Найти тему
ТЕЛЕВИЗИОНЕР

ЗАГАДОЧНАЯ ВЯТКА

Вятка –Хлынов, затем снова Вятка в1780 г. и в уже 1934 г. город Киров. Непросто складывалась историческая судьба главного города Земли Вятской. “В Вятке свои порядки», «вятские –хватские», "семеро одного не боятся- сидят на полу и не падают!", так долей самоиронии определяли свой характер сами вятчане . Историк 19 века Николай Костомаров вообще как-то в сердцах бросил фразу: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее…». Темнее – значит таинственнее. Историка понять можно, за что не возьмись – в письменных источников информации совсем не много. В летописях много разногласий. На что опереться в исследовании прошлого, на какие источники ссылаться? Потому и чудеса с вятской историей и хронологией случаются просто удивительные: в 1957 году широко отмечалось 500 летие города Вятки-Кирова. Ссылались тогда на 1457 год –первое упоминание Вятки как города. Прошло еще 20 лет и , о чудо! Возраст Вятки увеличился аж на 100 лет. В 1974 году широко отмечалось уже 600 летие города Кирова. Были выпущены серии значков и памятных медалей, вышли в свет книги и открытки. Но как за 20 лет можно было «состариться» на все 100 ? Все очень просто - упоминание не самого города Вятки, а Вятки вообще: "Идоша ушкуйницы на Вятку" -связали с основанием города . Это открытие стало заслугой историка Анатолия Эммаусского проведшего не один год за изучением древних летописных сводов в центральных архивах. И вот новая дата 1374 год – повествование о походе ушкуйников по рекам Волге и Вятке и новая дата первого упоминания нашего города в общерусских летописях. Хотя надо отметить , что дата 1374 год и до революции 1917 года упоминалась в исторических изданиях и была хорошо известна - просто ее понимали как Вятская земля -вообще, в 1974 году этот одход был пересмотрен и позволил широко отметить юбилей города.

Панорама города Вятки XIX в.
Панорама города Вятки XIX в.

Есть и еще одна дата это 1181 год. Об этой дате заселения русскими Вятской земли рассказывается в «Повести о стране Вятской» - но именно эта «повесть» насыщена многими легендами и хронологической путаницей. Хотя некоторые историки считают, что этот документ датированный началом XVIII столетия впитал в себя наиболее ранние рассказы вятских летописцев, не дошедшие до нас и сгинувшие в пламени многочисленных пожаров. Интересно , что как раз более ранняя датировка основания Вятки, подтверждается результатами археологических раскопок. На месте Хлыновского кремля , ныне располагается любимое место отдыха горожан – Александровский парк, в 1980-х проводились археологические раскопки и в ранних слоях были обнаружены как предметы быта финно-угорских народов, так и вещи характерные для русского населения. Это позволило сделать вывод о мирном сосуществовании коренных народов Вятки –вотяков и пришедшего сюда русского населения. Хотя, конечно первое время без стычек не обходилось, но впоследствии соседи поняли – что жить мирно и торговать намного выгоднее , чем постоянно нападать друг на друга.

-2

Еще один парадокс вятской истории это имя Вятка. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что означает это слово. Кто-то придерживается романтической версии: Вятка значит серебряная. И это не только потому, что в водах реки отражаются облака, придавая ей серебряный оттенок. По реке Вятке пролегал важный торговый путь на север. По этому пути шли караваны восточных купцов и везли серебро для обмена на «мягкое золото» - шкурки пушных зверей, очень высоко ценившихся на рынках Булгара, Бухары и Багдада. По другой версии - Вятка это имя местного племени вотяков-удмуртов. Считается, что на месте Хлыновского кремля, ныне Александровского парка находилось древнее святилище удмуртского племени называвшегося «Ватка». Когда на высоком берегу реки поселились первые выходцы с Новгорода Великого, место укрепленного поселения и прозвали уже с учетом славянского произношения Вятка.

-3

Вот и взметнулись ввысь на крутом берегу реки Вятки стройные деревянные колокольни и башни, высокие стены и купола града Вятки.

И здесь снова тайна. Снова загадка. Если новгородцы основали город Вятку , то откуда же тогда взялся город Хлынов? Здесь есть несколько мнений. Одни считают, что Кремль вятский могли изначально назвать Хлыновым. А Вяткой именовать всю округу, где поселились первые переселенцы. Другие считают, что имя Хлынов появилось в 13 веке во время татаро-монгольского нашествия. Тогда многие русские люди искали места жительства безопасные и уходили на север в леса. Сюда не могла дойти конница захватчиков и жители были здесь в относительной безопасности, потому и «хлынул» на вятку поток беженцев их других русских княжеств и стали они селиться в округе. Появились новее починки и погосты. Разросся посад рядом с кремлем. В посаде стояли в основном дома ремесленников –гончаров, кузнецов, сапожников. Население стало быстро расти – как бы нахлынуло сюда спасаясь от огня и кривой сабли. Так и город стали прозывать Хлынов –град. Но это , повторю всего одна из возможных версий. А Хлынов постепенно вытеснил из летописей и сказаний Вятку и вот уже мы встречаем упоминания о хлыновских воеводах, о хлыновских «служывых людях». В разговорной речи употребляется слово «хлын» лихой человек, почти разбойник. Здесь, наверное свою роль сыграла память о ватагах ушкуйников. Но когда великий князь Иван III собирал русские земли вокруг Московского княжества – к Москве была присоединена Вятка. Так и сказано у Карамзина в его истории «присоединение Вятки» иногда встречается и термин «покорение Вятки». Действительно , не хотелось вятским воеводам под руку Москвы, не желали расставаться с вольницей потомки новгородцев.

-4

Здесь снова мы сталкиваемся с легендой… «Вятская свистунья» - без этого праздника невозможно представить историю Вятки. Без «Свистуньи» не было бы и особого, неповторимого образа Вятки известного сегодня во всем мире – Дымковской игрушки.

«Вятская свистунья» - это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался в четвертую субботу после Пасхи. Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка… Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Это миф сложившийся в древности…Историческая правда в другом. Побоище в Раздерихинском овраге было сражением двух противоборствующих сил. И поэтому противники знали с кем и за что бились. Оправдание битве - «Своя своих не познаша» появилось уже позже…Первые документированные упоминания о Свистунье и её описания относятся к началу 19 века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками. Начинался он с панихиды, затем Александровский сад и берег оврага наполнялся свистом и шумом толпы.

Дымковский "шарыш" XIX в.
Дымковский "шарыш" XIX в.

Для сего и продавались на ярмарке свистульки и глиняные шары (шарышы). Свистом отгоняли по древним поверьям злых духов. А шары катали со склона Раздерихинского оврага в память того, как вятчане метали с высоких стен Хлынова каменные ядра, которыми и были побиты многие нападавшие. По древним языческим традициям шумно и даже весело проходил праздник «Свистопляска» – праздник поминовения воинов погибших под стенами Хлыновского кремля. От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан — «свистоплясы». Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И.Пенкина вспоминала свое детство "...Все горожане ши на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистуьки, дудки дома, на улице и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сладости - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные... " (Фильм о Вятской свистунье)

Город Вятка. Раздерихинский спуск. На высоком берегу Феодоровская церковь (1913 г.) в честь 300-летия Дома Романовых.
Город Вятка. Раздерихинский спуск. На высоком берегу Феодоровская церковь (1913 г.) в честь 300-летия Дома Романовых.

Многие этого не знают, но сегодня город Киров (Вятка) официально считается одним из древнейших городов Северо-востока Европейской части России. И как такому городу не иметь своей таинственной и даже немного страшной истории. Такая тайна, конечно, есть – это легенда о подземных ходах пронизывающих старую Вятке. Легенда о пещерном храме и подземном озере. Как ни странно это тот редкий случай когда исследователям удалось обнаружить как следы подземных сооружений , так и письменные упоминания о них.

-7

«В 1934-1935 годах, будучи в возрасте 11-12 лет, я с такими же ребятами спускался в подвал Александро-Невского собора, из которого был ход, выложенный кирпичом. Рост мой был в то время 120- 130 сантиметров, и мы по этому ходу ходили не сгибаясь, ходили в темноте, иногда зажигали спички. Точно не могу сказать, сколько метров проходили, пока хватало смелости, но не более 100-150 метров. Из подвала собора ход был с северной стороны. Когда родители узнали о моих проделках, наругали меня…»Писал в редакцию газеты «Кировская правда» Н.Н. Никитин в 1983 году.

Другой очевидец И. Замятин сообщал в редакцию областной газеты: «Подземный ход из бывшего Кафедрального собора действительно существует. Я сам лично, в числе четверых юношей, проходил по нему осенью 1934 года. Прошло 45 лет, мне тогда заканчивался 16-й год, но за память я ручаюсь. Тогда было время страшного вандализма. В городе Вятке ломали множество церквей. Сломан был и Кафедральный собор. От него тогда осталась груда камней и битого кирпича высотой с дом. Осенью 1934 года, мы вчетвером гуляли и увидели провал в земле. Это был подземный ход, идущий от собора на юг к оврагу между домами пионеров и техникума. Стенки и сводчатый потолок этого хода были выложены кирпичом. Мы по подземному ходу прошли на север, в сторону собора. Передний освещал дорогу спичками. Пройдя около 10 метров, мы наткнулись на кирпичную стену, а выше её окно в бездну. Там мы видели мрак, слышали эхо наших голосов. Впереди идущий изрядно струсил, и мы подались обратно…» (записано в 1979 г.) - Массу интереснейших воспоминаний проникновения юных пионеров в "подземную Вятку" собрал в архиве вятский краевед-исследователь Анатолий Фокин. Их он цитирует в своей книге "Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды" (Киров 2007 г.) Эти письма пачками поступали от старожилов города Кирова в 1980-е годы в газету "Кировская правда". Но публиковать их не спешили - аккуратно складывали в стопочки и...отправляли в архив.

Киров 1930-е годы стадион "Динамо" на Кафедральной площади Вятки. Справа виден полуснесенный Троицкий кафедральный собор.
Киров 1930-е годы стадион "Динамо" на Кафедральной площади Вятки. Справа виден полуснесенный Троицкий кафедральный собор.

А.М. Мормиль в 1974 году вспоминала: «В Доме пионеров я занималась в драмкружке, это было примерно в 1924-1926 годах. За архиерейским домом был сад. Сад был окружен крепостной стеной, выходящей одной стороной к реке, а второй к Спасскому спуску, углу, на стыке этих двух стен, была сторожевая башня, на которую вела лесенка. Часть стены - ближе к площади - занимали мастерские, что там было раньше - не знаю. Третья сторона сада была как бы заграждена боковой частью Кафедрального собора, а четвёртая - вот этим архиерейским домом, то есть сад был закрыт со всех сторон. Однажды вечером мы решили сходить на разведку подземного хода, о котором много говорилось в то время. Вход в него был сбоку Дома пионеров, как лаз. Мы с подругой полезли туда, нами был ещё кто-то из мальчиков, а двоих ставили снаружи, чтобы, если мы не вернёмся, они сообщили взрослым. В лаз мы втиснулись ползком, но потом оказалось, что можно идти кое-где, даже не наклоняя головы (нам было лет 10-12). Было темно, у кого-то были спички и керосиновый фонарь, на полу были обломки камней, может быть кирпичей, и стены были тоже кирпичные, пол был неровный, сколько мы шли - не знаю, ведь часов у нас тогда ни у кого не было, по нашим предположениям, мы шли к Кафедральному собору примерно час. Но наши исследования так не были доведены до конца, мы дошли до завала, высотой примерно 60-70 сантиметров, думали его перелезть, но в это время услышали, то нас звали - кричали. Это были родители подруги, оповещённые нашими "сторожами". Ну, пришлось возвращаться и получать взбучку.»

г. Вятка Архиерейский дом. После 1917 года Городской Дом пионеров.
г. Вятка Архиерейский дом. После 1917 года Городской Дом пионеров.

Все эти подробности просто невозможно выдумать. Обратим внимание, что все описанные события происходили либо на территории несохранившегося Хлыновского кремля или вблизи храмов и архирейского дома. Архирейский дом сохранился и доныне –его можно увидеть недалеко от мемориала Вечный огонь если идти по улице Московской в сторону реки. А вот храмы Кафедральный Троицкий собор и Александро-Невский собор были разрушены. Для чего же использовались эти подземные таинственные ходы?

-10

Существует множество версий, в основном мифических и легендарных о предназначении подземелий Вятки. По одной из них подземные ходы соединяли различные храмы и вели к выходу из кремля на берег Вятки. Это могло спасти обитателей города при внезапном нападении неприятелей. По другой ходы были проложены между монастырями. И в них могут все еще быть скрыты несметные богатства.... Все это, на мой вгляд досужые вымыслы. Ни Разин, ни Пугачев до Хлынова не дошли. Смутное время проредило население Вятской земли - многие дома пустовали. Подати собирались скудно. Купцы разорялись. Хлыновский кремль стоял полусгоревшим, венцы башен подгнили и требовали ремонта. И представьте себе, в такой обстановке вдруг -все дружно стали бы копать подземные ходы! Невероятно! Невозможно еще и потому, что на Вятке -влажные глинистые почвы с близким к поверхности водоносным слоем в них очень сложно соорудить протяженный подземный ход.

-11

А провести его под дном реки Вятки в Макарье , как об этом повествует одна из легенд вообще практически невозможно! Это под силу, только современным шахтерам оснащенным самой передовой техникой. И то экономическая целесообразность под большим вопросом. Школьники в 20-30е годы 20 века за подземный ход могли принять любой подвал разрушенной церкви. Дренажную систему, сооруженную для отвода воды. Естественную полость возникшую под землей из-за размыва грунтовыми водами. Детские впечатления всегда очень яркие и сильные, поэтому они и запоминаются на всю жизнь. Так же легко объяснима легенда о подземном озере - находящимся под Кафедральным Троицким собором. Действительно, когда то в историческом центре Вятки был искусственный водоем. О том что через него по мосту изволил проехать государь император Александр I в 1824 году во время посещения Вятки -сообщают в своих воспоминаниях очевидцы. Этот пруд мы видим на редкой гравюре начала XIX века. А к концу столетия пруд исчез...Его не стало на площади, зато он остался в памяти старожилов Вятки и таким образом "погрузился в подземелья памяти", став легендарным "подземным озером".

Вятка, рисунок семинариста Анисимова П.А. (1802)
Вятка, рисунок семинариста Анисимова П.А. (1802)

А что же тогда это было? Некоторые подземные путешествия пионеров 1930-х легко объяснить. От Архиерейского дома в собор вел крытый переход. По нему Вятский Епископ шел на Литургию, приходил в храм служил, читал проповедь и удалялся обратно в свои архиерейские покои. Во время сноса церквей переход все больше углублялся, был завален битым камнем и дневная поверхность земли постепенно скрыла в себе выложенную кирпичом галерею, которая естественным образом превратился в «подземный ход». Там могли находиться и древние книги и иконы в нишах. Об этом рассказывают многие очевидцы.

Вятский кремль и Кафедральный Троицкий собор нач. XX в. Колоризированное фото
Вятский кремль и Кафедральный Троицкий собор нач. XX в. Колоризированное фото

Предание о «пещерном храме» связано с утраченной жемчужиной вятской архитектуры Троицким Кафедральным собором города Вятки. Это был главный храм земли вятской. Построен в 1760-1772 гг. на месте старого Троицкого собора, здесь хранилась главная святыня Вятки Великорецкая икона Св. Николая Чудотворца. Отсюда начинался Великорецкий крестный ход. В 1930 г. храм был закрыт. В 1935 г. разрушен. Находился в начале улицы Московской, несколько к северу от современного Вечного огня. Колокольня собора возвышалась на перекрестке улицы Московской и Динамовского проезда. И. Замятин в 1979 году вспоминал свое посещение «пещерного храма» под разрушенным к тому времени Кафедральным Троицким собором: «Зал оказался очень большим. Сводчатый потолок подпирал один четырёхгранный кирпичный столб толщиной больше метра и у потолка переходящий в свод. Слева от свода находилась широкая каменная лестница, наверху заваленная битым кирпичом, возможно, обломками Кафедрального собора. Против хода стоял, накренившись, стол, обшитый до пола. Убрав его, мы увидели могилу, выложенную кирпичом. Могила была пуста, и никаких следов земли около не было. Один из нас сказал, что у покойника должен быть золотой крест и прыгнул в могилу. Освещая там спичками, он выбросил сначала большую кость, - потом череп и обломок гробовой доски, обшитой материей, похожей на ту, из которой шьют поповские ризы, то есть сотканной из металлических нитей - золотых и серебряных. Череп был пуст, и кожи на нём не было. Но нас очень удивило, что на черепе ясно были видны волосы. Стены и потолок этого подземелья были изрисованы на религиозные темы. В дальнем углу находилась келия, с земляной лежанкой. Говорили, что тут жил святой человек и через окошко в двери ему верующие бросали деньги. Не знаю, было ли это подземелье пещерной церковью, но оно находилось под руинами разрушенного собора. В южную сторону по подземному ходу мы не ходили. Возможно, что он пересекался и сообщался с другим ходом, идущим от дома архиерея. Старик истопник нам рассказывал, что Кафедральный собор был очень красивым, имел башенные часы-куранты и подземную церковь, в которой мы были".

Вятка. Альбом "Путешествие по России". 1820 -е г.г.
Вятка. Альбом "Путешествие по России". 1820 -е г.г.

Понятно , что мальчишки попали в нижний предел храма который не был разрушен , а оказался погребенным обломками стен взорванного собора. Собор в русской православной традиции, всегда включал в себя несколько пределов и в нем было сразу несколько церквей посвященных церковным праздникам или святым . Поэтому пионеры, как раз оказались в одном из пределов разрушенного храма и приняли его за «подземную» церковь, так как над ними были слои кирпичных обломков и обрушившихся сводов. Они стали свидетелями варварского разрушения вятских святынь. При этом они сами фактически разорили одно из захоронений, что конечно для атеистически воспитанных детей нисколько не удивительно. Их старшие товарищи в это же время тоже разоряли захоронения вятского духовенства и вятских архиепископов. Вот что писала об этом «Комсомольское племя» в 1935 году: "Недавно в Краеведческий музей был доставлен гроб с находящимися в нём человеческими костями, обнаруженными при раскопках, в склепе под зданием Кафедрального собора. Дерево гроба хорошо сохранилось. На костях человеческого черепа, сильно почерневшего, сохранились бесформенные остатки бумажной материи, как полагают - следы монашеского головного убора. Гроб и человеческие кости принадлежат архиепископу Ионе, умершему в 1700 году. Архиепископ Иона управлял Вятской и Велико-Пермской епархией с 1674 по 1700 год.» - А ведь именно при архиепископе Ионе в Хлынове стали появляться каменные храмы. Для полностью деревянного города это был настоящий технологический прорыв.

Иона, архиеп. Вятский. Прижизненный портрет (неизв. художник, XVII в.). Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Иона, архиеп. Вятский. Прижизненный портрет (неизв. художник, XVII в.). Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Другой вид «подземных ходов» это дренажная система и ливневая канализация. В XIX веке за системой водоотведения г.Вятки пристально следило Вятской Земство -строили новые подземные каналы и обновляли старые. Чаще всего это были не трубы как сейчас, а канавы обложенные кирпичом. Их высота была небольшой около 120-140 см. Это достаточно точно воспроизведено и в воспоминаниях кировчан-старожилов. Все они были детьми, когда попадали в подземелья и ходили «почти не нагибая головы», при росте ребенка в 10 лет, это и неудивительно. Взрослому человеку в такой ход нужно было заходить только согнувшись или вползать на коленях. Николай Никитин вспоминавший о «подземном ходе» рядом с Александро-Невским собором как раз и оказался в дренажном канале. В 1904 году об этом подземелье писали «Вятские Епархиальные ведомости». В 1903 году вокруг Александро-Невского собора был сделан кольцевой дренажный канал, из которого вода сбрасывалась в два естественных поглощающих колодца. Эта система была сооружена, чтобы не допустить размыва фундамента архитектурного шедевра Александра Витберга. Совсем недавно , несколько лет назад в кировской прессе громко объявили об обнаружении еще одного подземного хода. При земляных работах было обнаружено небольшое помещение с кирпичными стенами и сводчатым потолком, уходящее под землю. Прибывшие на место археологи провели раскопки, исследовали находку и установили, что это водоотводный канал завода купцов Александровых. Значит, нет никакой тайны в вятских подземельях? Тайны действительно нет, а вот исторические факты есть!

Вятка. Александро-Невский собор, архитектор Витберг.
Вятка. Александро-Невский собор, архитектор Витберг.

Если и были в Вятке-Хлынове подземные ходы , то в неспокойное время XVII-XVIII столетий они имели строго военное , оборонительное назначение. Об этом сообщает нам известный вятский общественный деятель, археолог, основатель Вятского публичного музеума Петр Владимирович Алабин, он писал: «Из Раздерихинского оврага, по преданию, существует ход под возвышенный правый берег реки Вятки, бывший местом древнего города, а ныне занятый Александровским садом, зданиями присутственных мест, женским монастырем, собором и архиерейским домом со службами. Старожилы говорят, что этот потайной ход был известен их отцам. Около десяти лет назад (примерно в 1850-е годы) под этим берегом, со стороны реки, был говорят действительно открыт какой то ход, в котором нашли следы истлевшего пороха и несколько каменных ядер. Ядра эти величиной с обыкновенное 20 футовое ядро, сделаны из леденца-камня, даже следов которого нет вблизи нашего города».

Ротонда (1835 г) Александровский сад города Вятки
Ротонда (1835 г) Александровский сад города Вятки

Как арсенал - склад вооружения и боеприпасов, подземный ход был Хлынову по настоящему необходим. XVIII век был богат на восстания, вспомним Пугачева, город нужно было оборонять. Укрепления Хлыновского кремля были деревянные, а это всегда угрожало пожаром и поэтому для пушек, пороха и ядер были сооружены подземные склады – позже , когда необходимость в них пропала и они пришли в запустение стали восприниматься вятчанами как «подземные ходы».

Город Хлынов с высоты птичьего полета. Рисунок Татьяны Дедовой
Город Хлынов с высоты птичьего полета. Рисунок Татьяны Дедовой

Вятскому краеведу Анатолию Тинскому удалось найти упоминание о подземном ходе в «Росписном списке» 1678 года. Список был составлен когда новый хлыновский воевода П.С. Прозоровский принимал город Хлынов под свое руководство. Это первое и единственное подтверждение существования подземного хода в средневековом Хлынове: «На старом городовом месте по отсыпи башня Спасская с проезжими вороты… В 26 саженях за башней в «зелейном» (пороховом) погребе, устроенном в осыпи, в земляной стене начинался подземный ход - сообщает автор «Росписного списка». Был он выложен из кирпича на глиняном растворе в ту пору , когда в Хлынове еще и не мечтали о кирпичных зданиях. И если сегодня считается, что самым ранним каменным строением в Хлынове был Троицкий собор, то опираясь на данные источника 1678 года мы можем утверждать , что самым первым каменным сооружением в Хлынове был именно «подземный ход» и «зелейный погреб» !

-19

Ход как утверждает «Росписной список» вел из города в погреб и запирался двумя железными решетками. Получается что легенда это вовсе не легенда, а реальный исторический факт! И этот факт в корне меняет представление об истории развития города Вятки-Хлынова. Уже тогда посадские мастера – могли изготовить прочный кирпич для сооружения подземного хода и сохранялось это сооружение или память о нем вплоть до середины XIX столетия. А народное воображение дополняет историческую реальность тайнами , и ведут уже ходы в глубь веков к несметным сокровищам и кладам. Хотя на поверку, в лучшем случае там оказываются каменные ядра да старые бочонки. Но интерес к легендам и преданиям это не досужее любопытство. Именно следование легенде может привести к настоящему историческому открытию – стоит только взглянуть на это под другим углом. И тогда история сможет приоткрыть нам немало своих тайн. А уж в тайнах истории на Вятке недостатка , нет и не предвидится!

Алексей Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.