Гатчинскому фестивалю, главный герой которого — свет, без малого 10 лет. И каждый год, уверяют организаторы и руководство музея-заповедника, его стараются сделать только зрелищнее. В этот раз вдохновение черпали в новых технологиях. Поэтому представленное иначе как медиаискусством не назовешь.
«Да, мы начинали именно как фестиваль света. Но сейчас, в 2023 году, можно сказать, что это фестиваль светового и медиаискусства, — говорит директор фестиваля «Ночь света» Ольга Аршанская. — Художники работают в сфере новых технологий: в программе есть NFT-выставка, очень много работ создано с использованием нейросети, искусственного интеллекта. То есть мы берем все эти инструменты и параллельно исследуем пространство музея и исторический контекст».
География участников обширна. Своими взглядами на будущее (а именно о нем размышляли в рамках минувшей «Ночи света» в Гатчине) делились авторы не только из Петербурга, Москвы, Казани, но также городов Испании, Франции, Турции и Туниса. Так, представитель страны на севере Африки — Элиес Ребай — при помощи современного проектора будто передавал на скульптуру Афины, что в Верхнем Голландском саду, сообщение из прошлого. Инсталляция так и называлась — Message.
Несмотря на накопленный с годами опыт, нынешняя «Ночь света» в некотором смысле стала дебютной. Организаторы несколько изменили карту фестиваля, добавив в маршрут новые локации. Например, Собственный сад. До этого в интимный уголок близ Гатчинского дворца свет долетал лишь от других работ. А в этот раз там звучали голоса сотрудников музея-заповедника: чтобы создать масштабную инсталляцию, записали 10 часов интервью со специалистами, а также заставили искусственный интеллект обработать гигантский массив фотографий последних 5 лет.
«Мы поработали с архивом, обучили на нем нейросеть, и она сделала потрясающие три картины прошлого, настоящего и будущего дворца и сада», — рассказала участница фестиваля «Ночь света» из Петербурга Лиза Савина.
Кинетическая скульптура лотоса. Фото: «МК в Ленобласти»
Еще одной новой точкой фестиваля 2023 года стал внутренний двор Арсенального каре, куда из Собственного сада можно было пройти, минуя интерьеры дворца. Там проходило 3D-мэппинг-шоу: на фасады замка, будто на холст, проецировались мифы и тайны Гатчинского парка.
«Мы пришли к формату, представляющему вполне музейный проект, который можно назвать продуктом современного искусства, но в традиционном окружении — в парке, садах», — отметил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов.
«Чаще всего мы не привозим готовые работы, — отметила Ольга Аршанская. — Все художники впервые представили свои проекты, некоторые очень волновались».
А понервничать действительно пришлось. Однако переживали маститые художники, до этого участвовавшие в подобного рода мероприятиях не только в России, но и по всему миру, больше не из-за аппаратуры, а из-за погоды.
«Мы стараемся взаимодействовать со стихией, и накануне, 16 августа, во время монтажа гремел гром и сверкали молнии. Слава богу, не было ливня», — рассказал участник фестиваля «Ночь света» из Москвы Кирилл Рейв.
Кстати, помимо известных авторов свое видение будущего в рамках «Ночи света» в Гатчине демонстрировали и юные таланты. Первокурсники кафедры средового дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ) предложили для размышлений о грядущем разные ракурсы — от экологического и социального до философского и даже детски наивного. Серия инсталляций под названием Illuminatics располагалась на острове Любви. А студенты Британской высшей школы дизайна представили коллективную работу по генеративной графике — границы между физическим и виртуальным, иллюзией и реальностью проходили по глади Белого озера.
Зеркала, позволяющие иначе взглянуть на себя и людей рядом, портал желаний, геометрическая аномалия, пробуждающаяся в руинах Адмиралтейства, чтобы дотянуться до космоса, огромное сияющее гнездо, волновой фонтан, кинетическая скульптура лотоса и молодая Вселенная, посылающая световые сигналы в надежде быть понятой, — всего 22 необычных световых объекта по периметру центральной части Гатчинского парка, где, казалось, темным не остался ни один уголок.
Автор: Екатерина Казьмина