Как выучить таблицу умножения - головная боль начальной школы

214 прочитали

В конце лета начинается пик просмотров статей и видео на тему таблицы умножения.

В конце лета начинается пик просмотров статей и видео на тему таблицы умножения.  Это родители второклашек и других учеников начальной школы ищут «новый современный метод учёбы». У меня есть такой!

Это родители второклашек и других учеников начальной школы ищут «новый современный метод учёбы». У меня есть такой! Но сначала небольшой обзор.

Есть много видео, где просто показывают таблицу умножения в ярких картинках и презентациях, есть отдельные видео, где после показа таблицы тренируют её один раз подряд. Неплохо, но помогает не существенно.

Есть видео, где рассказывают – как выучить умножение за 5 минут, как умножать и при том не учить умножение, как запомнить некоторые трюки, чтобы учить меньше и другие похожие советы для ленивых. Прикольно, но просто подумайте: вам надо умножить 7 на 9, и вы начинаете «быстро» вычислять это на косточках пальцев! Через несколько секунд у вас есть ответ – не факт, что вы не ошиблись при этом.

Верно - не верно?
Верно - не верно?

А я, например, со второго класса твёрдо знал, что 7 * 9 = 63 и мгновенно этот ответ записывал. Сколько времени я за жизнь сэкономил на расчётах?

Твёрдое знание - это круто!
Твёрдое знание - это круто!

Многие бабушки издавна гоняли своих внуков по таблице умножения, спрашивая их вразброс парочку примеров при встрече. И это прекрасный и десятилетиями проверенный способ! По факту это единственный 100% работающий способ заучивания таблицы умножения.

Тренировка быстроты каждого действия – это основа суперпрофессионализма в любом занятии, во всех профессиях. Так делают все спортсмены и военные – их тренировки направлены на выполнение нормативов на время. Если вы посмотрите на мастера какого-нибудь дела, то увидите, например, что опытная хозяйка приготовит пирожки гораздо быстрее начинающей. Просто она много раз повторяла все действия! Мастера выполняют свою работу быстрее и точнее учеников – у них многолетняя практика!

Не надо изобретать «велосипед»! Как ни крути – на экзаменах по математике нельзя пользоваться калькулятором и там ПРИДЁТСЯ делать вычисления самому. Зачем ждать экзамена? Выучите с учеником таблицу умножения твёрдо в начальной школе, когда это проходят по программе. Выучите навсегда, чтобы ваш ребёнок считал без задумчивости, колебаний и ошибок! Так вы реально поможете своему чаду.

Применяйте старый проверенный «бабушкин» метод – спрашивайте, спрашивайте и спрашивайте. Пока на все вопросы ученик не станет отвечать мгновенно и точно. Этот метод можно усовершенствовать немного – об этом ниже – но любые способы обхода, замены, трюков и прочего работают гораздо хуже.

Это его «работа»! Он 11 лет проводит в школе не для веселья и игр, а для создания фундамента своего будущего. Если ученик привыкает бездельничать и развлекаться в школе, то ему очень трудно придётся в жизни – где для зарплаты надо работать, вкалывать, впахивать и напрягаться! А если он захочет зарабатывать больше, то вкалывать придётся гораздо серьёзнее. 11 лет развлекухи и расслабона даром не проходят.

Как думаете – почему дети, которые занимаются спортом или какими-то другими тренировками, обычно становятся более успешными в жизни? Они точно знают, что для получения хорошего результата надо тренироваться, работать!

Отличная учёба - отличное настроние!
Отличная учёба - отличное настроние!

Я считаю, что полагаться на «ментальную математику», на счёт на пальцах и прочие «хитрости» нет смысла. Насколько я знаю, ментальная математика пришла из Китая в виде счёта на абаке – древних счётах с 5 косточками – по числу пальцев на руке.

Сейчас в мире принята десятичная система, для неё есть русские счёты с десятью косточками, на которых больше 100 лет работали продавцы, кассиры и бухгалтера. И считали они очень быстро! Даже калькуляторы не сразу вытеснили счёты!

Кстати, один раз я посоревновался с учеником в выполнении его домашнего задания. Он считал на калькуляторе, а я – в уме и на бумажке. Когда я закончил задание, он дошёл только до середины. После этого ученик стал внимательнее относиться к моим советам про умножение!

Отличие абака – и очень существенное! – в том, что начальное число надо представить в пятеричном виде, а результат потом надо будет переводить в десятичную систему. Вам решать – есть ли смысл оплачивать промежуточную умственную машинку для своего ученика и тратить на это время.

И наконец – небольшое ускорение и лайфхак для заучивания таблицы умножения.

1) Скажите ученику, что ему надо выучить таблицу умножения на всю жизнь, а не только для получения оценки на следующем уроке. Бывает, что на уроке ученик получает 5, а потом часто ошибается. Просто он выучил для урока, а урок прошёл и теперь можно эти знания перенести на задворки памяти! Так пусть ученик ВСЕГДА с таким настроем учится – на русском языке, на иностранном, на любом предмете. Может быть, кроме истории и литературы…

2) Вы можете быстро заметить, что если ученик начал отвечать на какой-то вопрос мгновенно – то дальше время его ответа практически не будет ухудшаться. Так что если ученик так отвечает, то займитесь другими примерами – где он задумывается! Но иногда проверяйте и выученные примеры.

3) Примеры, которые вызывают задумчивость, надо продолжать тренировать. Вы быстро заметите, что ученик будет отвечать всё увереннее и быстрее. Доведите их до мгновенного ответа – это вам же и ученику сэкономит время и нервы в старших классах и даже в ВУЗе.

4) Я многих учеников натренировал таким образом – они стали очень быстро считать. Одной ученице учительница по привычке поставила на контрольной оценку 4. Когда та спросила, почему не 5, учительница сказала, что она списала. На замечание, что ей не у кого было списывать, учительница подумала и согласилась, но оценку не изменила! Слишком быстро ученица улучшила свою математику!

5) Потом я снял видео с тренировками таблиц умножения и сложения, а также вычитания и деления. Они не такие эффективные, как живые тренировки, но сотни тысяч просмотров и множество благодарных отзывов под видео говорят, что такие тренировки дают хороший результат. Видео бесплатные, они есть на Ютубе, Рутубе, Дзене.

Вот ссылки на (подборки) плейлисты для Дзена:

https://dzen.ru/suite/42e1d6b8-3e8a-43f9-8624-35113dea0209 плейлист деления
https://dzen.ru/suite/84ff3673-7ce3-42fd-9e7e-97729001372e?share_to=link плейлист сложения
https://dzen.ru/suite/fdf57d6b-d144-4511-916f-69be72fd45a8 плейлист вычитания
https://dzen.ru/suite/79e57962-b90a-4c06-9135-ce18954434ce плейлист умножения
https://dzen.ru/suite/3758cc37-32c0-4eff-aec4-ea675d1cae51 подборка про школу
Моя книжка "Как быстро и легко выучить таблицу умножения (сложения, вычитания и деления)" со ссылками на все нужные видеоролики:
https://ridero.ru/books/kak_bystro_i_legko_vyuchit_tablicu_umnozheniya_slozheniya_vychitaniya_i_deleniya/freeText
Ещё книжка ВСЯ МАТЕМАТИКА ЗА 1-Й — 5-Й КЛАСС ПРОСТО И ДОХОДЧИВО:
https://ridero.ru/books/vsya_matematika_za_1-5_klass_prosto_i_dokhodchivo/

Так что желаю вам и вашим ученикам справиться с трудностями учёбы! Пишите в комментариях – помогли ли вам мои советы, и что бы ещё вам было интересно узнать про учёбу.