841 подписчик

Проповедь. О прощении. Евангельская притча о немилосердном должнике. Неделя 11-я по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня Евангелие говорит нам о злом должнике.

"Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мф.18:23-35)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня Евангелие говорит нам о злом должнике.

Эта притча достаточно понятная и простая. Господь говорит о том, что мы должны учиться прощать. Потому что наш долг по отношению к Богу он не соизмерим с тем, что должны нам наши ближние.

В связи с этим, хотелось бы несколько моментов подчеркнуть и обратить внимание на следующее.

Когда мы согрешаем друг перед другом, когда задеваем взаимно самолюбие, гордость, отнимаем надежду, радость о жизни друг у друга, за счет своих опять-таки себялюбивых, эгоистичных состояний, предпочтений, то все это может быть достаточно легко уврачевано, если мы способны прощать. Если ближний нанес нам такую рану, а мы способны прощать, это все легко исправить.

Намного сложнее исправить то, что касается наших взаимоотношений с Богом. Потому что, то что мы совершаем, наносим какой-то вред, то прежде всего мы наносим этим вред самим себе. Тому Образу Божьему, который в каждом из нас есть, которым запечатлен каждый из нас. Той святыне, которой каждый из нас является, дай Бог.

И грех он как шрам, как что-то злое, непотребное, разрушает эту внутреннюю нашу природу. Природу взаимоотношений с Богом разрушает. Потому что человек сотворен Богом так, чтобы жить в благодати Божией. Дух человека, он должен быть погружен в благодатную атмосферу Богообщения. Это основа здоровья естественной человеческой природы.

К сожалению, после грехопадения Адама, мы становимся носителями падшей природы. И, к сожалению, греховные страсти, которые порабощают нашу душу, они очень часто и питают нашу душу. Не благодать Божия, а страсти. Человек откармливает в себе эти страсти. Как блудный сын питал рожцами свиней, на стороне далече, так вот каждый из нас питает страстями свою душу.

Но это не дает человеку удовлетворения. Все равно человек остается не удовлетворен. Все равно человек остается ненасытен. Все равно человек остается вне тех смыслов и тех ценностей, вне того богатства, которые открывают человеку -вечную жизнь.

Человек призван к вечной жизни, ни к чему другому. Без вечной жизни человек не полноценен. Если он не ставит себе задачи вечной жизни, во временной жизни, человеческая жизнь она бессмысленна. Она обесценена.

Поэтому уврачевываются наши долги к Богу только, той жертвой, которую Сам Бог принес за человечество, когда стал как один из нас. Когда Сам стал человеком. На Кресте уврачевывается «язва» поражения природы человека. И прощение каждого из нас возможно только через ту искупительную жертву, которую приносит Бог за грехи людей, став человеком.

Но очень важное условие прощения Божия человека - это наша способность прощать. Потому что, если мы к этой способности закрыты, если мы по отношению к ближнему жестокосердны, если не имеем великодушия, если мы не способны покрыть ближнего своим прощением, милостью, то рассчитывать на Божие прощение мы не можем.

Эта притча очень ясно нам об этом говорит. О соразмерности наших грехов против Бога, тем грехам, которые ближние против нас имеют. И тому, что прощение дается только тому, кто сам способен прощать.

Что мешает нам простить?

Конечно, эгоизм, себялюбие, гордость прежде всего. Потому что гордый человек, он всегда ставит себя выше другого, а из-за этого и грех другого человека становится каким-то безобразным, отвратительным, мерзким, возмутительным. Свой грех извинительный, свой грех оправдательный, свой грех бывает, как нам кажется, неизбежный, простительный.

Это надо менять. Это надо менять нам, христианам, потому что настоящий христианин, он как раз переворачивает эти соотношения. И он становится требователен к себе и снисходительным к ближним.

Благодаря чему он приобретает такое отношение. Благодаря тому, что он познает себя, свою немощь, свою греховность. Он углубляется в свои отношения с Богом. Пока человек не живет пред Богом, он живет перед людьми. Как на него посмотрят, что он им скажет, нравится он или не нравится, любят его или не любят, ценят его или не ценят. Он никогда не сможет по-настоящему понять, что хочет от него Господь. Он так и будет все время во внешнем. И при всем этом внешнем он не будет иметь настоящего критического отношения к своей собственной душе.

Только если мы выходим на перспективу взаимоотношений с Богом, как главных и основных в нашей жизни, только тогда мы сможем действительно познать, как мы несовершенны, как мы грешны, как мы слабы перед соблазном, перед страхом, перед движением страсти в нас, греховного навыка, привычки зла. И вот через это, только на фоне этого, может быть правильное отношение к нашему ближнему.

Оно не будет уже заморочено на человекоугодии, на бесконечном желании нравиться, на бесконечной неврастении человеческого беспокойства «как меня воспринимают», а будет в ближних видеть образ Божий. И служить ближнему как иконе, как той святыне, которую дал нам Господь для того, чтобы мы Его познали, чтобы мы Его почтили в ближнем.

Расставив эти приоритеты, возможно настоящее отпущение грехов ближних. Тогда человек начинает великодушно относиться к слабостям другого человека, начинает их действительно не замечать. Или если замечает, то имеет сострадание к этим немощам, а не возмущение, осуждение и тем более непрощение.

Прощение ближнего, это основа наших взаимоотношений с Богом.

«и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», каждый раз мы читаем в молитве «Отче Наш». Поэтому всегда надо об этом помнить. Самое отвратительное, самое недостойное – это непрощение. Когда человек не способен прощать.

Бывает, конечно, тяжело простить. Надо сказать, Господи, ты Сам все знаешь, ты все ведаешь. Тебе все суды отдаю. Это упражнение над своей душой, когда она такая мстительная, когда она такая мелочная, когда она такая обидчивая, такая себялюбивая. Очень полезно в этом тренировать свою душу. Отдайте суды Богу.

«Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Отдайте суды Богу. Бог сам разберется во всех жизненных перипетиях.

Понятно, что тяжело прощать предательство. Тяжело прощать глубокие циничные обиды, когда человек несправедливо с нами поступил, пользуясь властью над нами, нашей беспомощностью, какой-то зависимостью или другими обстоятельствами, конечно все это очень тяжело и больно бывает. Но надо понять, что мы прежде всего пред Богом должны жить, а все человеческое оно вторично.

Расставив эти приоритеты в своей жизни, мы сможем правильно любить ближнего. Потому что, к сожалению, у нас прежде всего нет любви. А не имея любви, мы не можем угодить Господу.

Господи, научи нас прощению, научи нас самим искать твоего прощения и покаяния, как жизни, как спасения. Аминь.

протоиерей Иоанн Чураков

20 августа 2023 г

Возможность подать записки и требы в храм

🙏Благодарим за помощь строящемуся храму на иконостас: donate.stream/...stvo_hrama

🙏Подписаться на наш канал