Несмотря на то что отец Паисий жил не в монастыре, а на келье, он старался принимать участие во всех духовных делах Синайской обители и с рассуждением помогать братии, особенно новым послушникам. Один из первых вопросов, который преподобный помог решить, было причащение Святых Христовых Таин. В те времена братия в монастыре святой Екатерины причащались всего четыре раза в год. Когда преподобный прибыл в обитель, ему сказали, что он тоже чаще причащаться не сможет. Он со смирением принял это. Каждый раз, приходя на Литургию, отец Паисий готовился к Причащению, но к Святой Чаше не подходил. Когда священник возглашал: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите…» — он преклонял голову и говорил: «Ты, Христе мой, Сам знаешь, как я нуждаюсь в Твоих Теле и Крови».
Однако когда в монастырь пришли молодые послушники, отец Паисий убедил братию в необходимости подходить ко Причастию намного чаще и с соответствующей подготовкой. С этого момента вся обитель начала причащаться часто.
На территории монастыря с XI века стояла небольшая заброшенная мечеть¹. В 1963 году в обитель пришёл мулла и объявил братии, что хочет возродить её. Он стал по-хозяйски приходить, подниматься на минарет и призывать на намаз, прямо внутри православной обители. Монахи в страшной тревоге бросились к преподобному. Отец Паисий не разделил их беспокойство, а посоветовал совершить всенощное бдение, оставив слово за Богом. До бдения дело не дошло, но монахи горячо и с болью молились в своих кельях — и произошло чудо.
¹ Построена монахами в 1080–1100 годах для того, чтобы избежать разрушения обители мусульманскими захватчиками. Вы читаете отрывок из «Жития преподобного Паисия Святогорца». Москва, Орфограф, 2021, стр.244-245
В следующую пятницу мулла не появился, и больше о нём никто ничего не слышал. Отцы написали архиепископу письмо с рассказом об этих событиях. В письме говорилось: «Веруем, что Господь увидел нашу боль о поругании Его святого Имени и не попустил быть тому, чтобы в пределах обители звучал голос муэдзина и совершались мусульманские обряды. Однако боимся, что мы недостойны такого благодеяния Божия, поскольку зачастую мы сами становимся поводом к тому, что Его святое Имя поругаемо бывает».
Под «поводом к поруганию» отцы имели в виду свою легкомысленную терпимость к тому, что толпы туристов бесконтрольно слоняются по монастырю в неподобающей одежде. Отец Паисий с самого своего приезда в обитель говорил о том, что это недопустимо. И чем больше проходило времени, тем очевидней становилась его правота.
Наконец на Духовном соборе было решено принять меры. Туристов в монастырь стали пускать лишь в определённые часы, у ворот обители поставили шкафчик с длинными юбками и штанами для туристов, появились таблички с запретом фотографировать в храме и шуметь на территории монастыря. В протоколе Духовного собора записали: «Посетители монастыря должны понимать, что они входят в монашескую обитель. Так и сами они получат духовную пользу, видя строгий дух монастыря, и монахи избегут лишних искушений, и молодые послушники захотят остаться в обители, найдя в ней монашеский дух».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь