14 подписчиков

ПРАВО, ах, право!

. . . как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! © Как часто мы произносим не задумываясь — я имею право, или вы не имеете право.

. . . как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! ©

Как часто мы произносим не задумываясь — я имею право, или вы не имеете право. По какому-то неведомому основанию мы считаем себя наделёнными преференциями по отношению к другим. И это, похоже, разряд САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩИХСЯ истин.

Но что лежит в основе этих слов? Почему мы так стремимся приписать себе привилегии или же ограничить в них других? Возможно, это древнее звериное стремление к доминированию. Но в современном обществе идея преимущества или ограничения в правах формально базируется на условностях, которые называются законом или нормой.

Считается, что демократическое государство основано на принципах верховенства права, равенства перед законом и, вообще, оно, государство, занято исключительно защитой наших гражданских прав и свобод. (???) В таком государстве власть ограничивается законом, а действия государственных органов и должностных лиц подвергаются правовому контролю.

Гармоничное общество, возможно, именно так и функционирует. Но, как говаривал старина Жан Бодрийяр*: симулякр** — это наше всё. Хотя, возможно, он ничего подобного и не говорил. Его перу принадлежит псевдоцитата из Книги Экклезиаста: «Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет. Симулякр есть истина.» Сложно, конечно, но статья не об этом.

В вопросе права есть одна мелочь, которую не разглядишь сходу, но именно она переводит желеобразное понятие права в непререкаемый кодекс поведения. Это СИЛА. Без наличия СИЛЫ все умозрительные конструкции таковыми и останутся. Правовое государство — это государство, монополизировавшее все силовые методы воздействия на граждан, назвав это правом. И по своему усмотрению этим правом распоряжающееся — наделяя, ограничивая, как бы сдавая частички этого права в субаренду. И это не обязательно демократическое государство. Любая диктатура — это по сути тоже правовое государство. Неожиданно как, да.

Народ же в любой стране в совокупности не может изменить своё право. Просто невозможно, надев шоры на глаза, бежать по лабиринту. Есть чем заняться и без этого, кредиты, ипотеки, и тому подобное.

Политические движения и прочая массовая активность населения, как бы (в теории) может оказать значительное воздействие на формирование и изменение законов. Но воля народа и его структурная деятельность способны оказать влияние на развитие общества только в случае наличия НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ***. Но у народа сего оберега нет. И права на его обретение тоже нет. Тупичёк-с.

Для полного же осмысления ПРАВА, как сладкой морковки для наивных, достаточно просто внимательно вчитаться в одну из статей Конституции РФ. Где в одном пункте право даётся, а в следующем за ним — изымается.

КОНСТИТУЦИЯ РФ
Статья
20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

____________________________

* Жан Бодрийяр — (Jean Baudrillard) — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф, преподавал в Йельском университете.

** Симулякр — (фр. simulacre от лат. simulacrum — подобие, копия) — ключевой термин постмодернистской философии, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует.

Сегодня это понятие понимают как культурное или политическое создание, копирующее форму исходного образца. Симулякр может касаться каких угодно вещей и смыслов.

*** Неотъемлемые права (Inalienable rights) — представление о том, что люди обладают правами именно в силу того, что они люди, а не граждане определенного государства. Права являются неотъемлемыми, т.к. каждый человек по своей природе наделен ими.