166,9K подписчиков

Генерал, который отказался стрелять по безоружным людям

19K прочитали

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову.

Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?! Немедленно открыть огонь!

— Приказ выполнить не могу. Не вижу вооруженного противника, — ответил Шапошников.

— Что ты сказал?

— Не вижу вооруженного противника, — повторил Шапошников и отключил рацию.

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову. Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?!

Матвей Шапошников начало Великой Отечественной войны встретил в должности начальника оперативного отдела 37-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса КОВО. На должность подполковника поставили в середине июня. Герой советско-финской войны прибыл в расположение дивизии, представился, поехал по частям и через несколько дней осознал: танковая дивизия, как и весь корпус, к войне не готова. А предстоящей войной был уже пропитан июньский воздух.

Новых танков в дивизии не было. Корпус собирали с мира по нитке. В частях — некомплект личного состава. На вооружении дивизии — устаревшие легкие модели, которые не могли составить конкуренцию немецким тяжелым и средним танкам. В ремонтных боксах гремели кувалдами — часть танков ремонтировалась после их передачи из 4-го мехкорпуса, соседи отдали самое негодное.

Не хватало грузовиков. Моторизированный полк передвигался пешим порядком. В артполку не хватало тягачей, после учебной тревоги, объявленной в дивизии, половину противотанковых и зенитных орудий на позиции вообще вывезти не успели.

Но командир дивизии полковник Аникушин лишь отмахнулся: знаю, знаю, подполковник, а что я могу поделать, обещают прислать КВ и Т-34, а пока обходимся тем, что есть. Тягачи тоже обещают прислать. Не боись, немец не дернется, мы его как вошь раздавим. Шесть мехкорпусов в округе — это не шутка, товарищ Шапошников! А, кстати, ты не приходишься родственником маршалу? Быть может того, поможет укомплектовать дивизию?

Нет, Матвей родственником красного маршала не был. А через несколько дней началась война.

На территории советской Украины к началу войны были собраны половина всех танковых войск Красной армии. Это направление считалось не только одним из угрожающих, но и стратегически важным. Но, оказавшись без прикрытия с воздуха, советские танки несли массовые потери от гитлеровской авиации. Часть танков дивизии Огурцова застряла в непроходимых болотах во время маневров. Управление войсками расстроилось, немецкие самолеты уничтожали склады с горючим, рушили всю инфраструктуру, били по колоннам советской техники.

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову. Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?!-3

Но советские танкисты не сдавались, они самоотверженно дрались, при первой возможности наносили контрудары по противнику. И теряли в боях боевые машины и личный состав, не имея представления, что там у соседей.

Был тяжело ранен командующий корпусом генерал-майор Игнатий Иванович Карпезо, которого приняли за мертвого и по ошибке даже захоронили без сознания. Ситуацию спас комиссар И.В. Лутай, который прибыл на позиции и потребовал раскопать свежую могилу, чтобы достать документы из кармана командующего. К счастью, кто-то обнаружил пульс на запястье генерала. Карпезо удалось спасти и эвакуировать в тыл.

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову. Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?!-4

"Уманский котел" завершил гибель 15-го мех.корпуса. А что же Матвей Шапошников? С частью танкистов ему удалось пробиться из окружения. Времени на отдых не было.

После короткой проверки, в августе 1941, его назначают начальником опер.отделения штаба 10-й танковой дивизии (с понижением в должности, после окружения). Но уже через два месяца он — начальник штаба 133-й танковой бригады Юго-Западного фронта. Толковых командиров не хватало, их бросали на самые горячие участки. Карьера росла стремительно, если жив останешься и не наделаешь ошибок.

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову. Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?!-5

Матвей Кузьмич Шапошников прошел всю войну. Участвовал в Сталинградской битве, за личный подвиг (при форсировании Днепра возглавил пулеметный батальон, захватил в боях плацдарм и организовал переправу войск) был представлен к высокому званию Героя Советского Союза в январе 1944 года. Освобождал Украину, Прибалтику, Венгрию. Боевой путь закончил в Австрии. Награжден боевыми орденами и медалями.

После войны и армейских реформ генерала Шапошникова не уволили из армии, как многих военачальников. Продолжал служить. В начале шестидесятых генерал-лейтенант Шапошников — заместитель командующего Северо-Кавказского военного округа.

В июне 1962 года войска СКВО были подняты по тревоге. Взбунтовались рабочие Новочеркасска, которые протестовали против ухудшения условий жизни.

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову. Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?!-6

Шапошников получил задание возглавить части танкистов и мотострелков и не дать демонстрантам перейти по мосту через реку Тузлов. Получив приказ открыть по демонстрантам огонь — приказ не выполнил. Более того, приказал своим мотострелкам разоружить автоматы и карабины, сдать боеприпасы командирам, во избежании случайных выстрелов. Матвей Кузьмич отказался губить тысячи людей.

Был уволен из рядов Вооруженных Сил СССР. Проходил по уголовному делу по статье "Антисоветская пропаганда". Зная, что власти пытаются замолчать инцидент — рассылал письма советским писателям и комитетам ВЛКСМ ряда высших учебных заведений, рассказывая о новочеркасских событиях. В январе 1967 года исключен из КПСС. Уголовное дело было прекращено с учетом фронтовых заслуг и раскаяния генерала.

— Матвей Кузьмич, генерал Плиев на проводе! — помощник передал трубку Шапошникову. Трубка взорвалась криком: — Матвей! Ты что творишь? Почему не выполняешь приказ? Под трибунал захотел?!-7

М.К. Шапошников писал:

"Лично я далёк от того, чтобы таить обиды или злобу на носителей неограниченного произвола. Я только сожалею о том, что не сумел по-настоящему бороться с этим злом. В схватке с произволом и самодурством у меня не хватило умения вести смертельный бой.
В борьбе с распространённым и укоренившимся в армейских условиях злом, каковым является произвол самодуров, подлость и лицемерие, у меня не оказалось достаточно эффективного оружия, кроме иллюзорной веры в то, что правда, вот так, сама по себе, победит и справедливость восторжествует".

Реабилитирован и восстановлен в КПСС в 1988 году, проживал в Ростове-на-Дону. 25 июня 1994 года генерал-лейтенанта М.К. Шапошникова не стало. На его обелиске имеется надпись:

"У каждого есть своя война и свой Новочеркасск, но не каждый выходит из них как Матвей Кузьмич Шапошников и Екатерина Сергеевна Шапошникова (жена генерала)…"

Ростов помнит своего генерала, на надгробии всегда лежат свежие цветы. Будем помнить и мы.