Анализируем ошибки в 21-25 заданиях | ЕГЭ обществознание

840 прочитали
Добрый день уважаемые коллеги и выпускники! Если вы пропустили первую часть с разбором ошибок, то просто кликните по ЭТОЙ ССЫЛКЕ 👈
А сегодня мы анализируем ошибки в 21-25 заданиях. Задание № 21.

Добрый день уважаемые коллеги и выпускники!

Если вы пропустили первую часть с разбором ошибок, то просто кликните по ЭТОЙ ССЫЛКЕ 👈
А сегодня мы анализируем ошибки в 21-25 заданиях.

Задание № 21.

Оно состоит из трех вопросов:

1. Как изменилась равновесная цена?

2. Что могло вызвать изменение спроса/ предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос/ предложение.

3. Как изменится спрос/предложение и равновесная цена на данном рынке, если (далее следует конкретное условие, которое необходимо учитывать при анализе графиков).

Если по ответу на первый вопрос задания нареканий практически нет, ответ виден на графике (стрелка смещена вправо – спрос/предложение увеличились; если стрелка сдвинута влево- спрос/предложение – уменьшились);

пример
пример

В ответе на второй вопрос задания частой ошибкой является то, что часть выпускников сразу пишет влияние фактора на спрос/предложение и в результате теряют балл за несоответствие критериям.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо запомнить: фактор и обоснование его влияния — это два разных элемента ответа.

Я сама каждый год сдаю ЕГЭ. Приложу скан 21 задания (обратите внимание на ответ на второй вопрос – сначала я указывала фактор, а затем давала обоснование влияния данного фактора).

Добрый день уважаемые коллеги и выпускники! Если вы пропустили первую часть с разбором ошибок, то просто кликните по ЭТОЙ ССЫЛКЕ 👈
А сегодня мы анализируем ошибки в 21-25 заданиях. Задание № 21.-3

Если Вы затрудняетесь с выполнением 21 задания – подробный разбор я сделала на своем YouTubе – канале. Ссылочки на разбор оставляю здесь:

1 часть 21 задания 👈

2 часть 21 задания 👈

Задание 22.

Как правило, данное задание состоит из четырех вопросов. Ответы на три из которых содержаться в условии самого задания. Поэтому здесь все просто. А вот ответ на четвертый вопрос необходимо дать самостоятельно. И вот здесь частая ошибка заключается в том, что выпускник дает ответ, который не соответствует критерию классификации, указанной в условии задания.

Приведу пример.
В условии задания указано, что капитал некоей фирмы разделен на определенное число ценных бумаг, владельцы которых ежегодно получают дивиденды. И вы сейчас скажете – так ведь речь об акционерном обществе. Совершенно верно! Но в 4 вопросе 22 задания просят указать вид юридического лица по цели деятельности организации. А это отнюдь не акционерное общество (так как указание «акционерное общество» — это по критерию: какая организационно-правовая форма предприятия (организации). А вот по цели деятельности – это коммерческое юридическое лицо. Вот и получается недопонимание: выпускник недоумевает – почему в задании сняли балл.

Как избежать ошибки?
При изучении темы запоминайте критерии, по которым данный объект (явление) классифицируется и тогда Вы верно будете давать ответ на четвертый вопрос 22 задания. И напомню, что критерии классификации Вам будут нужны при выполнении 24 задания.

Задание 23.

Добрый день уважаемые коллеги и выпускники! Если вы пропустили первую часть с разбором ошибок, то просто кликните по ЭТОЙ ССЫЛКЕ 👈
А сегодня мы анализируем ошибки в 21-25 заданиях. Задание № 21.-4

Оно опирается на знание Конституции РФ. В нем два алгоритма задания:

1. Дается одна основа конституционного строя. В этом случае ее нужно подтвердить тремя положениями из Конституции.

2. Даются три основы конституционного строя, тогда каждую основу необходимо подтвердить одним положением и всего в совокупности должно быть три подтверждения в Вашем ответе.

Как выполнить задание «на максимум»?
Анализируйте и запоминайте основы конституционного строя! Не путайте между собой такие основы конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство. Это важно. В своем телеграмм-канале я делилась с Вами материалом к этому заданию.
ВОТ ССЫЛКА 👈

Задание 24.

Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной̆ теме обществоведческого курса.

Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу. Из них два или более пункта должны быть детализированы в подпунктах.

Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. Главный вопрос, который вас беспокоит при подготовке по этому заданию - как "попасть" в "обязательные" пункты?

Давайте разберемся.
Практически в каждой теме, которую мы с вами изучаем в обществознании - предмет (объект, явление) наделены признаками, видами, функциями — это и есть базовая теория, которая должна быть отражена в соответствующих пунктах плана. А далее внимательно смотрите на тему плана, которая конкретно вам «попалась» на ЕГЭ и «считывайте» какую особенность или взаимосвязь необходимо отразить в плане.

Приведу пример.
В этом году в резервной волне была тема плана «Рынок как система экономических отношений». Некоторые выпускники включали в свой план следующие пункты: субъекты рынка (детализировали пункт), классификация видов рынка (по территории, по уровню конкуренции, по отношению к закону), функции рынка, неценовые факторы спроса и предложения.
Если мы посчитаем количество пунктов, включенных в план, то видим – их как минимум 5. То есть, казалось бы, выпускник «вписался» в критерии выполнения задания – пунктов в плане не менее трех, два и более детализированы на подпункты и тем не менее, выпускники получали за такой план 3 балла, а не 4 максимальных.
Так в чем же ошибка, спросите Вы? А давайте вернемся к теме плана «Рынок как система экономических отношений». Рынок не возникает на «пустом месте», а следовательно, в плане должен быть пункт «Условия возникновения рынка», среди которых можно было указать: частную собственность, свободу предпринимательства, конкуренцию, свободное ценообразование, общественное разделение труда. Но и это еще не все. Система экономических отношений основана на конкуренции, а о ней в плане ничего не сказано. Так вот, если бы выпускники привели в плане эти два пункта: условия возникновения рынка | типы рыночной конкуренции (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), то было бы выставлено 4 балла.

Как избежать ошибок при написании плана?
Здесь мой совет будет «стар как мир»: внимательно изучайте каждую тему, обращайте внимание и фиксируйте какие пункты включены в тот или иной параграф. Вот они и помогут вам составить план на максимум.

25 задание.

В задании необходимо дать теоретическое обоснование определённого мнения/позиции/идеи и т.п., ответить на поставленный вопрос, а также привести соответствующие примеры.

С этого года в 25 задании была детализирована его формулировка. Были выделены и пронумерованы три элемента ответа, которые обязательно должны присутствовать в полном правильном ответе:

  1. обоснование;
  2. ответ на вопрос;
  3. примеры.

Обоснование теперь должно быть дано в нескольких связанных между собой распространённых предложениях.

Типичные ошибки в 25 задании:

· Использование отдельных слов и словосочетаний в обосновании. Засчитываются только обоснование и развёрнутые примеры, сформулированные как распространённые предложения.

· Наличие дополнительных элементов ответа, содержащих неточности и ошибки, искажающие смысл ответа;

· Однотипные примеры;

Как избежать ошибок при выполнении 25 задания?

  1. Давайте обоснование через функции, задачи, роль, которую выполняет объект или явление, данное Вам в задании.
  2. Приводите примеры, которые содержат разностороннюю информацию о спрашиваемом предмете/явлении.

    Если у вас остались какие-то вопросы, обязательно задавайте их в комментариях. С удовольствием отвечу!

    👇 Полезные ссылки:
    Telegram
    Youtube
    Сообщество ВК
    Rutube