69,3K подписчиков

Три кита европейской культуры. 3ч. Еврипид

124 прочитали
Еврипид с театральной маской в руках
Еврипид с театральной маской в руках

Завершение. Еврипид ( родился примерно (точно неизвестно) в 480-е гг. и умер в 406 г. до н. э.) - еще один один объект нашего внимания, третий крупнейший наряду с Эсхилом и Софоклом представитель классической афинской трагедии. Его нововведения также очень характерны, узнаваемы и незаменимы для театра, литературы, культуры всего мира. Посмотрим, в чем же они выражаются.

Мама будущего столпа древнегреческой трагедии была простой зеленщицей, содержавшей овощную лавку, а вот папа был весьма обеспеченным и знатным гражданином. С юности Еврипид хорошо обучался по принятой в ту эпоху схеме, занимаясь и науками, и спортом. Например, серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и мечтал попасть на Олимпийские игры, но получил отказ ввиду недостижения необходимого возраста. Со временем охладев к спорту, переключился на изобразительное искусство и философию. Считается, был учеником самого Анаксагора, общался с Протагором и Сократом.

Еврипид увлекся чтением так сильно, что, со временем, у него сработал тот самый механизм, названный в честь его будущего коллеги - "синдром Шекспира". Когда так долго и много с увлечением читаешь что-то, рано или поздно принимаешься изъясняться в схожем стиле, на соответствующую тематику и с использованием похожих смыслов, конечно, творя и свои собственные. Еврипид стал писать пьесы.

Первая - "Пелиад" - появилась на сцене в 455 году до н. э., в ходе состязаний драматургов, как это было принято в Античности. Но наш страстный герой повздорил с судьями и победу присудили другому автору.

Вспомним выражение другого его будущего коллеги - Некрасова - "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Здесь Еврипид тоже проявил себя, принимая участие в посольском походе в Сиракузы во время противостояния Сицилии и греческих полисов.

В личном плане Еврипиду не повезло проявить себя в счастливом контексте. Первая жена драматурга, мать его троих сыновей, изменила ему, так что трагику пришлось развестись. И, как принято говорить сегодня, свою боль он сублимировал в создании пьесы "Ипполит", в которой с горечью "прошелся" по межличностным отношениям. Второй брак, где женой была красавица Мелитта, положение не исправил. Как это порой случается, личная драма автора послужила почвой для развития его таланта, особенного стиля и тематики. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии стала тем самым нововведением Еврипида, с которого мы начали это повествование. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Федра, Креуса, Андромеда, Агава,Ифигения, Елена, Электра, Медея, и многие другие героини его пьес представляют собой типы законченные и жизненные. Разберем на одном из самых известных его образах - последней героине этого списка. Медее.

...По сути, то, что мы видим в качестве отрицательных сторон трагических героинь со страшной судьбой – то, что мы называем грехом, страстью, пороком и так далее. Но, поскольку порок и грех все-таки окрашены очень религиозными красками, остановимся на слове «страсть». Страсти, как и архетипические образы, и сюжеты, тоже повторяются в любом проявлении культуры. Их несколько. Кстати, в криминалистике это тоже отлично изучено – все преступления совершаются по одним и тем же мотивам. Страсть это то, что способно сподвигнуть человека к успеху или наоборот, повергнуть его на самое дно.

Что это за повторяющиеся в каждой культуре и эпохе страсти?

Страсть к страсти (простите за тавтологию, но иначе не скажешь)

Страсть к обладанию (властью или благами)

Страсть к идее

Завершение. Еврипид ( родился примерно (точно неизвестно) в 480-е гг. и умер в 406 г. до н. э.-2

Страсть к страсти прекрасно выражена в образе Медеи из одноименной трагедии Еврипида. Дочь царя Колхиды, колдунья Медея, полюбила Ясона, и они поклялись друг другу в верности. Медея дала ему колдовские снадобья, которые помогли ему выдержать испытательный подвиг — вспахать пашню на огнедышащих быках, — а потом усыпить охранителя дракона. Медея же из любви к мужу убила родного брата и разбросала куски его тела по берегу, таким образом, преследовавшие их колхидяне задержались, погребая его, и не смогли настичь беглецов. Многое еще было совершено властной колдуньей, а у Ясона с Медеей уже было двое детей. Старый коринфский царь, присмотревшись, предложил ему в жены свою дочь и с нею царство, но, конечно, с тем, чтобы он расстался с Медеей. Ясон принял предложение – ибо и самый успешный царь не выдержит такого натиска даже от горячо любимой жены. Он справил новую свадьбу, а Медее царь послал приказ покинуть Коринф. Она бежала в Афины, передав мачехе своих детей «подарок» - пропитанные ядом наряды. Огненный яд не только погубил разлучницу, но и ее отца, и весь Коринф. Это детоубийство и последующие тотальные разрушения – красноречивая метафора, отражающая тот ад, в который оказывается погружен порабощенный страстью (к страсти) герой.

Гравюра к трагедии Еврипида "Медея"
Гравюра к трагедии Еврипида "Медея"

Медея – воплощенная страсть к страсти и власти, и обе эти ипостаси проявились в ней в отрицательном ключе. Как охваченный безумной страстью человек, она искала вовне этой страсти, сконцентрировав на ее удовлетворении все свое существо, свою жизнь и судьбу. Как властная женщина, она верила не в очарование и его волшебство, способное преобразовать мир, а в силу своей воли, применяемую во зло. То, что она сотворила его руками своих детей, отправив и их на верную гибель – еще одна метафора. Это образ того, как продолжение этой страсти и любви – дети – обречены на гибель так же, как это случилось с самой этой любовью и страстью.

Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида самое видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Кроме того, рабы и рабыни в его пьесах — не бездушные статисты, а имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Еврипида напрасно считали женоненавистником, и даже коллега Аристофан обвинял его в мизогинии. По сути же, уже у него, столь отдаленного от нас во времени автора, женщина перестала быть целью или средством главного героя - мужчины. Именно Еврипид "позволил" женщине выражать свои чувства, мысли, не отказывая им и в добром, и в злом.

Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряжённых до крайности, и заключается главный интерес трагедий Еврипида. Приятного чтения!