Найти тему
290,2K подписчиков

«До сих пор помню ее едкие фразы». Как учителя становятся для нас примером несмотря ни на что

405 прочитали
Учителя влияют на детей по-разному: кто-то вспоминает своих педагогов с любовью и теплотой, кто-то боится даже говорить о школе — настолько травматичные воспоминания остались о том времени.

Учителя влияют на детей по-разному: кто-то вспоминает своих педагогов с любовью и теплотой, кто-то боится даже говорить о школе — настолько травматичные воспоминания остались о том времени. Наш блогер Татьяна под влиянием своего учителя поступила в педагогический вуз.

Я мечтала стать учителем русского языка и литературы. Почему? Напрашивается вариант «потому что ты не хочешь много зарабатывать и заниматься личной жизнью. А еще тебе плевать на свою нервную систему». Но нет. Любой, кто осознанно захотел связать жизнь с преподаванием, подтвердит: на наше решение повлияли учителя. И не всегда это влияние можно расценивать как положительное.

Порой бывший ученик хочет быть похожим на своего педагога. Всегда, когда его будут спрашивать о начале пути, о том, кто на него повлиял, он с теплотой будет называть имя учителя. Но и отрицательное влияние тоже бывает: ставший учителем бывший ученик будет всеми силами стараться быть не похожим на своего теперь уже коллегу.

В школьные годы я была в восторге от уроков русского: мне легко давалась программа, у нас были интересные лингвистические пятиминутки. Сейчас, когда я сама уже поработала учителем, я вижу, что в нашем классе педагог мастерски поддерживала дисциплину в классе и безупречно (прямо по стандартам!) проверяла тетради. Я хотела быть похожей на неё. И отчасти из-за неё решила поступать в пед. Мне казалось, это так интересно — учить детей, изучать язык и литературу, проверять тетрадки, придумывать задания!

Не буду лукавить: степень влияния учителя я осознала уже будучи взрослой, когда начала работать и оплачивать сессии с психологом. Со специалистом я работала над изучением себя, пыталась понять, какие желания мои, а какие — навязанные обществом, чего в жизни я действительно хочу. Так вот: я поняла, что учительница у меня была хорошая, но я никогда не входила в круг ее любимых учеников (любой педагог скажет, что у него нет любимчиков, но это не так). В подростковом возрасте это ощущается особенно остро: от накопившихся обид я позволяла себе идти на конфликт, провоцировать, вредительствовать, потому что не могла по-другому попросить того, что мне было необходимо — наставнической поддержки, совета, общения. Учительница вела себя так же: ее едкие фразы, сказанные много лет назад, я помню до сих пор. Думаю, она видела это по-другому. Но я запомнила вот так.

Я долго работала с детьми: занималась репетиторством, сотрудничала с онлайн-школами, была вожатой. Но единственное, чего мне по-настоящему хотелось, — стать школьным учителем. Знаете, зачем? Чтобы показать, каким замечательным педагогом я могу стать. Доказать, что меня недооценивали, а я, на самом деле, все могу. Мне хотелось, чтобы учительница узнала о моих успехах, поняла, как ошибалась.

Сейчас, когда я работаю с детьми, стараюсь не допускать того, что позволяла себе моя учительница: криков, оскорблений, обесценивающих фраз наподобие «тебя для меня не существует» и «я отношусь к тебе никак». И при этом я осознаю, что моя методика преподавания похожа на ее. Что самое интересное — она по-прежнему остается для меня примером. И останется уже, видимо, навсегда.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock