Найти тему
Будни вокалиста🎙

Самодисциплина в вокале - возьмите на себя ответственность.

Привет, дорогой читатель!

Данную статью хочу посвятить образовательной теме. Уже довольно давно была идея высказаться на этот счет, потому что для людей, которые планируют заниматься вокалом важно понимать, что ответственность за результат несет не только ваш педагог, но и сам ученик.

Этап первый:

Начнем с того, что важно тщательно выбрать педагога, который будет вас эмоционально заряжать заниматься этим делом. Это не объяснимая вещь, потому что педагоги могут быть одинаково прокачены - с огромным опытом и знаниями, но кому-то по энергетике и посылу подойдет один, а кому-то абсолютно другой.

Лично я не поддерживаю "туризм" в вокале, а именно когда человек уже начинает регулярно ходить к одному педагогу, а потом переходит к другому, а потом еще и к третьему и так далее. А кто-то вообще умудряется заниматься с двумя педагогами сразу... Это очень сомнительное занятие и больше трата времени и денег. В голове у такого ученика не редко начинается жуткая каша и постоянное сравнение "а кто, что мне сказал". Такой тип учеников довольно сложный и для самих преподавателей, потому что как известно всегда легче что-то написать на чистом листе бумаги, чем на том, где уже была изложена ранее какая-то информация. Возможно звучит грубовато, но так и есть. Мозг принимая знания от разных источников, - а иногда она диаметрально разная в зависимости от уровня педагога, - начинает рисовать свою картинку работы голоса, и порой она не совсем корректна, и чтобы ее направить в действительно нужное русло, тратится в разы больше энергии и времени. А еще не редко у таких учеников отсутсвует элемент глубинного доверия к педагогу, опять-таки из-за внутреннего сравнения и разношерстного информационного поля.

фото из личного архива. Вокальный тур с учениками на Мальдивах.
фото из личного архива. Вокальный тур с учениками на Мальдивах.

Этап второй:

Вы выбрали своего вокального сенсея, вас все устраивает и вы соглашаетесь ходить к нему на занятия раз в неделю - стабильно! Это чтобы вы понимали минимум, который требуется в самом начале. И педагог вам дает простые задания на дом. Сначала они не предусматривают работу с открытыми звуками, чаще всего это упражнения на дыхание, мычание, язык, раскрытие челюсти, губные трели и так далее. Делать их не сложно, но важно уделять каждый день по минут пять-десять, понимая, что именно в этой рутине и кроется основа вашего здорового голоса.

Этап третий:

Важно на каждом занятии ловить свои внутренние ощущения при пении или выполнении упражнений, потому что ваше тело и есть ваш инструмент, если вы его не будете ощущать и понимать как оно работает, пение у вас будет интуитивным. Профессиональное же пение это именно уверенный способ управления голосом, когда певец четко понимает как ему надо что-то сделать, чтобы звучать ярче, плотнее или наоборот тише и нежнее, какие краски он может добавить в свое исполнение, и многое другое. Это та самая часть работы над голосом, которую никто кроме вас, увы, не сделает и для нее нужна ваша 100% концентрация внимания.

Я часто привожу ученикам пример, что когда мы только садимся за руль автомобиля мы в стрессе контролируем все процессы, вцепившись в руль управления, но когда практика превысит пару десятков часов, то мы так же как и раньше следим за дорогой, контролируя происходящее вокруг, но уже чувствуем себя свободнее и в уме включается режим автопилот. Примерно такие же процессы идут и в вокале, сначала мы должны уследить за всем и сразу, понять как это работает и потом уже после часов практики, все начинает включаться автоматически.

-2

Этап четвёртый, и самый важный!

Регулярная самостоятельная практика! Именно в этом пункте практически все ученики проваливаются и халтурят, перекладывая результат только на педагога.

Помните, цель оправдывает средства, а именно - если вы просто ходите на вокал хобби ради, не требуя от себя и педагога чего-то сверхъестественного, вам просто нравится в свободном режиме заниматься своим голосом - это один вариант развития событий. Но если перед вами стоит цель выступать, петь на аудиторию и в своих мечтах вы это делаете красиво и профессионально, то от вас априори требуется довольно строгое отношение к себе в плане дисциплины.

Если вы хотите реально достичь больших результатов в исполнительстве, то каждый ваш день нужно практиковать и находить время на то, чтобы помузицировать, поделать упражнения, послушать новую музыку, поразбирать какие-то новые композиции или доработать выбранный репертуар. Если у вас есть еще проблемы в технике - не беда - практикуйте! Педагог всегда вам дает конкретное упражнение, которое полезно будет делать в течение недели между уроками, и нужно эти рекомендации выполнять в обязательном порядке, а если что-то не получилось, не бояться прийти на урок и задать свой опрос, чтобы пояснили вновь.

Именно этот пункт, к сожалению, самый провальный, потому что все хотят петь, и очень мало тех, кто реально готов работать. И из-за отсутствия практики у ученика либо не достигается тот результат, который он себе напридумывали, и не потому что педагог плохой, а зачастую, потому что педагог просто не может залезть в чужое тело и сделать тот вокальный вдох, который нужен певцу, или удержать вокальную позицию так, чтобы звук не проваливался, а красиво держался. И педагог - это не маг и волшебник, в его руках лишь большая связка ключей (вокальных приемов и понимание как работает голос в целом), которыми он помогает открыть запертые двери, но все же открывать их приходится самостоятельно ученику.

Все эти пункты в статье показывают равную ответственность ученика во время занятий и, решаясь ходить на занятия вокалом, вы подписываете с педагогом негласное соглашение, что вы будете добросовестно выполнять все его рекомендации, которые даются от занятия к занятию. И будет вам счастье!

Что вы думаете по этому поводу, пишите в комментариях.