Не нравится — значит надо!

116 прочитали
«Иногда это какой-то спортивный азарт. Когда мешают, ставят палки в колёса, а ты наоборот, ещё больше заводишься - я всё равно сделаю. Не нравится — значит надо. Потому что если ты что-то делаешь, то нужно это делать до конца!»

Елена Шикова и Михаил Травин о том, почему развитие лёгкой атлетики в Иванове напоминает бег с административными препятствиями.

«Иногда это какой-то спортивный азарт. Когда мешают, ставят палки в колёса, а ты наоборот, ещё больше заводишься - я всё равно сделаю. Не нравится — значит надо.

По просьбе редакции PRO parkrun Сергей Устьянцев и спортивный коуч Диана Степанова узнали, что происходит с беговым движением в Иванове.
Готовясь к интервью, они заглянули на сайт местной администрации и выяснили, что губернатор Воскресенский поставил задачу сделать спорт доступным в регионе.

Правда, выполняется это распоряжение преимущественно в отношении игровых видов. На территории области действительно строятся спортивные комплексы, тренажерные площадки, бассейны. Но нигде нет информации о новых легкоатлетических манежах и стадионах. Нашли на сайте лишь пару строк, что недавно «на одном из футбольных полей «уложена резиновая беговая дорожка … длиной 200 метров».
Редакции PRO parkrun показалось странным и неправдоподобным, что в спортивной жизни крупного российского региона лёгкая атлетика стоит на последнем месте. Журналисты спросили у Елены Шиковой и Михаила Травина правда ли это.

Елена Шикова
Елена Шикова
Михаил Травин
Михаил Травин

Елена и Михаил руководители бегового клуба Run4Fun_iv37 и организаторы субботнего паркового забега «Дай 5 в Иванове». Они рассказали о парковых забегах, о том, как экономика Ивановской области влияет на любительский спорт, как преодолевают сопротивление администрации, создают новую беговую культуру и… зачем им всё это нужно.

Профессионалы vs любители - где получаешь больше удовольствия от своих достижений?

Елена и Михаил, расскажите о себе, как вы пришли в бег?

Елена: Мы оба с детства бегаем. Ну лично я с десяти лет.

Михаил: Я начал с лыж, в школьные годы лыжами занимался. А после института заболел триатлоном, но никак не получалось финансово - дорогой вид спорта, вот и начал с бега. Сейчас действующий триатлет. Уже проходил полные дистанции и готовлюсь к половинке. По образованию я архитектор, работаю на себя. Я сейчас создаю интерьеры и полный цикл проектов. Это частнопредпринимательская деятельность. Сложная, но интересная работа. А Лена у нас профессионально занималась лёгкой атлетикой, так что не скромничай.

Елена: Да, был период такой - профессионально занималась и в юношеской сборной состояла. У меня подтверждённое звание кандидата в мастера спорта. Не удалось пока стать мастером спорта по лёгкой атлетике средней дистанции. А работаю в сфере, не связанной со спортом, я производственник, специалист по охране труда.
Из профессионалов я ушла в 2009 году. В 2007 году у меня была травма. Долго лечилась, за время остановки потеряла тренера. Когда восстановилась, попыталась получить мастера спорта. Готовилась, это было непросто, потому что на руках был годовалый ребёнок. Но на соревнованиях мне не хватило буквально сотой или тысячной доли секунды, плюс невыполнение требований по нормативу. Стресс получила, потому что все силы были туда положены, психологические и физические. И я тогда отказалась от мастера. Потому что надоело биться. Условий никаких, возможностей тоже особо никаких. Ушла в затишье, долго никуда не выезжала... Порядка пяти лет понадобилось, чтобы выйти из кризисного состояния, когда ты как спортсмен уже никому не нужен. И в принципе ни на что не можешь претендовать.

Лена, как выходили из этого кризиса?

Елена: В 2018 году я узнала, что люди бегают асфальтовые старты. Оказалось, что туда может приехать абсолютно любой желающий, чему я, конечно, была очень удивлена. Потому что для меня соревнование — это что-то профессиональное, где нужно биться за медали, за титул и за звание. То есть, просто так пробежать получить медальку - для меня это было, конечно, шоком.
И с 2018 я начинаю ездить на эти старты, которые проводились в Костроме, это был этап БЗК (
забеги под названием «Бегом по золотому кольцу» - прим. редакции). Мне не хотелось бежать 10 км, потому что это надо бежать быстро. Я не была готова, и тогда мне порекомендовали взять слот на 21 км. Так и завлекли в эту тусовку необычную, интересную, и я там осталось. Было, конечно, сложно участвовать в этом во всём просто как спортсмену. В любители я себя записала где-то, наверное, в 2021 году. Поняла, что в принципе любителем тоже можно быть, тоже можно заниматься, получать от этого удовольствие. Для профессионального спортсмена спорт — это работа. И всегда был работой. И мы никогда от этого не получали удовольствие. Мы получали удовольствие, но какое-то одномоментное, когда вешают тебе медаль, ты стоишь на тумбочке. Всё остальное это было всегда связано с колоссальной работой, усилием, усталостью и так далее. Тогда в 2018 я не знала, как можно получить удовольствие от того, чтобы пробежать 21 км, 42 км. Причём не быстро, не на пьедестал, а просто для себя. В 2021 году, в принципе, к этому пришла. Теперь спорт для меня как хобби.

Как на работе относятся к вашим хобби?

Михаил: У меня очень маленький штат и там тоже есть бегун.

Елена: У меня на работе все далеки от спорта. Я все пытаюсь на работе подключить своих - молодёжи много, но не особо получается. Должность такая, можно сказать, руководящая. Поэтому прийти ко мне на стадион они стесняются, хотя на стадионе я не начальник, я обычный человек. У нас на тренировки приходят намного выше по должности, намного выше по званию. И там все обычные, там полный коммунизм, все абсолютно одинаковые.

«Иногда это какой-то спортивный азарт. Когда мешают, ставят палки в колёса, а ты наоборот, ещё больше заводишься - я всё равно сделаю. Не нравится — значит надо.-4

Михаил: Наплевать, что ты начальник. А если ты бежишь по 7 минут, то ты фиговый бегун, каким бы начальником ты ни был. (Мнение редакции PRO parkrun может не совпадать с мнением героев. Мы любим вас, даже если вы бегаете медленнее 7 /км)

И сколько времени у вас занимает такое хобби? С вами не так-то просто было договориться на интервью, похоже, что свободного времени у вас нет совсем.

Елена: Мы сразу после рабочей смены бежим на тренировку - либо на самостоятельную, либо на групповую. И так в основном каждый вечер, с полшестого до полдевятого вечера. А в выходные дни вообще всегда все заняты. С утра «Дай 5», потом куда-то побежали, потом поплавали. Воскресенье мы тоже где-то вечно бегаем. То есть, нагрузка такая много времени занимает.

И это, вы говорите, любительская сфера?

Елена: Да.

Михаил Сейчас триатлон каждый день. Часто две тренировки в день, с утра одна, вечером другая, да ещё совмещаем с групповыми тренировками.

«Иногда это какой-то спортивный азарт. Когда мешают, ставят палки в колёса, а ты наоборот, ещё больше заводишься - я всё равно сделаю. Не нравится — значит надо.-5

А семья как воспринимает вашу занятость? Или вы и есть семья?

Елена: Мы недавно сошлись, год вместе. Нашли друг друга. До этого было недопонимание у людей, которые не связаны со спортом. Только родители поддерживали. Так вот со второй половинкой было сложно. Лично у меня были в этом плане сложности.

Михаил: Есть такая шутка про триатлетов: «Если ты занимаешься триатлоном и до сих пор женат — значит ты плохо занимаешься триатлоном».

Тогда у нас вопрос - сколько времени в сутках занимает у вас спорт?

Михаил: Если одна тренировка, то где-то часа два, если две тренировки, там в районе трёх часов. Да каждый день уходит в среднем три часа на спорт. На выходных длительные тренировки, они больше времени занимают. В триатлоне велосипед как минимум два часа катаешь. А если длительные, то все четыре, а то и пять разных.
И когда мы ведём разведку трассы, тоже по 4–5 часов бегаем. Однажды на велосипедах часов 9 ездили. Пока найдёшь эту трассу в лесах!

Паркран ушёл и мы такие «Оу, значит можем бегать и по субботам!». Почему в Иванове обрадовались уходу паркрана.

Как появились еженедельные парковые забеги?

Елена: С 2019 года у нас «Дай 5» проводился один раз в месяц. Был такой мини парковый забег с элементами соревновательности. Мы проводили награждения, были детские забеги. И в таком формате, раз в месяц, мы проводили его где-то около двух с половиной лет и просто физически устали. И плюс ещё у нас нагрузки тренировочные пошли.
Михаил: Финансовая сторона тоже была там более затратной, помощи неоткуда было ждать, поэтому приходилось из своего кармана вытаскивать много, чтобы наградить тех же детей. Никто нас особо поддерживать не хотел.

То есть мы правильно понимаем, что паркрана изначально у вас не было?

Елена: Да, вначале не было. В сентябре 2019 в Иванове было три беговых клуба. Я собрала двоих моих оппонентов и предложила им организовать паркран. Они сказали: «давайте подумаем». Проходит месяц, ничего не изменилось. Я просто назначаю дату, время, место и всё. Собрала команду, подтянула партнёров.
И в октябре провели первый старт назвали его «Гонка выходного дня».

Старт в какой форме провели?

Елена: У нас была пятёрка один круг или два круга. Я уж точно не помню. Помню, что был очень сильный дождь, но пришли около сотни человек. У нас были награждения мужчин и женщин. Наградили призёров, призовые в абсолютном зачёте и всё. А ещё у нас был розыгрыш призов от наших партнёров. То есть они нам дали призы, и мы их просто разыграли среди всех участников. И этот формат, забеги в парке каждое четвёртое воскресенье месяца, поддерживался почти четыре года. Награждения, призы, медали. И детский забег сюда же добавили.

«Иногда это какой-то спортивный азарт. Когда мешают, ставят палки в колёса, а ты наоборот, ещё больше заводишься - я всё равно сделаю. Не нравится — значит надо.-6

Что изменилось в этом году?

Елена: С этого года мы внедрили паркрановский формат. И оказалось, что каждую субботу проводить забеги проще в формате S95. Мы выбрали эту систему и стали каждую субботу проводить забеги в парках. У нас уже семнадцать стартов было.

Почему ваш выбор пал на систему S95?

Елена: С ними попроще. Нам сказали: «Хотите, оставляйте своё название. Если у вас не получается провести забег, вы можете предупредить, что у вас его не будет». А у нас действительно пока не всегда получается еженедельно проводить забеги, когда крупные старты мы уезжаем, заменить некому, а нужно провести. Здесь в S95 попроще, нет обязаловки. Они нам сказали: «Если хотите, свою атрибутику оставляйте». И это тоже для нас важно. Нам бы хотелось оставить атрибутику, которая знакома людям. А если мы будем вводить новые обозначения опять... Простые горожане и так глубоко ничего не знают про бегунов, а уж тем более про паркран.

Какой у вас формат субботних забегов?

Елена: Здесь простой формат. Начинаем мы в 9 утра. Но пока у нас даже разминки нет, потому что волонтёры у меня периодически опаздывают и не успевают ещё сообразить, как к этому времени подойти. Мы просто собираемся, для новеньких даём инструкцию, какой у нас круг пробега, фотографируемся, они бегут и всё. Только чаепития нет. У нас либо маленькое количество бегунов, которые пробегают 5 км и потом уходят фактически сразу, либо меня оккупируют участники с каким-нибудь своими личными вопросами в плане бега. Чай так и не успеваем попить.

А когда ушёл паркран как вы это восприняли?

Елена: На тот момент у нас был свой формат. Мы проводили парковые забеги по воскресеньям, раз в месяц. В остальные три воскресенья мы обычно бегали кроссы. Мы тогда не понимали, сможем ли мы каждую субботу проводить забеги или нет. А ещё спортсмены, кто в Иванове давно хотел паркран проводить, говорили нам: «Это бесполезно. Потому что, во-первых, это будет неинтересно. Во-вторых, в Иванове нет такого количества любителей бега, как в других городах, они просто не придут. Ну или придут там пару человек. А в-третьих, команду волонтёров собрать, чтобы они каждую субботу приходили, тоже будет сложно».

Мы подумали - люди бегают во всем мире, почему у нас в стране не могут бегать тот же самый парковый забег по субботам, но на наших условиях? Мы связывались со штаб-квартирой паркрана в России. И нам ни разу не разрешали бегать по субботам самостоятельно. «Либо вы с нами под нашим брендом бегаете, либо нет» Поэтому на тот момент на наших условиях нельзя было проводить забеги.

И вот паркран ушёл, и мы такие: «Оу, значит можем бегать и по субботам!».

Сейчас в среднем сколько людей приходит?

Елена: Сейчас пока два-три волонтёра приходят и двое-трое бегунов. Вот сегодня было семь, и это ажиотаж! Максимум было 11.

А потом ещё знаете, как-то мы не можем горожанам в голову вложить, что это просто пробежка, что это не соревнование. Пока бегуны смотрят на нас со стороны. Так много людей на набережной бегает, причём по утрам бегают, смотрят, знают нас. Но пока как-то побаиваются, потому что думают, что это соревнование проходит, причём серьёзное.
Мы их останавливаем: «Приходите к нам?» Они отвечают: «Мы за вами следим и всё про вас знаем, но бегать к вам не придём. Вот мы потренируемся, приготовимся и придём». Или отвечают: «У вас там быстро бегают, а мы не можем, мы медленные». Мы им: «Так вы приходите, с нами тренируйтесь!»
Вот сегодня буквально мужчина подошёл: «Да, я давно уже на вас смотрю что вы тут делаете». Мы его тут же зарегистрировали, всё - бегите теперь с нами. Думаю, надо долбить пока не придёт большое количество. Упорство, и всё будет по-другому!

Дать 5км в Иваново, "Красная Нить" и субботник на сапе.
Про parkrun, парковые забеги, S95, 5 вёрст и runpark29 мая 2023

Про то как совсем недавно в Иванове на бегунов показывали пальцем и даже считали их потенциально опасными.

Вы говорите, что мало волонтёров приходит в субботу. Почему команда немногочисленная?

Елена: В основном это участники забегов прошлых лет. И те, кто помогал на тот момент проводить «Дай 5», эти люди и остались. Новых нет. Основной костяк – человек десять, может даже меньше. Суббота в нашем регионе немного специфичная. Проблема вся в том, что по субботам у нас рабочий день. Даже волонтёры, которые у меня работали тогда в воскресенье, они просто физически в субботу не могут. Не успевают к этому времени прийти. Неудобно.

«Иногда это какой-то спортивный азарт. Когда мешают, ставят палки в колёса, а ты наоборот, ещё больше заводишься - я всё равно сделаю. Не нравится — значит надо.-7

С чем это связано, как думаете?

Елена: Сложно у нас Ивановцев поднять, привить спортивный дух. Не знаю, либо это связано с финансовой стороной или...

Михаил: В совокупности много причин. У нас экономика региона слабая, соответственно инфраструктура слабая для спорта. У нас народ очень много работает и часто уезжает по субботам на заработки в другие города, в Москву, Питер и другие миллионники. Плюс мало где можно потренироваться лёгкой атлетикой в спортивных залах, особенно зимой, поэтому сложно в этом плане.
Елена: До 2018 я занималась лёгкой атлетикой где-то далеко на стадионе, где не видно и не слышно было бегунов. Просто выбежать на улицу у нас в городе я не могла. Особенно зимой, когда темно, все улочки переулочки не освещены и было страшно вообще ходить, а не то что бегать.
Михаил: Раньше просто на тебя дико смотрели. Ты бежишь в спортивной форме, а на тебя смотрели как на какого-то потенциально опасного. Сейчас уже нормально, бежишь и иногда подбадривают даже.
Елена: Да, сейчас по сравнению с теми годами стало значительно лучше, и даже видно много уже стало бегунов по городу. То есть, можно спокойно выйти и пробежать по набережной. Более благополучно в этом плане стало.

Интересно, что послужило таким переломным моментом, что ситуация в Иванове стала меняться?

Михаил: Совокупность всего. Стали проводиться региональные соревнования «Бегом по золотому кольцу». Первые провели в 2020 году .

Елена: И вот этот крупный забег «Бегом по Золотому кольцу» дал толчок. Люди зарегистрировались и начали готовиться. Вот в этот момент меня начали дёргать - как потренироваться, что там делать. И вот один единственный забег для любителей дал большой, сильный толчок для развития этой сферы

И тогда люди после «Красной нити» (этап «Бегом по Золотому кольцу» в Иванове, прим. редакции) начали бегать и начали этим увлекаться. До этого момента, мне кажется, у нас вообще за лёгкой атлетикой никто не следил. То есть проводили соревнования для юниоров, для профессионалов закрытые кружки были, но об этом никто вообще не знал, кроме спортшколы. А любители, что они там бегают - им как-то мало внимания уделяли. Сейчас мы долбим комитет молодёжи и спорта, сотрудничаем с недавно открытой школой на стадионе Текстильщик - рекламируем их старты, зазываем бегунов принять участие для привлечения внимания к проблемам любителей.
Администрация нам помогает иногда, но не быстро. Пока вот просим установить табличку на набережной, но разрешение не получили. Ждём и верим! Потому что понимаем - крупные мероприятия дадут толчок для развития интереса к любительскому спорту.

Продолжение:

Не нравится — значит надо! (часть 2).
Про parkrun, парковые забеги, S95, 5 вёрст и runpark1 сентября 2023