Найти тему
Рок на БиС

Third Ear Band. Титаны прога или малоизвестные экспериментаторы?

Когда вам начинают говорить, что рок - это обязательно "ревущие гитары", отвечайте, что знаете рок-группу, которая обходилась первые годы своего существования совсем без гитар.

У истоков Third Ear Band стояли участники дуэта Giant Sun Trolley Глен Суини (Glen Sweeney - ударные) и Дэйв Томлин (Dave Tomlin - гитара, скрипка, вокал). Томлин был организатором открытых фри-джазовых сессий в так называемой Лондонской бесплатной школе (London Free School), общественном образовательном проекте для взрослых. Эту практику он перенес в существовавший короткое время в 1966-67 гг. культовый лондонский клуб UFO.

К джазово-психоделическим джемам присоединялись музыканты других формаций. Постепенно постоянными участниками происходивших обычно под утро перфомансов, включавших в том числе разрезание одежды на девушке Суини, стали Пол Миннс (Paul Minns / oboe), Ричард Кофф (Richard Coff / violin, viola), Мел Дэвис (Mel Davis / cello, slide pipes). Название группы сменилось на Hydrogen Jukebox.

К 1968 году относится первый опыт звукозаписи. С подачи шотландского композитора-авангардиста Рона Гизина (Ron Geesin), известного любителям популярной музыки по сотрудничеству с Pink Floyd и Роджером Уотерсом, три трека под вывеской The National-Balkan Ensemble были записаны в составе Суини-Миннс-Кофф (плюс Бенджамин Картленд на виолончели) для использования на телевидении. Пластинка, изданная на лейбле Standard Music Library, вышла, правда, только в 1970.

Но перед этим в июле 1969 года на прилавки музыкальных магазинов попал дебютный лонгплей коллектива "Alchemy" уже под окончательным названием Third Ear Band, выпущенный на EMI Harvest. Стиль группы к этому историческому моменту устоялся и представлял из себя импровизационную музыку, основанную на индийской раге с экспериментальными (авангардными) и джазовыми влияниями.

К квартету Суини-Миннс-Кофф-Дэвис на одном из восьми номеров присоединился Дэйв Томлин на скрипке, а в другом на варгане сыграл знаменитый английский радио-диджей Джон Пил (DJ John Peel)

Пил стал поклонником и популяризатором творчества Third Ear Band. Они появились в его знаменитой программе “Top Gear” в июле 1969 года аккурат после выхода дебютника

Существует мнение, что "Alchemy" - это веха в прог-роке, а также в стиле ethnic fusion, и пластинка, положившая начало тому, что сейчас называют world music. Встречал и другие высказывания. Дескать, это отнюдь не краеугольный камень всего прогрессива, а только той его части, которую Прогархивы именуют Indo-Prog/Raga Rock. При этом обе стороны сходятся в том, что музыка, оказавшая влияние (по признанию музыкантов этих групп) на такие разные команды как Utopia, Kansas и Sex Pistols, всё-таки является очевидной ступенькой в расширении пределов творческого мышления, как её не называй и как не классифицируй.

Вслед за первой пластинкой почти через год, в июне 1970 (темп по меркам нынешних времен был взят стремительный), выходит второй, одноименный альбом Third Ear Band (иногда называемый Elements)

Знакомый читателям по другим материалам нашего канала обозреватель портала allmusic Ричи Унтербергер говорит о четырех посвященных стихиям "Воздуху", "Земле", "Огню", "Воде" и так и названных треках пластинки как об импровизационных, но хорошо продуманных произведениях. Абсолютно с ним согласен. Самый лучший экспромт - это хорошо подготовленный экспромт. Сыгранные на акустических инструментах джаз-роковые импровизации вновь основаны на крепком фундаменте из элементов индийской духовной музыки. Особенно явно это проявляется, на мой взгляд, по части ритмики. Влияния фри-джаза и авангардно-минималистских концепций также очевидны. Одним словом, перед нами работа новаторская и солидная.

С другой стороны, эта музыка лежит в стороне от магистрального пути развития рок-музыки в конце 60-х - начале 70-х и с огромным трудом впишется в плейлист среднестатистического отечественного меломана. Того самого, который не представляет себе рок без ревущих гитар. Где тут барабаны, где бас, где гитарные риффы, где истоки харда? Как тут соединишь философию с гармонией, если за 37 минут не сыгран ни один соляк? Где найдешь хоть один завораживающий звук, если весь набор инструментов Third Ear Band это гобой, виолончель, скрипки и перкуссия?

Про философию, соединяемую с гармонией, истоки харда и завораживающие звуки написал недавно в комментариях к одной из давних статей очередной гуру от рок-музыки, заглянувший к нам на канал. БиС

Как бы то ни было группа получила некоторую популярность в родной стране и в континентальной Европе. Летом 1970 года музыканты отыграли несколько концертов в Германии. Тогда же и там же они записали саундтрек к снятому для немецкого телевидения анимационному фильму "Абеляр и Элоиза" режиссера Джорджа Мурса, основанному на трагической средневековой истории о высокой любви, предрассудках и незавидной участи её героев.

Third Ear Band образца 1970 года. Источник фото mavink.com
Third Ear Band образца 1970 года. Источник фото mavink.com

Виолончелистка Урсула Смит (Ursula Smith), ещё на предыдущем альбоме сменившая в составе Мела Дэвиса, вспоминала: "Сначала мы посмотрели фильм по телевизору. Затем он был показан нам на большом экране. Нашей задачей было создать музыкальную импровизацию на тему увиденного". Подобные представления позже практиковали французы Art Zoyd. Мы об этом в своё время писали

Что же касается опыта, поставленного нашими героями, то назвать его слишком уж успешным нельзя. Шесть безымянных частей вышли где-то чересчур монотонными, где-то даже расплывчатыми. Рецензенты находят здесь влияние не только индийских раг, но также и камерной музыки середины/начала XX века, в частности произведений Арнольда Шенберга, однако называют получившиеся музыкальные картинки отчужденными и бесформенными.

В итоге данная звуковая дорожка свет увидела лишь в 1997 году как приложение к книге итальянского писателя и и рок-обозревателя Луки Феррари (Luca Chino Ferrari) "Third Ear Band. Necromancers of the drifting West".

Более удачным оказался следующий опыт Third Ear Band в области создания музыки к фильмам. Известный режиссер Роман Полански выпустил на экраны свою версию шекспировского "Макбета" в 1971 году. Это был первый фильм Полански после жесткой расправы преступника и маньяка Чарли Мэнсона над женой режиссера актрисой Шэрон Тейт. Неудивительно, что фильм получился пронизанным болью и мраком. Снятый в Уэльсе в сезон дождей он был наполнен мучительной атмосферой, отражавшей душевное состояние режиссера.

Наверное, никого лучше, чем Third Ear Band для звукового сопровождения мистической средневековой трагедии Полански не мог найти. Музыканты, состав которых изменился на сей раз достаточно кардинально, к делу подошли серьезно. Миннс и Суини, а также присоединившиеся к ним Саймон Хаус (Simon House - violin, VCS3), Пол Бакмастер (Paul Buckmaster - violoncello & bass) и Деним Бриджес (Denim Bridges - guitars) привнесли в звуковую картину элементы фолка и средневековой музыки. Кроме того отметим, что впервые в составе коллектива появился гитарист. Получилось достоверно, зловеще, эмоционально и вновь экспериментально. Для создания ощущения хаоса в некоторых сценах использовалась так называемая алеаторическая или случайная музыка.

Алеаторическая музыка (также алеаторная музыка или случайная музыка; от латинского слова alea, означающего "игральные кости") - это музыка, в которой какой-либо элемент композиции оставлен на волю случая и/или какой-либо основной элемент реализации сочиненного произведения оставлен на усмотрение его исполнителя. Википедия.

Несмотря на то, что "Music From Macbeth" называют самым популярным альбомом группы, в её деятельности после его выхода в 1972-ом случился очень долгий перерыв, причина которого будет названа ниже.

Вернулись британцы лишь в конце 80-х, поддавшись на уговоры того самого Луки Феррари, убедившего Глена Суини принять эксклюзивное разовое участие в рок-фестивале на территории Италии.

Как это частенько бывает, ветеранам понравилось. Последовал выход ещё нескольких альбомов, начиная с изданного в той же Италии "Live Ghosts" (1989) с участием помимо Суини неизменного Миннса с неизменным гобоем и новых музыкантов.

Live Ghosts (1988) - Third Ear Band скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Затем увидели свет диски "Magic Music" (1990) и "Brain Waves" (1993), где из постоянных участников остался только Глен Суини, а традиционный медитативный сплав джаз-рока и этники сдобрен применением электронных эффектов и аранжировок.

В 1993 году группа официально распалась из-за постоянных проблем Суини со здоровьем. Что не помешало Third Ear Band обрести культовый статус и обзавестись продолжением дискографии в виде ряда изданий неопубликованного ранее материала, из которых стоит выделить альбом "The Magus" (2004).

Он был записан в конце 1972 года сразу поле выхода "Макбета", но отвергнут лейблом Harvest. Что собственно и послужило причиной перерыва в деятельности Third Ear Band на долгих 16 лет.

Подводя итог вышесказанному и отвечая на заданный в заголовке вопрос, скажу что титанами в представлении меломанского сообщества
Third Ear Band не стать из-за отстраненности от основного пути развития жанра "рок" и его субжанра "прог/арт-рок", но и малоизвестными их могут назвать лишь те, кто не хочет знать абсолютно ничего за пределами рок-мейнстрима. Звание самой странной группы эпохи расцвета странных групп и странной музыки Third Ear Band заслужили несомненно

Ютуб-канал GeorgeLupine4

Автор статьи - БиС

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress.ru

Логотип издательства
Логотип издательства