Найти в Дзене
Кино360

Забытое французское счастье - печальный вкус ностальгии

Персонаж японского аниме “Мелочи жизни” говорит о том, что “счастье на вкус как земля”. И кажется, что Слони Соу это аниме смотрел… Но если “Мелочи жизни” - это мудрая история о принятии чужих странностей, наполненная почти-притчами, то “Вкус счастья”- это история, которую сложно как-то выкристализовать. Первая составляющая вкуса - это, безусловно, ностальгия. Классический дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье за долгие десятилетия настолько полюбился зрителям, что они готовы простить много за возможность посмотреть на своих любимцев еще раз. Правда, это как в стихотворении Филатова - “Как в детстве, но тогда я не заметил заштопанную дырку на чулке”. Тут дырки есть даже и незаштопанные, потому что просевшую игру постаревшего и действительно растолстевшего Депардье не заметить можно только в том случае, если просидеть весь фильм с закрытыми глазами. Впрочем, даже в молодые годы он не отличался выразительной мимикой, но тогда мэтра выручали отточенные жесты, но с годами он, как и его герой

Персонаж японского аниме “Мелочи жизни” говорит о том, что “счастье на вкус как земля”. И кажется, что Слони Соу это аниме смотрел… Но если “Мелочи жизни” - это мудрая история о принятии чужих странностей, наполненная почти-притчами, то “Вкус счастья”- это история, которую сложно как-то выкристализовать.

Первая составляющая вкуса - это, безусловно, ностальгия. Классический дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье за долгие десятилетия настолько полюбился зрителям, что они готовы простить много за возможность посмотреть на своих любимцев еще раз. Правда, это как в стихотворении Филатова - “Как в детстве, но тогда я не заметил заштопанную дырку на чулке”. Тут дырки есть даже и незаштопанные, потому что просевшую игру постаревшего и действительно растолстевшего Депардье не заметить можно только в том случае, если просидеть весь фильм с закрытыми глазами.

Впрочем, даже в молодые годы он не отличался выразительной мимикой, но тогда мэтра выручали отточенные жесты, но с годами он, как и его герой, слишком подсел на кулинарные изыски - и в результате ему явно требуется подспорье на съемочной площадке. Пьер Ришар со своей ролью, как и всегда, отлично справился. Вот только есть один нюанс: проблема заключается в том, что совместная сцена у них всего одна.

Ришар, которому уже почти девяносто, выглядит гораздо моложе, живее и талантливее Депардье. Если этот фильм и стоит посмотреть, то точно ради него.

Депардье и Ришар в фильме "Вкус счастья"
Депардье и Ришар в фильме "Вкус счастья"

Комедийная составляющая знакомства типичного француза с японской культурой выглядит не то, чтобы смешно - скорее, это просто сборник штампов. Возможно, будь эти цены сыграны чуть более талантливо, они заходили бы лучше, но, как говорится, увы и ах. Вместо улыбки они вызывают неловкость и испанский стыд.

Соу с прямотой любителя манги с порога заявляет целую толпу несчастных персонажей. В почти тридцатиминутном винегрете нелегко разобраться, но если постараться, то можно, просто не совсем понятно, ради чего прикладывать такие старания.

Несмотря на то, что японско-французская комедия заявлена как драматическая, в конце все находят свое счастье - тоже довольно типичная для манги и аниме манера. Но, будучи перенесенным на изысканную французскую почву, выглядит все это достаточно печально.

Кадр из фильма "Вкус счастья" (Umami)
Кадр из фильма "Вкус счастья" (Umami)

Со старательностью школьника, пишущего сочинение, Слони Соу собирает все сюжетные ниточки, делая из яркого лоскутного одеяла, которое даже имело свою прелесть, что-то совершенно невыразительное и скучное. Во французской кухне существует два классических рецепта рататуя - деревенский и ресторанный. Суть первого в том, что все нарезается кубиками и тушится в стиле рагу, суть второго - в том, чтобы тонко нарезать три ингредиента и составить из них единое блюдо. Соу попытался приготовить сразу оба варианта и сверху еще полить получившуюся массу соевым соусом. Легко представить себе, что есть это сложно, особенно если ты человек с развитыми вкусовыми рецепторами.

Кадр из фильма "Вкус счастья" (Umami)
Кадр из фильма "Вкус счастья" (Umami)

“Вкус счастья” немного напоминает блюдо, в котором повар перестарался со всем - у него слишком много разных вкусов, каждый из которых спорит с другими, оно слишком ярко выглядит и подано при этом на огромном блюде в стиле цыганского барокко. В результате, чтобы найти хоть что-то вкусное, придется так сильно постараться, что невольно задумаешься - а, собственно говоря, ради чего так стараться? Ведь всегда можно пойти в ресторан и поесть вкусной еды без лишних усилий. Словом, счастье тут на вкус действительно как земля, вот только намешано в непонятном даже на вид комке всего - и чернозема, и глины, торчат какие-то корни, а на зубах нежно поскрипывает песок.

«Затерянный город Z» - место, которое существует только в сердце
Кино36023 августа 2023
“Элементарно”: иногда плохо - это просто плохо (и никакого Фрейда)
Кино36021 августа 2023
“Без обид”: когда обижаться действительно не на что
Кино36018 августа 2023