228,6K подписчиков

Миль — создатель самых известных вертолётов

984 прочитали

Он создал самый массовый в мире вертолет Ми-8 и самый тяжелый Ми-12. Единственный из советских конструкторов пообещал Сталину за год сконструировать вертолет, который мог бы стать конкурентом американского «Sikorsky». Сегодня разработки Михаила Миля составляют более 90% вертолетного парка России.

«Зачем нам эта муха?»

До середины прошлого столетия многие в СССР не видели перспектив использования вертолетов на войне. На предложение создать советский боевой вертолет министр обороны Родион Малиновский ответил: «Зачем нам эта муха? Я палкой её сбить смогу!». Однако разработки Михаила Миля заставили советское руководство изменить свое мнение.

Но обо всем по порядку. В 1925 году 17-летний сибиряк Михаил Миль поступает в Сибирский технологический институт. Он сразу обращает на себя внимание сокурсников горячим интересом к новой и малопонятной большинству отрасли — авиации. Талантливого студента выделяют преподаватели. Но доучиться в этом институте ему не удалось. Однокурсник пожаловался на то, что дома у Миля мягкие стулья, а значит — буржуазная обстановка. Через год после отчисления Михаил поступает в Донской политехнический институт. Позже молодой перспективный инженер становится сотрудником Центрального аэрогидродинамического института, опытно-конструкторского бюро по винтокрылым аппаратам. Первое испытание геликоптера по проекту Миля превосходит все ожидания. Аппарат поднимается в небо на высоту 600 метров.

Михаил Миль. Источник: wikipedia.org
Михаил Миль. Источник: wikipedia.org

В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ эвакуируют за Урал. Поступает приказ руководства: все документы по винтокрылым машинам сжечь. Иными словами, уничтожить весь многолетний труд геликоптерного отдела. Авиаконструктор нарушает этот приказ, сохранив чертежи.

Эксперимент не для слабонервных

Миль требует отправить его на фронт. Но для инженера винтокрылых машин работы на фронте нет. Нарком вооружения Дмитрий Устинов заинтересовался Милем. Он распоряжается направить инженера на аэродром с целью модернизации рулевого механизма Ил-2 и Ил-4. Проблема состояла в следующем: самолеты, сбросив бомбы, пикировали вниз, у пилота не хватало сил вывести машину из штопора. Авиация несла огромные потери. Миль несколько месяцев работает над механизмом. В итоге изобретает пружинный доводчик, позволяющий легко управлять штурвалом самолета. В день испытаний никто из пилотов не хотел лететь на экспериментальной машине — за Милем закрепилась слава «невезучего». Во время испытаний самолет вышел из штопора. Миль был награжден за разработку компенсатора рулевой тяги.

После полета Ми-6. Источник: milfund.narod.ru
После полета Ми-6. Источник: milfund.narod.ru

Вернувшись из эвакуации, Михаил Миль с женой и двумя детьми размещается в крошечном помещении заводской кассы. Он направляет Сталину письмо, в котором просит возобновить разработки винтокрылых машин. Ответа не поступает.

Под личным контролем Берии

Михаилу предлагают хорошую должность в «шараге» Туполева, но заниматься нужно самолётами. То есть о мечте — вертолётах — Милю пришлось бы забыть. Конструктор уже отчаивался получить ответ от советского руководства, и тут — вызов в Кремль.

На совещании 23 сентября 1951 года у Сталина присутствовали авиаконструкторы Николай Камов, Андрей Туполев, Сергей Ильюшин. Знаменитые ученые недоумевают: почему приглашен Миль? Лаврентий Берия ставит задачу: разработать военно-транспортный вертолет, способный брать на борт до 10 человек — аналог американского вертолета «Sikorsky S-55». Эту задачу предполагается выполнить всего за 1 год — ничтожно малый срок. Все отказываются. Миль заявляет, что разработает подобную машину. Начинается один из наиболее сложных периодов в жизни ученого. Он вынужден ночевать на работе, разрабатывая военно-транспортный вертолёт по заказу Сталина. Штат сотрудников КБ растёт. В результате вертолет получился по летно-техническим характеристикам лучше американского «Sikorsky S-55». Машина отправлена в серийное производство. Ей присвоено имя «Ми-4».

В 1959 году Хрущев отправляется с визитом в США. Президент Эйзенхауэр приглашает Хрущева в гости. Вашингтон облетают на вертолете. Хрущев поражён «Sikorsky S-58» и новостью, что вертолёты — любимое средство передвижения Эйзенхауэра. Американский президент даже проводит здесь совещания. Хрущев спрашивает: могут ли США продать несколько подобных вертолетов СССР? Эйзенхауэр соглашается, и Милю сообщают о предстоящей командировке.

Ми-4. Источник: rg.ru
Ми-4. Источник: rg.ru

Спустя две недели советского конструктора привозят на завод Sikorsky Aircraft, где рассказывают об устройстве S-58 и его эксплуатации. Миль интересуется возможностью встретиться с Игорем Ивановичем Сикорским — живой легендой мировой авиации. Американцы обещают организовать встречу, но в последний момент Сикорский отказывается, сославшись на нездоровье. Однако Милю все же удается встретиться с конструкторами, составившими славу американского вертолетостроения — Дугласом и Хиллером. После возвращения из США Миль в своем КБ пытается разработать вертолет с турбореактивными двигателями на концах двух лопастей. Но идея оказалась нереализуемой, и Миль откладывает проект.

В 1956-м прошли успешные испытания Ми-6. Первые серийные машины появились в 1959 году. Вертолет произвел фурор на международном авиасалоне Ле-Бурже — одном из главных событий в мире авиации.

Вертолет Ми-6А на стоянке. Источник: авиару.рф
Вертолет Ми-6А на стоянке. Источник: авиару.рф

В 1960 году под руководством Миля проектируется вертолет для перевозки крупногабаритных грузов (до 12 тонн) — МИ-10. После испытаний Миль начинает усовершенствование МИ-10. Укорачивает шасси, чтобы можно было использовать вертолет при монтажно-строительных работах (Модель МИ-10К). Кроме того, для этой модели проектируется дополнительная кабина под фюзеляжем.

Позже, во время осмотра авиационной техники руководством страны, Миль заводит с Брежневым разговор о необходимости создания ударного боевого вертолета, аналогичного американскому «Ирокезу», который он видел на ависалоне в Ле-Бурже. При обсуждении с коллективом КБ было решено строить Ми-24 на базе Ми-8, использовать тот же двигатель и узлы, что облегчит ремонт, а запчасти сделает взаимозаменяемыми.

Ми-24. Источник: gallery. world
Ми-24. Источник: gallery. world

В общей сложности с конца 50-х годов Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля произвел более 30000 единиц вертолетной техники. Ми-10К использовался при ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Михаил Леонтьевич скончался 31 января 1970 года в Москве.

Подробнее