4,8K подписчиков

Электрические автомобили уже вытесняют традиционные во многих странах. Что у нас в России?

Электромобили ещё не получили широкого распространения у нас в стране. Многих из нас вполне устраивают традиционные автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе.

Tesla Model Y имеет все шансы стать самым продаваемым автомобилем Европы 2023 года (не только среди электромобилей, а вообще среди всех легковых авто),                         изображение любезно предоставлено: Tesla, Inc.
Tesla Model Y имеет все шансы стать самым продаваемым автомобилем Европы 2023 года (не только среди электромобилей, а вообще среди всех легковых авто), изображение любезно предоставлено: Tesla, Inc.

Но во многих странах ситуация уже другая. В Китае больше половины ежегодно продаваемых автомобилей — электромобили. В Евросоюзе введён запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Понятно, что мы, в России, тоже не останемся на изолированном острове традиционных автомобилей посреди мирового океана автомобилей электрических. Так что нам тоже пора задуматься, как жить в наступающую новую эпоху. Тем более, что начиная с прошлого года в России уже началось массовое производство электромобилей.

Наиболее заметен на рынке электромобиль Evolutе (основная модель седан Evolute I-Pro: исходная модель китайский Dongfeng Aeolus E70), выпускаемый на заводе в Липецке (крупноузловая сборка, сварка, окраска). В этом году также начал производство автомобилей московский Москвич, в линейку которого также входит электромобиль Москвич 3е: исходная модель китайский JAC iEVs4. В общем, благодаря дружбе с китайцами, мы без электромобилей не останемся. Можно не сомневаться, что со временем будет налажена локализация компонентов на отечественной территории. А там и рукой подать до производства полностью российских электромобилей.

Запуск производства электромобилей Evolute, изображение:  пресс-релиз evolute.ru
Запуск производства электромобилей Evolute, изображение: пресс-релиз evolute.ru

Главной движущей силой победного шествия электрических автомобилей по миру является их экологичность: электромобиль в процессе работы не выбрасывает углекислый газ, в отличие от автомобиля традиционного. Конечно, не всё так однозначно: электрическую энергию для электромобиля тоже нужно где-то добыть. Значит, нужны дополнительные энергогенерирующие мощности. Многие электростанции работают вполне себе по-старинке: сжигают ископаемые виды топлива. Главный элемент электромобиля: тяговая аккумуляторная батарея. С её производством и утилизацией связано множество экологических проблем: карьеры по добыче лития, кадмия и прочих минералов, используемых в батареях, плюсов экологии не добавляют.

И всё же: рудники и электростанции не располагаются в центре оживлённых мегаполисов. Электромобили обеспечивают главное: резкое уменьшение выбросов дыма и CO2 именно в местах массового обитания людей. Только представим, что утром в час пик по центральным магистралям Москвы или Краснодара вместо бензиновых и дизельных автомобилей пойдут вереницы электромобилей: это будет праздник для жителей этих районов, а заодно и для всех живых существ и растительного мира наших городов. Да и самим автолюбителям стоять в автомобильной пробке, которая не выбрасывает облака CO2, будет куда приятнее.

Московский трафик: улучшение экологии не помешает, фото: unsplash.com
Московский трафик: улучшение экологии не помешает, фото: unsplash.com

Справедливости ради надо сказать, что по техническим характеристикам автомобили с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) пока опережают электромобили. Хотя это отставание постоянно сокращается. Традиционный автомобиль мощнее, более маневрен, лучше работает на высоких скоростях. С другой стороны, электромобиль быстрее на старте: в нём нет традиционной трансмиссии и мощность передаётся сразу на колёса. Не последнее значение имеет цена: электромобиль до сих пор заметно дороже соответствующего по классу автомобиля с ДВС.

Одна из ключевых проблем, сдерживающая развитие электромобилей — нехватка соответствующей зарядной инфраструктуры. Традиционные автозаправки присутствуют повсеместно: мы можем буквально на каждом шагу заправить свой автомобиль, причём сделать это очень быстро. А с электрическим автомобилем так не получится. Домашняя зарядка обычно занимает не менее 10 часов, зарядная станция позволяет зарядить автомобиль примерно за 5 часов, системе так называемой «быстрой зарядки» требуется от получаса. В любом случае — проблема налицо.

Одно дело, когда человек живёт в частном доме и может заряжать свой электромобиль каждую ночь. Совсем другое дело, если он живёт, как большинство из нас, в многоквартирном доме. При этом далеко не на каждой работе есть возможность и желание установить зарядные станции для сотрудников. Количество зарядных станций в нашей стране в целом уверенно возрастает, но до насыщения, особенно с учётом будущего роста электротранспорта, очень и очень далеко. Очевидно, что планировать расширение зарядной сети всем заинтересованным лицам нужно уже сейчас.

Зарядка электромобиля требует времени, фото: unsplash.com
Зарядка электромобиля требует времени, фото: unsplash.com

Раньше проблема зарядки усугублялась тем, что запас хода на одной зарядке был слишком мал. Но сейчас ситуация существенно улучшилась: для многих электромобилей запас хода на одной зарядке уже приближается к запасу хода на полном баке традиционного автомобиля соответствующего класса. Но всё равно автомобили с ДВС в целом имеют преимущество перед электромобилями с точки зрения пробега.

Чтобы переход на электромобили был максимально комфортным, те же китайцы широко используют так называемый «подключаемый гибрид электромобиля». В таком автомобиле используется как электродвигатель, так и двигатель внутреннего сгорания. В результате есть возможность как заряжать автомобиль от электросети, так и заправлять традиционным топливом. Это решение в значительной степени облегчает переход на новый тип автомобиля.

Китай — крупнейший в мире производитель электрических автомобилей, электромобиль NIO ET5, источник: NIO
Китай — крупнейший в мире производитель электрических автомобилей, электромобиль NIO ET5, источник: NIO

Переход к электромобилям должен привести к созданию новой отрасли промышленности в России: для их производства потребуются тяговые батареи, электродвигатели, электрические и электронные компоненты, и множество других инновационных продуктов. Новая автомобильная промышленность может и должна стать локомотивом развития новых технологий и производств. Будем надеяться, что именно так всё и произойдёт: ведь первые существенные шаги в становлении этой отрасли уже сделаны.