Найти тему
TuneTalks

В ГЛУБИНЕ ОКЕАНА,ГДЕ УТОНУЛИ ВСЕ НАДЕЖДЫ. История Joy Division - Unknown Pleasures

Оглавление
культовая обложка релиза
культовая обложка релиза

Теплым июльским днем 76го года, в Английском Манчестере, школьные друзья Бернард Самнер и Питер Хук идут на концерт, королей британской панк сцены, Sex Pistols. Как позднее вспоминал Бернард «Sex Pistols разрушили миф о поп-звезде, музыканте как о некоем боге, которому надо поклоняться… они показали мне, что в музыке — больше духа, чем виртуозности». Этот концерт дал толчок таким группам как Buzzcocks, The Fall Simply Red, всеми любимых The Smiths и многим другим, но сегодня речь пойдет не о них. После события, ребята встретили одного школьного знакомого. Бернард и Питер сообщают молодому человеку о своём намерении создать группу, и тот рассказывает о желании поступить аналогичным образом. На следующий день после концерта, Хук идет в музыкальный магазин с одной чётко поставленной целью, ему нужна бас-гитара. Вместе с уже имеющем опыт игры на гитаре Самнером, Питер начинает репетировать и изучать свой инструмент. На тот момент дуэт нуждался в двух вещах, вокале и барабанах. Питер и Самнер поместили объявление на витрине манчестерского магазина грампластинок о поиске ударника и вокалиста. Спустя некоторое время на объявление откликнулся 20ти летний человек, который оказался знакомым для обоих лицом. В нем ребята узнали того самого школьного знакомого - Иэна Кевина Кёртиса, его фигуру мы разберем поподробнее.

Иэн Кёртис
Иэн Кёртис

Иэн всю жизнь провел в пределах Манчестера. С раннего детства мальчик любил литературу и поэзию, и под впечатлением от того или иного произведения саморазвивал в себя поэта (Основными литературными примерами для подражания были для него Уильям Берроуз, Джозеф Конрад и Джеймс Баллард). Будучи подростком Иэн подрабатывал соц-работником (помогал старичкам), пошел он на такие жертвы конечно же не для того что бы помочь бедным пенсионерам, а дабы попробовать их препараты и испытать невиданные ранее трипы. Продолжалось это до того момента, пока юноша не перебрал с популярным тогда нейролептиком - Ларгактила (противопаразитарное средство) и не слег в местную больницу, где непродолжительное время, наслаждался промыванием желудка. Так же Иэн частенько воровал из магазинчиков с виниловыми пластинками. Больше всего Кёртис любил Джима Моррисона и Дэвида Боуи, но потерял интерес к последнему по очень нетипичной причине. Боуи не умер молодым... да... После трехлетних отношений в августе 75го взял в жёны Дебору Вудрафф. В июле встречает Питера и Бернарда и после оглашения одинаковой идее бросается в поиск группы но не найдя ничего лучше возвращается к дуэту.

РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ

состав слева направо Моррис, Хук, Самнер, Кёртис.
состав слева направо Моррис, Хук, Самнер, Кёртис.

Итак, переместимся сразу в 1979 год когда группа уже выпустила свой первый мини-альбом - An Ideal for Living, представила свой устоявшийся состав (заменив пару человек, за барабанами закрепился Стивен Моррис) и даже обзавелась менеджером Мартином Хэннетом который помог группе попасть на лейбл Factory Records. Пришла пора показать людям на что четверо творческих ребят способна. К работе над альбомом группа приступила в апреле 1979.

менеджер группы Мартин Хэннет
менеджер группы Мартин Хэннет

В январе 1979го года группа представила песни Insight и She Lost Control на всем известном британском Би-би-си. По рассказам группы, Хэннет требовал персонал студии устанавливать максимально низкую температуру во время записи материала, дабы группа прочувствовала атмосферу текстов Кёртиса. Из-за таких выходок все, кроме Иэна, недолюбливали своего менеджера, но не имея альтернативы мерилась с такими действами. Руководитель лейбла Тони Уилсон (лично подписавший контракт с группой собственной кровью) выделил из своего кармана 8500 фунтов для создания физического издания альбома.

Руководитель и владелец Factory Records Тони Уилсон
Руководитель и владелец Factory Records Тони Уилсон

На, уже культовую обложку, дизайнер Питер Сэвилл поместил иллюстрацию из астрономической энциклопедии, представляющую собой графики ровно 100 радиоимпульсов от пульсара. На обратной стороне физического издания есть лишь название группы, альбома и издателя. Внутренний конверт получился поразнообразнее. Спереди мы имеем фото коридора, с приоткрытой дверью и неизвестной рукой будто бы зазывающей внутрь. Сзади же трек-лист с длительностью каждой песни и список всех принявших участие в создании пластинки. Так же группа разделила альбом на две равные части, внешнюю и внутреннюю.

внутренний конверт
внутренний конверт

Так как альбом практически не рекламировался, при выходе особым успехом не пользовался. Пластинка лишь к августу 1980 года добралась до 71 места в британском хит-параде, но до этого еще очень много времени. Итак давайте же разберем что-же Кёртис и компания представила миру в виде первого полноформатного альбома Joy Division.

ТРЕКРАЗБОР

Так как эта статья подразумевает ультимативный разбор, то все текста будут сразу в переводе, и в отличии от репчика, где исполнитель может в двух минутах уместить несколько страниц, тут будут полные версии песен. Итак, приступим.

1/10 - Disorder

Я ждал, пока не придет проводник и не возьмет меня за руку.
Позволили бы мне эти ощущения почувствовать радость нормального человека?
Эти ощущения едва ли будут мне интересны уже завтра:
Я воодушевлен; теряя сознание, избавляюсь от страха.
Все происходит быстрее, движется быстрее и выходит из-под контроля.
С десятого этажа, вниз по черной лестнице, там нейтральная зона.
Огни мигают, машины разбиваются, это происходит всё чаще.
Я воодушевлен; теряю сознание, позволяя этому произойти, так или иначе.
Что важно для тебя, то важно и для меня, и мы встретимся снова.
Я наблюдаю за тобой, я наблюдаю за ней, и мне не нужна жалость твоих друзей,
Кое-кто из которых прав, кто понимает, что к чему, и кому сейчас не пофиг,
Пока духом не овладевает новое ощущение, и тогда ты понимаешь,
Что я воодушевлен, но теряю сознание,
Сознание, сознание, сознание, сознание, сознание, сознание, сознание...

Открывает альбом моя любимая песня как альбома, так и группы - Disorder (Расстройство) трек начинается с глухих ударных к которым сначала подключается бас, основная гитара и вокал Иэна. Лирический герой пытается найти решения своих проблем и психических болезней, он ждет что придет некий проводник который протянет ему руку и излечит от всех невзгод но чем дольше персонаж ждет тем больше понимает насколько он обречен. Всё это сопровождается достаточно бодрой для альбома мелодией которая навсегда запала в моем сердечке. Нормальное такое начало да, веселая музычка и текст, который сам по себе вгоняет в депресуху, но ребят мы только начали хехе.

2/10 - Day Of The Lords

Комната, где всё берёт своё начало.
Ни одного портрета на стене, только покрывала.
Я видел ночи, полные кровавых битв и боли,
И обретённые тела, обретённые тела.
Чем это закончится? Чем это закончится?
Чем это закончится? Чем это закончится?
Это твои друзья детства и юности,
Подначивавшие тебя, требовавшие непроницаемости.
Абстинентная боль невыносима, она может сделать
Тебя таким покоробленным и жалким.
Чем это закончится? Чем это закончится?
Чем это закончится? Чем это закончится?
На обочине стоит машина:
Она цела, все окна закрыты.
Думаю, ты всё же была права, когда мы кричали от ярости.
Слабакам нет места, слабакам места нет.
Чем это закончится? Чем это закончится?
Чем это закончится? Чем это закончится?
Всё началось в этой вот комнате:
Детство, юность — я помню всё.
О, я видел ночи, полные кровавых битв и боли,
И обретённые тела, обретённые тела,
Обретённые тела.
Чем это закончится? Чем это закончится?
Чем это закончится? Чем это закончится?

Здесь же герой пытаясь найти покой, вспоминает своё прошлое, всё заставляло его стать сильнее, что ещё больше усиливало его паранойю. Друзья побуждали быть сильнее, здесь нет места слабым уверяли они, персонаж понимает что слабость это смерть, но в его случае слабость это покой который он так жаждет. Трек имеет запоминающуюся мелодию и вокал который, с каждым куплетом становится все эмоциональнее и громче.

3/10 - Candidate

Под принудительным давлением
Территории размечены
Это перестало быть удовольствием
О, с тех пор я лишился сердца
Искаженная памятью
Больше не власть
Медленно подкрадывается
Последний роковой час
О, я не знаю, что меня побудило
Что дало мне право
Покушаться на ваши ценности
И заменять ложное истинным.
Пожалуйста, стойте в стороне
След ведет сюда
На ваших пальцах кровь
Пролитая страхом
Я боролся напрасно
Я потратил на это много сил
Я пытался быть услышанным вами
А вы со мной так обращаетесь
Это просто дело привычки
Это то, что нам показывали
Мы живем по вашим правилам
Это все, что мы знаем
Я пытался быть услышанным вами
Я пытался быть услышанным вами
Я пытался быть услышанным вами
О, я пытался быть услышанным вами

Напоминая по своей структуре Disorder, первым делом мы слышим глухие удары палочками о барабан, потом гитары и погребальный голос Кёртиса. Песня рассказывает о человеке, принявшем определенную идеологию под давлением общества и правительства . Герой жалеет об этом но у него не хватило бы духу выступить против. Для него соглашаться с властью уже стало делом привычки на которое он впервые посмотрел со стороны и ужаснулся.

4/10 - Insight

Думаю, и твои мечты все заканчиваются.
Они не воплощаются, а исчезают.
Но теперь мне всё равно,
Я потерял способность желать большего.
Теперь мне совсем не страшно:
Я смотрю, как мечты исчезают,
Но я помню время, когда мы были молоды.
Они, привыкшие всё тратить впустую,
И их чувство стиля и хорошего вкуса,
Уверяющие, что ты была права.
Эй, ты что, не знаешь, что была права?
Я больше не боюсь.
Я смотрю на дверь,
Но помню...
Слёзы грусти для тебя,
Больше бунтов для тебя --
Отражение момента времени,
Особого отрезка времени.
Да, мы тратили время,
На самом деле у нас его не было.
Но мы помним, когда были молоды,
Ангелы Господни остерегались,
И твои судьи береглись,
Дети шанса, хорошо заботящиеся
О людях, которых здесь нет.
Я больше не боюсь,
Я больше не боюсь,
Я больше не боюсь,
О, я больше не боюсь.

Insight ( Внутри ) - это песня о том, что наши мечты не всегда становятся реальностью, независимо от того, как сильно мы стараемся и сколько усилий прилагаем. Рассказчик размышляет о более простых временах, когда они были моложе, но признает реалии настоящего. Он говорит о том, как некоторые люди принимают возможности как должное, не осознавая всей картины, и как это в конечном итоге приводит к краху. Она также признает неизбежность судьбы каждого, признавая общую смертность всех нас. Песня заканчивается внушающим благоговение заявлением о бесстрашии рассказчика, приглашая слушателя следовать по его стопам в стремлении к миру и силе.

на очереди пятый и последний трек внешней стороны альбома - New Dawn Fades

Смена скорости, смена стиля,
Смена декораций, и никаких сожалений.
Смена угла зрения, восхищение расстоянием.
По-прежнему одержим, хотя ты забыла.
Другие цвета, иные оттенки,
За каждую совершённую нами ошибку
Я беру вину на себя.
Тем, у кого нет цели, видно гораздо яснее.
Заряженный пистолет не освободит тебя,
И ты говоришь, что
Мы выпьем по стаканчику и отойдём от
Злобного голоса и того, кто прокричал:
«Мы дадим вам всё и даже больше!
Это напряжение невыносимо, больше не вынесу...»
О, я прошёл по воде и сквозь огонь:
Я его больше не чувствую.
Это был я, я ждал себя,
Надеялся на нечто большее.
Я, смотревший на себя,
Надеявшегося на что-то ещё.

Текст передает многим знакомое ощущение, когда человек будто не может двигаться дальше, все время зацикливаясь на ошибках прошлого. Но не смотря на это, песня призывает не сдаваться и продолжать следовать мечтам и надеждам, несмотря на тяжелые времена и неопределенность, ведь может быть тогда новый рассвет не померкнет. Запоминающаяся гитарная партия в припеве и спокойный вокал Иэна, наставляющий верить в светлое будущее, создают какую то особую, с одной стороны мрачную, но уютную атмосферу.

Итак, вот мы во внутренней части альбома которую открывает одна из самых узнаваемых песен группы - She Lost Control

Растерянность в её взгляде говорящая:
она утратила контроль
и цепляется за каждого встречного;
она потеряла контроль.
Она разболтала секреты своего прошлого и сказала:
«Я снова утратила контроль»
О голосе, командовавшим ей,
она сказала: «Я снова утратила контроль».
Она повернулась, взяла меня за руку и сказала:
«Я снова утратила контроль»
И мне никогда не узнать и не понять, почему на сказала:
«Я снова утратила контроль».
Она кричала, ударяя себя:
«Я утратила контроль».
Когда она замерла на полу и я подумал, что она умерла,
она сказала: «Я утратила контроль».
Она снова утратила контроль.
Она потеряла контроль.
Она снова утратила контроль.
Она потеряла контроль.
Мне пришлось звонить её подруге, всё объяснять и сказать:
она снова сорвалась.
Она указала на все свои ошибки и сказала:
«Я снова утратила контроль».
Она была такой разносторонней, пока
снова не сорвалась
и не пошла по краю неизбежности, смеясь:
«Я потеряла контроль».
Она снова утратила контроль.
Она потеряла контроль.
Она снова утратила контроль.
Она потеряла контроль.

Вдохновленный произошедшем на своей работе, Кёртис пишет стих, о девушке страдающей эпилепсией, которая во время припадков теряет контроль над собой и своими действиями. В конечном итоге трек передает беспомощность и безнадежность, которые могут возникнуть, когда человек отключается от собственных чувств и не может восстановить контроль над ними.

7/10 - Shadowplay

В центре города, где пересекаются дороги,
Я жду тебя.
В глубине океана, где тонут надежды,
Я ищу тебя.
Я брёл в темноте, стоя на месте и
Ожидая тебя.
И в комнате с окном в углу я нашёл истину.
Игрой теней разыгрывать собственную смерть,
Не думая ни о чём:
Убийцы выстроились в четыре ряда
Танцуя на полу,
Держа холодную сталь.
Запах их тел заставил идти на контакт,
Но я мог только с недоверием смотреть,
Как расходятся толпы.
Я всё сделал, всё, что хотел.
Я позволил им использовать тебя как завершающий элемент.
Ночью, в центре города, ожидать тебя.
Ночью, в центре города, ожидать тебя.

Песня исследует идею вынужденного участия в ситуации, в которой человек чувствует себя бессильным изменить результат. В тексте песни описывается, как протагонист перемещается по темному и

неопределенному городу и в конце концов попадает в комнату с окном в углу. Именно в этой комнате они сталкиваются с собственным чувством беспомощности и неизбежности. Песня в конечном итоге о постоянно меняющейся динамике власти между людьми и о том, как эта динамика может быстро стать угнетающей, если ее эксплуатировать. По мнению Иэна, политики используют свой народ как марионеток в своем жутком театре теней.

8/10 - Wilderness

Я путешествовал всюду сквозь временные пространства.
Что ты там видел?
Я видел святых с их игрушками.
Что ты там видел?
Я видел, как все знание сведено к нулю.
Я путешествовал всюду сквозь временные пространства.
Я объездил вдоль и поперек тюрьмы Креста.
Что ты там видел?
Власть и славу греха.
Что ты там видел?
Кровь Христа на их коже.
Я путешествовал всюду сквозь временные пространства.
Я путешествовал всюду, где умирали невоспетые мученики.
Что ты там видел?
Я видел пристрастные суды.
Что ты там видел?
Я видел слёзы, когда они плакали.
У них были слёзы на глазах,
Слёзы в их глазах
Слёзы в их глазах
Слёзы в их глазах…

Лирика отображает мрачное будущее, наполненное смертью и страхом. Песня полностью отображает творчество Joy Division имея в себе рефлексивный текст, исполненный голосом звучащий будто бы в ином пространстве, контрастирующий глухими ударными и гитарами Хука и Самнера.

9/10 - Interzone

Я пересёк черту города,
Кто-то уговорил меня сделать это.
Меня манили какие-то внутренние силы,
Пришлось закрыть глаза, чтобы приблизиться.
За углом, где лежал пророк
Я увидел квартиру, где у ней комната.
Проволочный забор, за которым играли дети,
Видел кровать, где тело лежит.
И я искал своего друга,
Я не мог терять ни минуты,
Да, искал своих друзей.
Визжат колёса в пыли, я слышу этот звук.
Услышал шум; всего лишь машина на улице.
Металлический синий стал ржаво-красным,
Остановился у здания.
В группах забытая юность.
Пришлось подумать, собраться с мыслями.
Это лезвие ножа.
Найти места, о которых мои друзья не знают.
Я искал себе друга,
Я не мог терять ни минуты,
Да, искал своих друзей.
В темноте улиц дома выглядят одинаково,
Становится темнее, все лица одинаковы.
И я всё ходил и ходил
Нет желудка, он оторван.
Меня приковали к поезду,
Снова пришлось задуматься.
Пытаюсь найти выход, пытаюсь найти выход!
В попытках сбежать уехал и держался подальше.
Четыре, двадцать окон, десять в ряду,
За стеной, когда я глянул вниз.
Свет сиял, словно неоновые огни,
Углубившись, почувствовал тёплое свечение.
Негде остановиться, некуда пойти.
Нет лишнего времени, нужно продолжать идти.
Думаю, они недавно умерли,
Думаю, они недавно умерли,
И я искал своего друга,
Я не мог терять ни минуты,
Да, искал своих друзей.

Выделяющаяся на фоне других песня, включающая в себя задатки панк и рок музыки. Песня осуждает современное общество за его затворнический образ жизни и скудность разнообразия. Яркая и громкая гитара, дополняющая такой же громкий вокал Кёртиса, создают самый весёлый по меркам альбома трек.

Итак, вот мы подобрались к концу нашего долгого и мрачного путешествия. Вашему вниманию десятая и заключительная песня альбома - I remember Nothing

Мы были чужими,
мы были чужими слишком долго, слишком уж долго.
Мы были чужими слишком долго.
Жестоки, жестоки
были незнакомцы
Слабею с каждой минутой.
Может, нужно подождать.
Я в своём собственном мире, да, а ты — рядом,
но пропасть велика.
Мы смотрим друг на друга, каждый со своей стороны.
Мы были чужими слишком долго.
Жестоко, ещё более жестоко, он ломает стул,
отскакивает, потом падает от отчаяния,
запертый в клетке и преждевременно сдавшийся.
Я в своём мире, о котором ты знала
уже слишком давно.
Мы были чужими слишком долго,
слишком долго.

Лирика повествует нам о разрыве отношений между двумя людьми, когда, несмотря на то, что когда-то они были близки, связь между ними начала ослабевать, а долгая разлука заставляет их чувствовать себя чужими. Песня размышляет о трудностях поддержания отношений в течение долгого времени, особенно в периоды трудностей и испытаний, и в конечном итоге выражает печаль от разрыва близких отношений.

ЧТО ПО ИТОГУ

Впервые этот альбом я послушал темной, холодной ночью, вроде бы прекрасное настроение для такой работы, но в тот момент меня совсем не зацепило. Спустя пару лет, на распродаже грампластинок, я заметил знакомую обложку, по заманчивой цене, хотя обычно такие вещи стоят неприлично много. Дома, положив приобретение на алюминиевый диск и нажав на кнопку старт, я окунулся в это состояние меланхолии и рефлексии. Но я не могу сказать, что был в восторге, похожие ощущения я уже испытывал слушая более интересную для меня музыку, альбом до сих пор кажется мне через-чур однообразным, да скорее всего в то время это был прорыв бла-бла-бла, но слушая альбом сейчас я не слышу для себя ничего нового. Я все таки рекомендую прослушать пластинку, ведь в ней есть множество интересных и продуманных моментов, и если вам понравится его особая мрачная атмосфера, то смело идите слушайте вторую пластинку группы - Closer если же как и мне вы хотели бы услышать более панковое и яркое звучание то настоятельно рекомендую сборник - Substance.

В будущем, мы с головой окунемся во вторую работу британского пост-панк коллектива - Сloser. В комментариях, можете написать слушали ли вы альбом понравился ли он вам или нет. А пока я с вами прощаюсь до новых встреч.