Электромобили ещё не получили широкого распространения у нас в стране. Многих из нас вполне устраивают традиционные автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе.
Но во многих странах ситуация уже другая. В Китае больше половины ежегодно продаваемых автомобилей — электромобили. В Евросоюзе введён запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Понятно, что мы, в России, тоже не останемся на изолированном острове традиционных автомобилей посреди мирового океана автомобилей электрических. Так что нам тоже пора задуматься, как жить в наступающую новую эпоху. Тем более, что начиная с прошлого года в России уже началось массовое производство электромобилей.
Наиболее заметен на рынке электромобиль Evolutе (основная модель седан Evolute I-Pro: исходная модель китайский Dongfeng Aeolus E70), выпускаемый на заводе в Липецке (крупноузловая сборка, сварка, окраска). В этом году также начал производство автомобилей московский Москвич, в линейку которого также входит электромобиль Москвич 3е: исходная модель китайский JAC iEVs4. В общем, благодаря дружбе с китайцами, мы без электромобилей не останемся. Можно не сомневаться, что со временем будет налажена локализация компонентов на отечественной территории. А там и рукой подать до производства полностью российских электромобилей.
Главной движущей силой победного шествия электрических автомобилей по миру является их экологичность: электромобиль в процессе работы не выбрасывает углекислый газ, в отличие от автомобиля традиционного. Конечно, не всё так однозначно: электрическую энергию для электромобиля тоже нужно где-то добыть. Значит, нужны дополнительные энергогенерирующие мощности. Многие электростанции работают вполне себе по-старинке: сжигают ископаемые виды топлива. Главный элемент электромобиля: тяговая аккумуляторная батарея. С её производством и утилизацией связано множество экологических проблем: карьеры по добыче лития, кадмия и прочих минералов, используемых в батареях, плюсов экологии не добавляют.
И всё же: рудники и электростанции не располагаются в центре оживлённых мегаполисов. Электромобили обеспечивают главное: резкое уменьшение выбросов дыма и CO2 именно в местах массового обитания людей. Только представим, что утром в час пик по центральным магистралям Москвы или Краснодара вместо бензиновых и дизельных автомобилей пойдут вереницы электромобилей: это будет праздник для жителей этих районов, а заодно и для всех живых существ и растительного мира наших городов. Да и самим автолюбителям стоять в автомобильной пробке, которая не выбрасывает облака CO2, будет куда приятнее.
Справедливости ради надо сказать, что по техническим характеристикам автомобили с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) пока опережают электромобили. Хотя это отставание постоянно сокращается. Традиционный автомобиль мощнее, более маневрен, лучше работает на высоких скоростях. С другой стороны, электромобиль быстрее на старте: в нём нет традиционной трансмиссии и мощность передаётся сразу на колёса. Не последнее значение имеет цена: электромобиль до сих пор заметно дороже соответствующего по классу автомобиля с ДВС.
Одна из ключевых проблем, сдерживающая развитие электромобилей — нехватка соответствующей зарядной инфраструктуры. Традиционные автозаправки присутствуют повсеместно: мы можем буквально на каждом шагу заправить свой автомобиль, причём сделать это очень быстро. А с электрическим автомобилем так не получится. Домашняя зарядка обычно занимает не менее 10 часов, зарядная станция позволяет зарядить автомобиль примерно за 5 часов, системе так называемой «быстрой зарядки» требуется от получаса. В любом случае — проблема налицо.
Одно дело, когда человек живёт в частном доме и может заряжать свой электромобиль каждую ночь. Совсем другое дело, если он живёт, как большинство из нас, в многоквартирном доме. При этом далеко не на каждой работе есть возможность и желание установить зарядные станции для сотрудников. Количество зарядных станций в нашей стране в целом уверенно возрастает, но до насыщения, особенно с учётом будущего роста электротранспорта, очень и очень далеко. Очевидно, что планировать расширение зарядной сети всем заинтересованным лицам нужно уже сейчас.
Раньше проблема зарядки усугублялась тем, что запас хода на одной зарядке был слишком мал. Но сейчас ситуация существенно улучшилась: для многих электромобилей запас хода на одной зарядке уже приближается к запасу хода на полном баке традиционного автомобиля соответствующего класса. Но всё равно автомобили с ДВС в целом имеют преимущество перед электромобилями с точки зрения пробега.
Чтобы переход на электромобили был максимально комфортным, те же китайцы широко используют так называемый «подключаемый гибрид электромобиля». В таком автомобиле используется как электродвигатель, так и двигатель внутреннего сгорания. В результате есть возможность как заряжать автомобиль от электросети, так и заправлять традиционным топливом. Это решение в значительной степени облегчает переход на новый тип автомобиля.
Переход к электромобилям должен привести к созданию новой отрасли промышленности в России: для их производства потребуются тяговые батареи, электродвигатели, электрические и электронные компоненты, и множество других инновационных продуктов. Новая автомобильная промышленность может и должна стать локомотивом развития новых технологий и производств. Будем надеяться, что именно так всё и произойдёт: ведь первые существенные шаги в становлении этой отрасли уже сделаны.