Найти в Дзене
Сергей Веденьё

Сторителлинг. Урок №1

Кадр. Сцена Эпизод. Фабула. История. Сюжет. Тема. Идея. Итак, мы разобрались с тем, что такое сторителлинг.  И, казалось бы, нам можно приступать к написанию или созданию гениальной истории. Но давайте будем подходить к этому вопросу не как дилетанты, а как профессионалы. И в связи с этим я бы хотел сделать маленькое отступление, в котором я расскажу, как мы будем работать и что будем использовать в работе.  Однажды я сделал для себя очень интересное открытие.  После того, как я прочел очередную книгу по теории сторителлинга, то я задал себе вопрос. А мог ли бы я научиться писать и создавать истории и книги исходя из того опыта который получил из этих книг? И я откровенно ответил, что нет. Не поймите меня неправильно, но практически все книги, дают более или менее правильное представление того, что находится в квартире, но они не дают ключа.  Иными словами они оценивают уже написанные произведения и сообщают молодым авторам  - как  нужно и что должно быть . То есть они сообщают о т

Кадр. Сцена Эпизод. Фабула. История. Сюжет. Тема. Идея.

Итак, мы разобрались с тем, что такое сторителлинг.  И, казалось бы, нам можно приступать к написанию или созданию гениальной истории. Но давайте будем подходить к этому вопросу не как дилетанты, а как профессионалы. И в связи с этим я бы хотел сделать маленькое отступление, в котором я расскажу, как мы будем работать и что будем использовать в работе. 

Однажды я сделал для себя очень интересное открытие.  После того, как я прочел очередную книгу по теории сторителлинга, то я задал себе вопрос. А мог ли бы я научиться писать и создавать истории и книги исходя из того опыта который получил из этих книг? И я откровенно ответил, что нет.

Не поймите меня неправильно, но практически все книги, дают более или менее правильное представление того, что находится в квартире, но они не дают ключа.  Иными словами они оценивают уже написанные произведения и сообщают молодым авторам  - как  нужно и что должно быть . То есть они сообщают о том, что должно быть, но где это найти  - увы умалчивают. Несознательно конечно.  

Но ведь ни Пушкин , ни Достоевский, ни Толстой не изучали теорию драматургии и тем более сторителлинг, но тем не менее были гениальными рассказчиками и драматургами.  Почему?

На мой взгляд потому, что каждый из них до того, как написать свои великие истории учился и вырабатывал свой собственный метод, манеру, язык для создания  произведения и истории. И только после того, как они овладели собственным  методом, из под их пера посыпались шедевры. Поверьте книжек по сторителлингу в тогдашних магазинах не продавали. Да и перевели Аристотеля только в 1854 году.  То есть уже после смерти Пушкина. А других книг на эту тему вообще, пожалуй, и не было. Думаю, им приходилось учиться у древних. 

 Вот именно поэтому  на наших уроках я не буду просто пересказывать содержание  книг и загружать вас возможно и правильной, но совершенно не нужной для данного момента информацией.

 Моя задача сделать так, чтобы вы   уже сейчас встали на место сценариста, писателя, сторителлера и постепенно шаг за шагом  искали свой  собственный метод. И могли использовать его, когда пишете сценарий ролика, сериала, пьесы или интервью, концепцию продвижения продукта, бренда или готовились к публичному выступлению. Возможно вы даже станете директором  отдела маркетинга в крупной компании.  Это уже  будет ваш выбор.  Но если  у вас появится свой метод, вы сможете работать в любом формате и в любом жанре. 

Примеры или сравнения мы будем искать в кинематографе. Почему там?

1. Потому, что  в наше время  мы гораздо больше смотрим фильмы, нежели читаем книги. 

2.  Потому, что нам будет трудно использовать литературу или театральные пьесы . А кадры из фильмов дают нам более внятное представление о материале.

3. Кино  - это квинтэссенция драматургии. И именно здесь более отчётливо видна сама история и ее внутренняя конструкция .

Иными словами, мы будем копать не туда, а оттуда. Итак. Как говорили мои учителя -  для того чтобы написать  -  нужно просто сесть и написать. 

А теперь давайте договоримся о терминах и об некоторых основных понятиях, без которых мы не сможем определить границы, где история начинается и где она заканчивается.

Потому, как показывает практика, даже в профессиональной среде иногда  бывают разночтения  - путают историю и сюжет, идею и тему, фабулу и историю. А это приводит к необратимым последствиям и попросту непониманию. А зная термины,  мы будем говорить на одном языке.

Давайте начнем с самой маленькой единицы истории.

Кадр – это  слайд,   фотография,  самый маленький отрезок повествования.  Это деталь,  пиксель, на которой нужно сфокусировать внимание слушателя или зрителя.  Например… «человек смотрит на картину. В его глазах восхищение…» В кино есть такое понятие, что кадр  - это от включения до выключения кнопки камеры и он может длиться довольно долго. У нас времени нет. Мы не в кино - в нашем случае кадр – это фокус на деталь.

Теперь  сцена. Это отрезок повествования, который больше или длиннее кадра, но меньше остальных отрезков.  Сцена -  это когда перед глазами слушателя или зрителя в одном и том же месте , в одно и то же время происходит некое действие.

Но если в кадре может не быть никакого конфликта, то сцена должна содержать в себе некий конфликт, который движет вашего героя к следующему этапу. 

Например… Он встречается с ней и признается в любви. Она отвечает ему, что это не взаимно.

 

-2

 Следующая структурная единица  – это эпизод. 

Эпизод может быть равен сцене. Он характеризуется значительным изменением в судьбе героя. Например, влюбленные мирятся. Супруги ссорятся. Или герой преследует преступника, и сталкивается с совершенно новыми обстоятельствами. Каждый раз герой совершает значительное движение на пути к цели. Эпизод может состоять из нескольких сцен. 

-3

Фабула. Представьте себе фильм в его последовательности. Или историю, которую вы рассказываете. Она вся состоит из кадров, сцен  и эпизодов, собранных, смонтированных в определенном порядке.  Так вот эта последовательность и называется фабулой. Если вы перескажете все сцены по порядку одна за одной – это и есть фабула.  То есть, то как вы их выстраиваете в последовательности, которую выбираете сами. 

Если давать точное определение фабулы то вот оно.

Фабула —  это фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно- хронологической последовательности.

Например, вы выехали из одной точки и направляетесь в другую. Так вот фабула это все этапы вашего пути или пути вашего героя.

-4

Теперь об истории. Зачастую фабулу путают с историей.  Пока мы еще не создаем историю, но дадим ей точное определение.  Точное определение истории звучит так.

История  - это основные и поворотные моменты повествования.

Зафиксируйте. Только основные и только поворотные. Если ваш персонаж по пути к цели зашел в магазин, в котором ничего важного не произошло – это не имеет для истории значения. Это сцена или эпизод, фабула, но не история.

А теперь как говорится  - почувствуйте разницу.

Фабула – это все события и моменты.

А история это только основные и только поворотные моменты.

Пересказ фабулы может занять  много времени. Пересказ истории  всего 15-20 предложений текста. Фиксируем. История  - это основные и поворотные моменты повествования.

Теперь перейдем к сюжету. Иногда люди спрашивают друг друга. Ты посмотрел фильм?  Расскажи, какой сюжет. И человек начинает сбивчиво пересказывать сцену за сценой. Потом возвращается к началу, потом снова переходит к моменту, когда  остановился. И в результате из хорошего  истории  или сценария может получиться очень скучный пересказ.  

А вот историю рассказать  можно. Она занимает  примерно  15 - 20 предложений. И этого будет достаточно, чтобы стало понятно практически все и вполне достаточно, чтобы заинтересовать и продюсера и слушателя и потребителя.

И после этого у вас есть тот конструкт, который вы можете увеличивать или уменьшать в зависимости от того формата, который вам нужен.  

Когда люди спрашивают какой сюжет- профессиональный сценарист впадает в ступор. Сюжет же пересказать попросту невозможно. Сюжет — это сделанный  вами выбор событий и их компоновка во времени. Это флешбэки и лейтмотивы, диалоги. Это огромная конструкция . То есть фабула или история всегда отвечают на вопрос что происходит, а сюжет на вопрос - как  вы комбинируете последовательность.  Как в музыке.  История  - это мелодия. Сюжет - это симфония. Как можно ее напеть или насвистеть.

-5

Резюмируем. 

Фабула – это  совокупность и последовательность всех событий в их внутренней взаимосвязи.

История  - это основные и поворотные моменты повествования.

 Сюжет - это то, как автор об этих событиях рассказал.

Если такая путаница в понятиях происходит в головах обычных людей – им это простительно. Но если такие вещи путают профессионалы – это чревато…

Например, вы приходите  к продюсеру,  или издателю или редактору. Или выходите на сцену с публичной речью или пишете кейс для компании. Предствляете свой продукт или концепцию.  У вас есть определенное время. А вы  начинаете долго  пересказывать фабулу сценария или своего плана. Сегодня никто не будет читать лонгриды. Даже кейсы в бизнесе  - это всего несколько страниц.

Поэтому историю – это самая разменная монета. Все читают только истории. Все остальные лонгриды пылятся под столом редактора.  

И последнее на сегодня. Вы наверняка не раз слышали или задавали вопрос  О чем фильм? В чем его идея. Какая тема?

Тема и Идея.

Иными словами, тема - это предмет вашей истории. Те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя. 

 Например Тема освоения космоса или тема продвижения компании на китайский рынок.

Идея же - это основная мысль. В ней отображается ваше отношение к теме.

Именно в этом отношении и кроется отличие идеи художественной от научной идеи. Но мы, как вы понимаете занимаемся не наукой.

Если очень коротко, то ТЕМА - это о чем вообще! ИДЕЯ  о чем конкретно. Для чего, с какой целью. Почему  мы сейчас об этом говорим?

 Потому что в один прекрасный момент вы станете прекрасными спикерами, маркетологами, писателями или сценаристами. И, возможно, вы будете общаться с профессионалами. Если же вы  будете говорить на одном языке  - вы договоритесь. 

Смотрите видео уроки в telegram. Или подписывайтесь и читайте.

Сторителлинг. Видеокурс.