Кадр. Сцена Эпизод. Фабула. История. Сюжет. Тема. Идея.
Итак, мы разобрались с тем, что такое сторителлинг. И, казалось бы, нам можно приступать к написанию или созданию гениальной истории. Но давайте будем подходить к этому вопросу не как дилетанты, а как профессионалы. И в связи с этим я бы хотел сделать маленькое отступление, в котором я расскажу, как мы будем работать и что будем использовать в работе.
Однажды я сделал для себя очень интересное открытие. После того, как я прочел очередную книгу по теории сторителлинга, то я задал себе вопрос. А мог ли бы я научиться писать и создавать истории и книги исходя из того опыта который получил из этих книг? И я откровенно ответил, что нет.
Не поймите меня неправильно, но практически все книги, дают более или менее правильное представление того, что находится в квартире, но они не дают ключа. Иными словами они оценивают уже написанные произведения и сообщают молодым авторам - как нужно и что должно быть . То есть они сообщают о том, что должно быть, но где это найти - увы умалчивают. Несознательно конечно.
Но ведь ни Пушкин , ни Достоевский, ни Толстой не изучали теорию драматургии и тем более сторителлинг, но тем не менее были гениальными рассказчиками и драматургами. Почему?
На мой взгляд потому, что каждый из них до того, как написать свои великие истории учился и вырабатывал свой собственный метод, манеру, язык для создания произведения и истории. И только после того, как они овладели собственным методом, из под их пера посыпались шедевры. Поверьте книжек по сторителлингу в тогдашних магазинах не продавали. Да и перевели Аристотеля только в 1854 году. То есть уже после смерти Пушкина. А других книг на эту тему вообще, пожалуй, и не было. Думаю, им приходилось учиться у древних.
Вот именно поэтому на наших уроках я не буду просто пересказывать содержание книг и загружать вас возможно и правильной, но совершенно не нужной для данного момента информацией.
Моя задача сделать так, чтобы вы уже сейчас встали на место сценариста, писателя, сторителлера и постепенно шаг за шагом искали свой собственный метод. И могли использовать его, когда пишете сценарий ролика, сериала, пьесы или интервью, концепцию продвижения продукта, бренда или готовились к публичному выступлению. Возможно вы даже станете директором отдела маркетинга в крупной компании. Это уже будет ваш выбор. Но если у вас появится свой метод, вы сможете работать в любом формате и в любом жанре.
Примеры или сравнения мы будем искать в кинематографе. Почему там?
1. Потому, что в наше время мы гораздо больше смотрим фильмы, нежели читаем книги.
2. Потому, что нам будет трудно использовать литературу или театральные пьесы . А кадры из фильмов дают нам более внятное представление о материале.
3. Кино - это квинтэссенция драматургии. И именно здесь более отчётливо видна сама история и ее внутренняя конструкция .
Иными словами, мы будем копать не туда, а оттуда. Итак. Как говорили мои учителя - для того чтобы написать - нужно просто сесть и написать.
А теперь давайте договоримся о терминах и об некоторых основных понятиях, без которых мы не сможем определить границы, где история начинается и где она заканчивается.
Потому, как показывает практика, даже в профессиональной среде иногда бывают разночтения - путают историю и сюжет, идею и тему, фабулу и историю. А это приводит к необратимым последствиям и попросту непониманию. А зная термины, мы будем говорить на одном языке.
Давайте начнем с самой маленькой единицы истории.
Кадр – это слайд, фотография, самый маленький отрезок повествования. Это деталь, пиксель, на которой нужно сфокусировать внимание слушателя или зрителя. Например… «человек смотрит на картину. В его глазах восхищение…» В кино есть такое понятие, что кадр - это от включения до выключения кнопки камеры и он может длиться довольно долго. У нас времени нет. Мы не в кино - в нашем случае кадр – это фокус на деталь.
Теперь сцена. Это отрезок повествования, который больше или длиннее кадра, но меньше остальных отрезков. Сцена - это когда перед глазами слушателя или зрителя в одном и том же месте , в одно и то же время происходит некое действие.
Но если в кадре может не быть никакого конфликта, то сцена должна содержать в себе некий конфликт, который движет вашего героя к следующему этапу.
Например… Он встречается с ней и признается в любви. Она отвечает ему, что это не взаимно.
Следующая структурная единица – это эпизод.
Эпизод может быть равен сцене. Он характеризуется значительным изменением в судьбе героя. Например, влюбленные мирятся. Супруги ссорятся. Или герой преследует преступника, и сталкивается с совершенно новыми обстоятельствами. Каждый раз герой совершает значительное движение на пути к цели. Эпизод может состоять из нескольких сцен.
Фабула. Представьте себе фильм в его последовательности. Или историю, которую вы рассказываете. Она вся состоит из кадров, сцен и эпизодов, собранных, смонтированных в определенном порядке. Так вот эта последовательность и называется фабулой. Если вы перескажете все сцены по порядку одна за одной – это и есть фабула. То есть, то как вы их выстраиваете в последовательности, которую выбираете сами.
Если давать точное определение фабулы то вот оно.
Фабула — это фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно- хронологической последовательности.
Например, вы выехали из одной точки и направляетесь в другую. Так вот фабула это все этапы вашего пути или пути вашего героя.
Теперь об истории. Зачастую фабулу путают с историей. Пока мы еще не создаем историю, но дадим ей точное определение. Точное определение истории звучит так.
История - это основные и поворотные моменты повествования.
Зафиксируйте. Только основные и только поворотные. Если ваш персонаж по пути к цели зашел в магазин, в котором ничего важного не произошло – это не имеет для истории значения. Это сцена или эпизод, фабула, но не история.
А теперь как говорится - почувствуйте разницу.
Фабула – это все события и моменты.
А история это только основные и только поворотные моменты.
Пересказ фабулы может занять много времени. Пересказ истории всего 15-20 предложений текста. Фиксируем. История - это основные и поворотные моменты повествования.
Теперь перейдем к сюжету. Иногда люди спрашивают друг друга. Ты посмотрел фильм? Расскажи, какой сюжет. И человек начинает сбивчиво пересказывать сцену за сценой. Потом возвращается к началу, потом снова переходит к моменту, когда остановился. И в результате из хорошего истории или сценария может получиться очень скучный пересказ.
А вот историю рассказать можно. Она занимает примерно 15 - 20 предложений. И этого будет достаточно, чтобы стало понятно практически все и вполне достаточно, чтобы заинтересовать и продюсера и слушателя и потребителя.
И после этого у вас есть тот конструкт, который вы можете увеличивать или уменьшать в зависимости от того формата, который вам нужен.
Когда люди спрашивают какой сюжет- профессиональный сценарист впадает в ступор. Сюжет же пересказать попросту невозможно. Сюжет — это сделанный вами выбор событий и их компоновка во времени. Это флешбэки и лейтмотивы, диалоги. Это огромная конструкция . То есть фабула или история всегда отвечают на вопрос что происходит, а сюжет на вопрос - как вы комбинируете последовательность. Как в музыке. История - это мелодия. Сюжет - это симфония. Как можно ее напеть или насвистеть.
Резюмируем.
Фабула – это совокупность и последовательность всех событий в их внутренней взаимосвязи.
История - это основные и поворотные моменты повествования.
Сюжет - это то, как автор об этих событиях рассказал.
Если такая путаница в понятиях происходит в головах обычных людей – им это простительно. Но если такие вещи путают профессионалы – это чревато…
Например, вы приходите к продюсеру, или издателю или редактору. Или выходите на сцену с публичной речью или пишете кейс для компании. Предствляете свой продукт или концепцию. У вас есть определенное время. А вы начинаете долго пересказывать фабулу сценария или своего плана. Сегодня никто не будет читать лонгриды. Даже кейсы в бизнесе - это всего несколько страниц.
Поэтому историю – это самая разменная монета. Все читают только истории. Все остальные лонгриды пылятся под столом редактора.
И последнее на сегодня. Вы наверняка не раз слышали или задавали вопрос О чем фильм? В чем его идея. Какая тема?
Тема и Идея.
Иными словами, тема - это предмет вашей истории. Те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Например Тема освоения космоса или тема продвижения компании на китайский рынок.
Идея же - это основная мысль. В ней отображается ваше отношение к теме.
Именно в этом отношении и кроется отличие идеи художественной от научной идеи. Но мы, как вы понимаете занимаемся не наукой.
Если очень коротко, то ТЕМА - это о чем вообще! ИДЕЯ о чем конкретно. Для чего, с какой целью. Почему мы сейчас об этом говорим?
Потому что в один прекрасный момент вы станете прекрасными спикерами, маркетологами, писателями или сценаристами. И, возможно, вы будете общаться с профессионалами. Если же вы будете говорить на одном языке - вы договоритесь.
Смотрите видео уроки в telegram. Или подписывайтесь и читайте.