Найти в Дзене

Герман Гессе "Росхальде". Роман о позиции жертвы и попытке начать новую жизнь.

Известный художник Верагут уже долгое время живёт в своём поместье Росхальде. Он талантлив, признан общественностью, но его личная жизнь полностью разрушена. Его жена живёт отдельно от Верагута в доме, воспитывает их маленького сына Пьера. Верагут обитает в небольшой постройке рядом, где все время пишет картины. Верагут и Адель давно разлюбили друг друга. Единственное, что их связывает - сын. В прошлом Верагут предложил Адель развестись, но она согласилась только при условии, что Пьер останется с ней. Художник на такое пойти не смог. Теперь же они стараются не замечать друг друга и видеться только во время приёма пищи. К Верагуту приезжает лучший друг Буркхардт - холостяк, путешественник, и старший сын Верагута - Альбер. С ним отношения тоже напряжённые, как и с Адель. Однажды Альбер запустил в отца ножом. Буркхардт видит, что в семье Верагута не все гладко. В один из вечеров Верагут напивается и признается другу в собственном позоре и трусости. Ведь он не смог начать все сначала

Шафхаузен и Фойертален на Рейне, вид с крепости Мунот. Шафхаузен стал прототипом поместья Росхальде
Шафхаузен и Фойертален на Рейне, вид с крепости Мунот. Шафхаузен стал прототипом поместья Росхальде
  • Сюжет

Известный художник Верагут уже долгое время живёт в своём поместье Росхальде. Он талантлив, признан общественностью, но его личная жизнь полностью разрушена.

Его жена живёт отдельно от Верагута в доме, воспитывает их маленького сына Пьера. Верагут обитает в небольшой постройке рядом, где все время пишет картины.

Верагут и Адель давно разлюбили друг друга. Единственное, что их связывает - сын. В прошлом Верагут предложил Адель развестись, но она согласилась только при условии, что Пьер останется с ней. Художник на такое пойти не смог.

Теперь же они стараются не замечать друг друга и видеться только во время приёма пищи.

К Верагуту приезжает лучший друг Буркхардт - холостяк, путешественник, и старший сын Верагута - Альбер. С ним отношения тоже напряжённые, как и с Адель. Однажды Альбер запустил в отца ножом.

Буркхардт видит, что в семье Верагута не все гладко. В один из вечеров Верагут напивается и признается другу в собственном позоре и трусости. Ведь он не смог начать все сначала, отпустить то, что его давно тянет на дно.

Буркхардт видит страдания друга и предлагает ему путешествие в Индию, а там, возможно, он не захочет возвращаться в Росхальде.

Верагут обещает подумать, а Буркхардт тем временем уезжает.

Пьеру снится страшный сон, в котором все его близкие гуляют в полном одиночестве, не замечая мальчика. После сна у Пьера начинает сильно болеть голова, он становится капризным.

И если поначалу родители списали это на лёгкое недомогание, то потом выясняется, что у ребёнка менингит - болезнь, от которой на тот момент погибали практически все. Особенно дети.

Ребёнку быстро становится хуже. Родители, неспособные что-либо сделать, лишь наблюдают за тем, как их сын погибает от мучительной болезни.

После смерти Пьера Верагут оставляет поместье жене и Альберу, а сам отправляется в Индию.

-2

  • Проблематика романа

Интересно наблюдать за тем, как меняется художественный мир Германа Гессе, начиная с его первой повести "Петер Каменцинд" до романа "Росхальде". От произведения к произведению мы наблюдаем смерть романтических интересов писателя. Если раньше конфликт худо-бедно, но решался. Или откладывался на потом. Если раньше в героях и событиях скрывался метафорический смысл, то здесь все иначе.

Например, в "Гертруде" отношения героев имели символический смысл, а в "Росхальде" все подано буквально - разрушенная семья без возможности восстановления.

История лишена символизма, метафоры. Она предельно реалистично говорит о людях в тупике. Словно сам Герман Гессе окончательно лишился всех романтических убеждений и решил написать суровую, реалистичную, как картины Верагута, повесть.

  • Герои-жертвы

Каждый герой романа видит себя жертвой. Причём вроде и осознает совственную вину в случившемся, но все же обстоятельства становятся важнее.

Верагут признает собственную трусость, но не забывает винить Адель, которая не желает отдать ребёнка. Вместо решения проблемы он пишет картины. Здесь Герман Гессе вновь поднимает тему творчества, искусства.

Искусство в романе отражает жизнь. Но Верагут будто не понимает это. Картины художника прямым текстом говорят о проблемах, но Верагут упорно пытается жить в тумане. Тумане собственного эгоизма и нежелания впускать к себе других.

Смерть Пьера становится пусковым крючком для такой жизни. После этого Верагут словно протрезвел, понял, что настоящая жизнь состоит в том, чтобы, забыв о себе, любить других.

  • Пьер

Особое внимание обращает на себя Пьер - очень наблюдательный, умный мальчик, который постоянно увлекается чем-то новым.

Пьер - жертва, о которой никто в доме не думает. Любовь к Пьеру не соседствует с настоящей заботой о нем. Да, отец и мать беспокоятся, когда Пьеру плохо. Но они не могут понять, почему. Они не думают, что мальчик страдает от разрыва родителей. Он не виноват в этом. Но вынужден стать тоже жертвой.

***

Роман может немного шокировать тех, кто читает Германа Гессе не в хронологическом порядке. Чаще всего так и есть. Многие знакомы с его "Степным волком" и "Игрой в бисер". После этих текстов "Росхальде" воспринимается как книга другого автора. Автора, который зашёл в тупик, не знает, что делать дальше.

В "Кнульпе", особенно в "Демиане" мы увидим уже другого человека, который ещё не нашёл, но уже попытался оставить прошлую жизнь позади.