Это реальная «машина времени», позволяющая погрузиться в историю Великой Отечественной войны
Сегодня все, кто побывал рядом с Курганским железнодорожным вокзалом или на его платформе (а транспортный узел работает в штатном режиме – принимает и отправляет поезда) могли увидеть на первом пути состав из более десяти необычных вагонов. На их бортах – фотографии времен Великой Отечественной войны, лозунги той великой и трагической эпохи: «Слава доблестным воинам героической Красной Армии!», «Победа будет за нами!», «За Родину!». Это в Курган прибыл «Поезд Победы» — уникальная передвижная выставка (12+).
Но все же назвать этот проект «музеем», «выставкой» — язык не поворачивается. Там мы привыкли к статичным экспонатам и, если говорить об истории, интересным в первую очередь любителям этой науки, а не обычным людям, тем более, детям и молодежи. Здесь же пройдя всего два-три вагона, испытываешь полное погружение в мир, в котором жили наши предки в 1941-1945 годах. Буквально чувствуешь запах пороха и дыма пожаров, обгоревшего металла и окровавленных бинтов.
Во-первых, это несколько сот манекенов, одетых в реальную одежду того времени, не говоря уже об униформе: от костюмов предвоенной эпохи, будь то советские девушка-модница или активист-комсомолец, до немцев, плененных под Сталинградом. Причем, опять же, это не статические фигуры, это живые сцены. Здесь и краснофлотцы, балагурящие в купе и не знающие о том, что через несколько месяцев, а может и дней начнется самая страшная война в истории человечества и нашего народа; здесь и эсэсовцы с полицаями, пытающие захваченного в плен красного командира.
Во-вторых, нужная атмосфера создается благодаря музыке, подобранной для каждой экспозиции, а также звуковым эффектам. Вот, например, 22 июня – начало войны и семья, с тревогой смотрящая в окно, куда-то вверх: а над головой слышны разрывы бомб.
Умело подобраны освещение, даже отделка каждого из вагонов. Вот, заходишь в один из первых тамбуров – и видишь кирпичную стену. Сразу понятно, что речь пойдет о первых днях войны, о героической обороне Брестской крепости. Помогает погрузиться в эпоху и современные средства мультимедийного сопровождения. Например, в одной из экспозиций мы находимся в боевом отделении легендарного бронепоезда «Илья Муромец». Здесь можно посмотреть в перископ, которым была оборудована грозная машина, и увидеть бой, идущий снаружи. Поворачивая оптический прибор можно рассмотреть панораму почти на 180 градусов.
И, практически в каждом вагоне, можно, «выглянув» за окно, увидеть, как мимо поезда на восток тянется колонна беженцев, как под обстрелом мимо полыней мчатся грузовики к блокадному Ленинграду по Дороге жизни. Это реальные съемки – в подготовке проекта приняли участие сотни реконструкторов.
Но выставка глубоко воздействует не только на эмоции — она крайне познавательна. Вагоны оборудованы 50 видеопроекторами, 18 видеостенами, 12 тач-столами, поэтому узнать что-то новое о Великой Отечественной войне могут даже те, кто достаточно глубоко разбирается в ее истории.
Одна из интересных и трогательных особенностей выставки – это ее виртуальный экскурсовод, Лидия. К середине состава мы знаем ее почти как родную. Мы слышим голос обычной советской девушки, родом из Белоруссии, которой в 1941 году – 19 лет. В суровые военные годы ей доверяют стать машинистом паровоза, путь Лидии лежит от Гомеля дом Москвы, от Сталинграда до Берлина.
Зайдем еще в несколько вагонов, хотя, конечно, текст не дает и сотой доли впечатлений от живого знакомства. Вот самое начало войны, поезд идет на фронт. С тревогой смотрят молодые ребята в шинелях. На красных петлицах – золотое шитье «ВПУ». Ясно, что речь идет о легендарных курсантах Московского окружного военно-политического училища им. В.И. Ленина, которые в октябре 1941 года на рубежах Можайского укрепленного района дали бой гитлеровским полчищам, рвавшимся к столице. Практически никто из курсантов не выжил. А рядом – обычные рабочие и даже люди в костюмах, из военного у них – только винтовка и патронташ. Это – ополченцы, которые также отстояли Москву осенью 1941 года.
Трагическим, и напрямую страшным обстоятельствам войны посвящено немало сцен, которые могут увидеть посетители «Поезда Победы». Вот мы входим в окоп. С одной стороны у бруствера – пригнувшийся под обстрелом красноармеец, а над краем окопа, на длинном, во всю стену, экране – атакуют под прикрытием бронеавтомобиля немцы. Фигура одного из них, уже убитого, лежит с другой стороны окопа.
А в следующем вагоне мы видим нары, на которых лежат изможденные от голода и холода тела в характерных полосатых робах – это немецкий эшелон, который везет наших военнопленных в концлагерь. В это время экскурсовод откровенно рассказывает об ужасах нацистского террора против советских граждан.
Надо отдать должное, организаторам проекта, они не забыли и других нелюдей, совершавших в годы Второй Мировой войны геноцид — а именно, японцев. Перед картинами того, что творил печально знаменитый «Отряд 731», побледнели бы Гиммлер и доктор Менгеле. В одном из вагонов мы видим прикованную к стене юную китаянку и приближающуюся к ней фигуру в японском кепи, медицинской маске и окровавленном фартуке. Другие двое упырей наблюдают, как в газовой камере с прозрачными стенками задыхаются дети, причем один из японцев снимает это на кинокамеру.
Впрочем, одна из экспозиций посвящена именно наказанию нацистских преступников — на угольно-черном фоне мы видим длинную трибуну, за которой фигуры с подсвеченными снизу лицами. Легко угадываются Герман Геринг, Рудольф Гесс, Вильгельм Кейтель, Альфред Розенберг и другие палачи, ставшие причиной гибели десятков миллионов людей, большинство из которых – наши соотечественники. Идет Нюрнбернгский процесс.
Немало эпизодов посвящено будням войны. Вот мы внутри санитарного поезда. Медсестра с ложки кормит раненого, а кто-то уже с головой накрыт простыней…
Особенно интересно воссоздание быта в банно-прачечных поездах, которые курсировали около линии фронта и были, порой, единственной возможностью нормально помыться, постирать и прожарить одежду для наших бойцов. Но и не только. В таком вагоне нас ждет неожиданная встреча. Признаться, не сразу понял, что за фигура, закутанная в простыню, стояла в наполеоновской позе. Впрочем, есть подсказка – персонажу подают китель с плетеными погонами высшего командного состава вермахта. Это, конечно, плененный под Сталинградом фельдмаршал Паулюс, которого перед отправкой в тыл заставили помыться и избавиться от вшей. И такой эпизод в своей боевой биографии вспоминает Лидия.
А еще в одной сцене мы вдруг видим человека с характерной бородкой, разумеется, это академик Игорь Курчатов – достижениям советской науки в годы войны и ее вкладу в Победу посвящена отдельная экспозиция. В другой сцене легко узнается будущий маршал, а тогда генерал армии К.К. Рокоссовский, планирующий операцию «Багратион», в ходе которой была освобождена советская Белоруссия.
И, наконец – последний вагон, вагон Победы – бойцы возвращаются с фронта. Здесь буквально физически чувствуешь радость, которая охватила советских людей после известия о разгроме нацистской Германии и ее безоговорочной капитуляции.
Одним словом, «Поезд Победы» — это самая настоящая «машина времени», которая позволяет отправиться на 80 лет назад, в грозные годы Великой Отечественной войны. Это отметила в ходе торжественного открытия выставки глава города Кургана Елена Ситникова, акцентировав внимание на том, что она особенно нужна детям и молодежи.
«К сожалению, сегодня уже очень мало осталось ветеранов – свидетелей той войны. Этот поезд сохраняет историю Великой Отечественной. Дети смогут прикоснуться к ней и почувствовать, какой ценой далась нашим предкам Победа. В наши дни, в условиях Специальной военной операции это особенно важно», — подчеркнула Елена Ситникова.
Отметим, кстати, что выставка привлекла огромное внимание курганцев — накануне приезда «Поезда Победы», когда было открыто распространение бесплатных билетов, они были разобраны в течение десяти минут.
Остается добавить, что организаторами проекта стали Министерство науки и высшего образования РФ и ОАО «Российские железные дороги». Авторы идеи и создатели «Поезда Победы» — группа петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко. Над проектом работала команда из 70 человек. В свою очередь медиагруппа «Красный квадрат» стала системным интегратором проекта и разработала специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом для того, чтобы «оживить» экспозицию.
Одним словом, проект крайне важный для всей нашей страны, ведь, как отмечено на официальном сайте акции, «поезд — это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, — даром жизни».