Найти тему
За СССР

Дополнение к предыдущему посту (об ИИ)

"...наше сознание обладает неотъемлемым и специфическим качеством субъективной реальности, которая характерна для наших чувственных образов, мыслей, желаний, воли. В философской литературе она также обозначается терминами «ментальная», «феноменальная», «интроспективная», «субъективный опыт», «квалия» и другими. Это наша внутренняя виртуальная реальность, на основе которой выстраиваются все остальные виды виртуальной реальности. Субъективная реальность персональна, она как бы временно отсутствует в глубоком сне, в случаях потери сознания и навсегда пресекается смертью. Она есть единственное удостоверение того, что личность существует. Нет ее – нет нас.

Уникальность этого качества (например, мысли) состоит в том, что ей нельзя приписывать физические свойства и пространственные признаки. Это всегда служило камнем преткновения для науки: как сохранить это качество, переписывая информацию из мозга в чип, как создать его и воплотить в искусственном мозге? Для этого надо знать, как оно осуществляется в живом мозге. Наши знания в этом отношении крайне недостаточны, однако у нас есть убедительные теоретические основания полагать возможность воспроизведения этого качества на небиологических субстратах.

Это определяется принципом изофункционализма систем (хорошо известны работы Тьюринга). Его суть в том, что одна и та же функция или система функций может быть воплощена и реализована на субстратах, имеющих различные физические свойства (модельный пример: удалили зуб и заменили его искусственным – функция та же, субстрат другой). Точно так же возможна замена любого другого органа – хорошо известные вещи. Где предел этому? Теоретически – такого предела нет, ибо любые функции могут быть воспроизведены на иных субстратных началах. Принцип изофункционализма дополняется принципом инвариантности информации по отношению к физическим свойствам его носителя. Это означает, что одна и та же информация может кодироваться и передаваться разными по своим физическим свойствам носителями (хорошо понятная каждому вещь). Следовательно, информационные процессы, представляющие явления субъективной реальности, в принципе могут моделироваться и воспроизводиться на других, небиологических субстратах.

Несколько подробнее об этом. Согласно информационному подходу к проблеме сознания и мозга, явления субъективной реальности (скажем, переживаемый мной образ дерева или черного квадрата) есть информация о данном предмете, информация же необходимо связана со своим носителем. Таким носителем, согласно данным нейронауки, является определенная мозговая нейродинамическая система. Обозначим эту информацию А, а носитель Х. Каков характер связи между А и Х? Это вроде бы простой, но очень глубокий и, я сказал бы, центральный вопрос. Говоря коротко, связь между А и Х носит функциональный характер, представляет собой кодовую зависимость, сложившуюся в филогенезе и онтогенезе. А и Х – явления одновременные и однопричинные, они находятся в отношении взаимооднозначного соответствия. То есть Х есть кодовое воплощение А. Основательное исследование связи А и Х, структурной и функциональной организации систем типа Х означает расшифровку кода и тем самым познание специфических информационных процессов, которые производят качество субъективной реальности, – в отличие от тех, которые протекают «в темноте», не сопровождаясь осознанием информации.

Как известно, вслед за расшифровкой генетического кода достигнуты значительные успехи в расшифровке нейродинамических кодов психических явлений. Имеется большая литература, я приводил один пример выдающегося результата в этой области – это работы Нишимото, Гэлэнта и их сотрудников. Его суть в следующем: испытуемый просматривает момент кинофильма, а на экране компьютера воспроизводятся эти узнаваемые движущиеся картинки. Эти эксперименты очень хорошо описаны в научной работе, опубликованной в конце прошлого, 2011 года. Это направление, именуемое чтением мозга, или нейрокриптологией, бурно развивается, оно имеет принципиальное значение для решения задач функционального моделирования феноменов сознания.

Но оно влечет и значительные риски и угрозы: скажем, если нейродинамический код явления субъективной реальности будет основательно расшифрован, это повлечет очень серьезные последствия. Скажем так, наша цивилизация основана на принципе относительной автономности личности, когда субъективный мир личности закрыт и она открывает его по своей воле, дозирует свою искренность. Это понятно всем. Если мы основательно расшифруем мозговые коды, то личность будет открыта, т.е. я смогу помимо вашей воли знать ваши намерения, мысли, желания и так далее. Кстати, дело идет к этому весьма быстро. Возникают вопросы: в чьих руках будут эти технологии, кто будет кого открывать и зачем?

Мы можем предпринять и другой мысленный эксперимент: скажем, все открыты – грубо выражаясь, никто не врет, говорят только правду. Что произойдет при нашем нынешнем homo sapiens в экономических, политических отношениях? То есть здесь нужна другая цивилизация. Эти мысленные эксперименты очень интересны в плане размышлений о будущем человечества.

Давайте пойдем дальше. В нашей психической деятельности качество субъективной реальности связано с двумя основными свойствами. Первое: данность нам информации в чистом виде – это означает, что когда я мыслю о чем-то или вижу что-то, то мне дана информация как таковая и совершенно исключены знания о носителе этой информации: я не чувствую и не знаю ничего, что при этом делается в моем мозгу. Это называется данностью информации в чистом виде. Второе: способность оперировать этой информацией по своей воле в довольно широком диапазоне. Это тоже понятно: я могу довольно свободно переключать свои мысли и оперировать своими образами.

Здесь важный вывод: поскольку явления А и Х одновременны и однопричинны и взаимооднозначно соответствуют друг другу, тот факт, что я могу управлять по своей воле А, означает, что я могу по своей воле управлять Х. Другими словами, моя способность произвольного оперирования информацией в «чистом» виде (т.е. моими образами, мыслями) означает мою способность произвольно оперировать их мозговыми носителями, некоторым классом собственных мозговых нейродинамических систем. Не сознавая, мы постоянно делаем это (часто не лучшим образом!). Указанные операции совершаются на уровне Эго-системы головного мозга – функциональной подсистемы головного мозга, представляющей наше Я. В этом плане имеются серьезные работы (Эделмен, Дамасио, Либет, Матюшкин и другие), исследующие эту подструктуру, подсистему мозга, ответственную за наши личностные характеристики, которая включает подсознательно-бессознательный контур информационных процессов.

Но отсюда следует, что Эго-система головного мозга является самоорганизующейся системой и что акт свободы воли есть акт самодетерминации – как в плане производимого выбора, так и в плане генерации энергии для достижения цели. Именно эти свойства самоорганизации, саморегуляции, самодетерминации являются, пожалуй, наиболее трудными в проблеме создания искусственного мозга, особенно когда речь идет о задаче самопреобразования ценностных структур и творчества новых жизнеутверждающих экзистенциальных смыслов. Это относится и к проблеме психической причинности, которая является крайне важной. Именно Эго-система головного мозга воплощает в себе ценностно-смысловые регистры сознания и произвольной активности..."

Дубровский Д.И.

Начало тут: