3

Надеюсь, вышеуказанного дополнительного разъяснения будет достаточно, и трудности, не позволяющие нам пойти дальше, теперь устранены. Каждому человеку на своём личном опыте известно, что сознанию свойственно следующее: А) Способность испытывать желания; Б) Способность видеть, слышать, осязать (чувства); В) Способность действовать, т.е. перемещаться в пространстве, кушать, плодиться; Г) Способность испытывать эмоции; Д) Способность мыслить и рассуждать. Вышеуказанные свойства сама природа разделила на две отдельные группы, положив свойства «А, Б, В» в одну корзину, а оставшиеся свойства «Г и Д» - в другую корзину. Именно так мы их и будем изучать. В данной теме мы рассмотрим первую группу (А,Б,В), а в следующей теме мы исследуем вторую группу свойств (Г и Д).

Начнём наше рассмотрение со способности испытывать желание и поиска, где они берут свои истоки. Для начала нам необходимо определить главные признаки желания, которые мы будем искать на ранних этапах эволюции. Во-первых, всем желаниям свойственна базовая двойственность, т.е. есть приятные ощущения и есть то, что нам неприятно. Под желаниями мы обычно подразумеваем лишь приятные вещи (объекты). Они нас манят и притягивают. Но неприятные вещи и объекты также являются неотъемлемой частью желания. Мы же желаем находиться от неприятных объектов подальше. Можно сказать даже больше: без существования неприятного эволюция сознания человека была бы почти невозможной. Как день и ночь составляют сутки, так приятное и неприятное одинаково составляют суть желания. Во-вторых, желания обязательно побуждают человека к действию, т.е. к совершению чего-либо. Если данное побуждение к действию отсутствует, то это вовсе не желание, а приятное или неприятное воспоминание.

Давайте взглянем на пояснительный пример, где тело человека подаёт сигнал о жажде. Многие могут сказать, что это чувство жажды, а не желание. Для начала необходимо возразить, заявив, что под чувствами обычно принято понимать органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Тогда жажду правильнее назвать не чувством, а ощущением. Когда сигнал о жажде отсутствует, это приятно, хоть мы и не понимает этого. А когда он присутствует и постоянно усиливается, это неприятно. Здесь мы видим базовую двойственность, которая свойственна желанию. Ощущение жажды своим неприятным характером побуждает нас к действию, к поиску и употреблению воды. Можно даже сказать, что оно не просто побуждает к действию, а буквально заставляет нас сделать это. Ведь без воды тело погибнет от обезвоживания. Таким образом, ощущение жажды содержит все обязательные признаки желания: двойственность и побуждение к действию.

-4

Теперь возникает вопрос: как желания появились в человеке, как они выглядели в самом начале эволюции и какие этапы в своём усложнении проходили? Вторым вопросом является следующее. Как у человека появились органы чувств и органы действия и какое отношение они имеют к желанию?

Как уже многократно говорилось в данной Азбуке, с точки зрения времени, Монада Человека, обитающая в Монадическом мире, появилась раньше двух других личностей человека, обитающих в нижестоящих мирах (Каузальный и Физический миры). Поэтому с неё мы и начнём наше исследование. Теософы утверждают, что в Монадическом мире особо сильно выражено первое качество Бога (аспект, функция), а два других присутствуют там в слабо выраженном виде. С одним из проявлений первого качества Бога Вы уже знакомы. Это «сознание», т.е. элементарное ощущение собственного бытия (жизни).

-5

Другим проявлением первого качества Бога является термин «воля». Теософы утверждают, что воля присутствует в любом живом существе, в том числе и в человеческой Монаде. Она появляется раньше всего остального. Теософы сообщают о некой «чистой воле», которая не связана с желанием чего-либо. Она похожа на чистое стремление. На первый взгляд термин «воля» похож на существительное, т.е. на слово, указывающее на нечто (отвечает на вопрос кто?, что?). На самом деле термин «воля» является глаголом и обязательно означает действие.

Для наглядности приведём пример с электричеством и домашними приборами. Представьте себе обычные бытовые приборы: холодильник, телевизор и пылесос. Они находятся в пассивности. Но как только в них подаётся электричество (универсальная энергия), они начинают функционировать. Холодильник начинает вырабатывать холод, телевизор - изображение и звук, а пылесос засасывает пыль. Слово "электричество" кажется существительным, как и слово воля. Но на самом деле электричество есть глагол. Ведь его суть - порождать действие. Теперь стало более понятным, что смысловой сутью термина «воля» является именно действие, т.е. она всегда проявляет себя через действие. Как бытовые приборы бесполезны без электричества, так и без воли невозможно ни желание, ни эмоции, ни мышление, ни передвижение тела, ни функционирование органов чувств и т. д.

Теософы утверждают, что человеческая Монада, не находясь под каким-либо принуждением, изъявила чистое стремление развиваться. Таким образом, в Монадическом мире мы находим первые полупризнаки, свойственные желанию: ощущение и действие. Но назвать вышеуказанное полноценным желанием мы ещё не можем, так как отсутствует базовая двойственность ощущений (приятное — неприятное), выполняющая функцию поддакивания к действию (принуждение, побуждение).

Если Монадический мир (верхняя группа миров) это место, где доминирует первое качество Бога, смысловая суть которого - единство, то в нижестоящей, средней группе миров (Атмический, Будхический, Ментальный) доминирующим является второе качество Бога, сутью которого является двойственность. Здесь, в средней группе миров, вышеуказанное однородное ощущение бытия впервые разделяется на две составные части и превращается в ощущение приятного и неприятного. Именно здесь единое ранее действие - воля (она же стремление) разделяется на две отдельные части, превращаясь в питание и размножение. Таким образом, получается, что второе качество Бога придаёт двойственность тому, что уже существовало до него, т.е. было создано первым качеством Бога. Здесь мы обнаруживаем желание в его классическом виде, ощущение приятного и неприятного, которое побуждает существо к действию в двух различных направлениях: питание, размножение.

-6

Помимо этого, второе качество Бога создаёт своё собственное и уникальное направление деятельности. Оно является причиной появления мудрости и любви, как двух новых ощущений, а также к появлению двух органов чувств. Проще говоря, два органа действия - питание и размножение, и два типа ощущений - приятное и неприятное, берут свои корни в первом качестве Бога, но преобразованы (усложнены) вторым качеством Бога. А вот мудрость и любовь, а также два органа чувств всех существ берут свои корни именно от второго качества Бога.

-7

Давайте взглянем на это подробнее. Многие люди полагают, что питание и размножение - это разные вещи. Но являются ли они действительно разными по своей сути? День и ночь тоже отличаются по внешним признакам, но по сути являются одним и тем же: двумя частями единых суток. Питание и размножение, хоть внешне и видятся разными, они представляют из себя лишь две стороны одной медали, две разные ветви одного и того же действия. Какова суть питания? Поддержание жизнедеятельности и увеличение тела в размере. Без питания ничего увеличиваться не может. Нужны строительные материалы. Если посмотреть на различных существ в арупа мирах (бесформенных), то они отличаются друг от дуга размером (диаметром) своего светящегося шара и силы излучаемого им свечения.

Теперь взглянем на размножение. Какая его суть? Казалось бы, ответ напрашивается сам по себе: создание новой жизни. Здесь я вынужден многих шокировать, заявив, что человек никогда не размножался. Как же такое может быть? Дело в том, что количество человеческих Монад фиксированное. Допустим, их 70 миллиардов. Зачатие и рождение ребёнка ещё ни разу не приводило к созданию ни одной новой Монады на Земле. Их как было ранее 70 миллиардов, так и осталось. С другой стороны, никакие эпидемии, катаклизмы и войны не приводят к уменьшению числа человеческих Монад. Их было 70 миллиардов несколько миллионов лет назад. Все эти 70 миллиардов человеческих Монад существуют и сегодня, несмотря ни на какие войны. Это означает, что размножения не существует в том виде, как о нём обычно полагают.

Какая же тогда истинная цель «размножения»? Этот термин относится к области групповых душ (дочеловеческих царств) и используется для процесса дифференциации или специализации. Наука и промышленность доказали, что когда люди и заводы узко специализируются на производстве чего-то одного, то достигают в этом больших результатов и успехов, чем когда один человек или завод пытается производить всё сразу. Например, один завод производит пластик, второй - стекло, третий -- метал, четвёртый - электрочипы, пятый завод создаёт телевизор, используя продукцию предыдущих заводов.

Эволюция не глупее человека и давным давно пришла к выводу, что дифференциация и специализация есть очень нужная и полезная вещь. Именно по этому однородная групповая душа, например, каузальных, ментальных или астральных элементалов делится (размножается), добиваясь тем самым узкой специализации. По своей смысловой сути размножение - это тоже увеличение. Но если в питании увеличивается объём тела, то в размножении увеличивается количество специализаций. Таким образом, питание и размножение - это две стороны одной медали, где главным описательным словом является увеличение, но идущее двумя разными путями.

Теперь очень кратко взглянем на то, что создано вторым качеством Бога (мудрость, любовь и 2 органа чувств). Про мудрость и любовь сегодня мы говорить не будем, так как её легче будет понять в сравнении с умом (интеллектом). А этим мы будем заниматься в следующей теме Азбуки, изучая природу эмоций. Органы чувств всем хорошо известны: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Но только два из пяти органов чувств, к сожалению, непонятно какие, появляются на той ранней стадии эволюции, о которой мы сейчас говорим. Ещё три органа чувств появятся позднее.

Теперь мы спускаемся в самую нижнюю группу миров: нижняя часть Ментального мира, Астральный мир, Физический мир. Здесь обитает третья личность человека, а главенствующим является третье качество Бога. Помните, как второе качество Бога в средней группе миров придало двойственность тому, что создало первое качество Бога (ощущение бытия, воля). В этот раз ситуация полностью повторяется. Но уже третье качество Бога будет придавать тройственность тому, что было создано вторым качеством Бога. К двум уже существующим органам действия - питанию и размножению добавятся ещё три: а) Передвижение : ноги, плавники, крылья; Б) Хватание: руки, челюсти, клешни, щупальцы, хоботы; В) Голос : возможность издавать звуки.

Голос, как орган действия у многих может вызвать сомнения. Ну какой же это орган действия? Но мудрецы древних цивилизаций в унисон утверждают, что голос (способность издавать звук) - это именно орган действия и никак иначе. У нас нет времени вдаваться в подробности. Но не просто так все религии считают, что слово (звук) - это инструмент, при помощи которого Бог создал мир и всех его существ. Стоит быть аккуратным. Ибо мудрецы схитрили для того, чтобы спрятать истину. Ибо под голосом и звуком мудрецы подразумевают не тот звук, что всем нам хорошо известен и передаётся в виде волновых колебаний по воздуху, а тот, что воспринимается ухом (16Гц-20кГц). Мало кто знает, но у человека есть два комплекта голосовых связок для издания звуков. Одним мы все пользуемся во время речи, а другой комплект голосовых связок «спит». А официальная наука считает его непонятным рудиментом и бесполезным органом. Но даже эти вторые голосовые связки - это только часть тайны, скрываемой мудрецами.

Теперь перейдём к органам чувств. Если в средней группе миров было только два базовых органа чувств, к сожалению, непонятно какие, то в нижней группе миров, благодаря деятельности третьего качества Бога, всюду приносящего с собой тройственность, их уже становится пять: два базовых и три дополнительных. Вот насколько сложной является система появления в человеке пяти органов чувств, пяти органов действия и такой, казалось бы, простой вещи, как желание.

-8

Теперь давайте взглянем, как вышеуказанные изменения воспринимаются или видятся изнутри, а не снаружи. Как уже было сказано, Монада в месте своего обитания ощущает лишь одно: своё бытие (сознание). А её действием является чистая воля, т.е. стремление к развитию. В нижестоящих мирах (Атмический, Будхический, Каузальный), образующих среднюю группу миров, появилась вторая личность человека. Со временем эта личность, помимо единого ощущения бытия, стала ощущать приятное и неприятное.

В этот момент вторая личность человека ещё не знает, какова причина приятных колебаний и какова причина неприятных. Она осознаёт лишь то, как они воздействуют на неё. По прошествии времени вторая личность человека начнёт осознавать, что испытываемые ею ощущения (приятное- неприятное) приходят откуда-то снаружи. Когда живое существо осознаёт разницу между приятным и неприятным - это малая степень осознания. А когда существо понимает, что ощущение приятного и неприятного есть результат воздействия извне, тогда это средняя степень осознания. Когда живое существо при помощи органов чувств постигает окружающий мир и осознаёт причину, порождающую приятное и неприятное ощущение, тогда это высшая степень осознания.

Теперь перейдём к более понятным и приземлённым вещам: к третьей группе миров, где обитает третья личность человека (Физический мир). Для экономии времени мы пропустим минеральное, растительное царства Природы и отправимся прямиком в животное царство. Да не куда-нибудь, а в морскую среду. Ведь именно отсюда, согласно многим преданиям, вышел человек. Давайте посмотрим на примитивнейший коралл, выросший на камне. По своей сути он похож на растение. Ведь он построил своё тело на камне и не способен перемещаться в пространстве. Коралл представляет из себя только один кишечник, т. е. он получает пищу из окружаемого его мира, переваривает её и выбрасывает ненужное прочь. Такому кораллу свойственно ощущение приятного и неприятного. Когда пища попадает в пределы его досягаемости, коралл испытывает приятное ощущение, а когда пища отсутствует, то испытывает неприятное ощущение. Примитивнейший коралл никоим образом не может на это повлиять. Он будет испытывать неприятное ощущение (голод) пока не появится пища. А если она не будет появляться долго, то коралл погибнет. Примитивнейший коралл обладает только двумя базовыми органами действия: кишечник (втягивание, переработка, выбрасывание) и размножение.

На первый взгляд кажется, что у примитивнейшего коралла, как и у растений, нет органов чувств, что это просто живой кишечник и ничего более. Но это не так. Согласно вышеуказанным разъяснениям, если у живого существа есть два органа действия, то должно быть и два органа чувств. Это то, чем второе качество Бога наделило существ определенного эволюционного уровня. Доказательства этому следующие. Исследования учёных, как вековой давности, так и современных, показали наличие у растений реакции на внешний раздражитель. Это при том, что растения не имеют нервной системы и органов чувств. Это приводит учёных к серьёзнейшему затруднению. Как и при помощи чего растения ощущают окружающий мир и реагируют на раздражители? Ответ приходит из физиологии ранних Коренных рас человечества третьей и четвёртой, согласно которым человек сначала видел эфирным зрением, т.е. при помощи своего эфирного тела. Только потом появилась нервная система и всем нам привычный глаз для зрения. Таким образом, растения и примитивные животные тоже способны ощущать окружающий мир, но ещё не при помощи органов чувств физического тела и его нервной системы, а, вероятнее всего, при помощи материи своих эфирных тел.

Когда растение или примитивный коралл поднимутся в эволюционном плане на новый уровень, у них появятся дополнительные органы действия: будь-то плавание, ползание, прыгание, хождение или полёт. Также два базовых органа чувств, уже имеющихся у растения и у примитивного коралла, создадут свои аналоги в плотном физическом теле. К ним добавится ещё три органа чувств, образуя тем самым всем нам известную пятёрку органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Продолжение следует ...

Справочная информация.

Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (темы №100 - 196). Второй том называется «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).

Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.

При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: