5 подписчиков

Русалочка сквозь века...

Совсем недавно вышел в прокат фильм "Русалочка", который позиционирует себя как современный ремейк мультфильма 1989 года "Русалочка". Ох, и шумихи надел этот фильм с темнокожей Ариэль, её сестрами, разными по национальности, и старым Эриком...

Но прежде, чем смотреть фильм 2023 года, я решила вернуться к истокам этой истории: нет, не пересмотреть мультик, а прочитать сказку Г.Х. Андерсена, которую, как оказалось, я никогда не читала. И представьте мой интерес, когда я поняла, что Русалочка 1837 и Русалочка 1989 (и 2023) отличаются, и достаточно сильно!

Давайте разбираться :)

Для простоты восприятия я буду писать оригинальная Русалочка (это сказка) и новая Русалочка (это мультик и фильм, потому что фильм отличается парой деталей, но об этом позже🙃).

1. Русалочка как персонаж

В сказке: Русалочка - это дева, нежная и прозрачная, с волосами цвета морской пены, ей скоро исполнится 15 лет, она обожает слушать рассказы своей бабушки про людей и ждет, когда в 15 лет ей разрешат подниматься на поверхность.

Новая Русалочка - этакая бойкая девушка (уже 16 лет) с огненными волосами, и таким же характером, которая вопреки всем запретам, периодически поднимается на поверхность и даже дружит с чайкой.

*Интересно, что Андерсен отдельно указывает, что русалочки не знают, кто такие птицы, поэтому бабушка в своих рассказах говорит им, что у людей рыбы поют на деревьях.

В сказке у Русалочки ее друзьями являются её сестры, которые всегда и во всем её поддерживают. У новой Ариэль из друзей: рыба Флаундер и чайка Скаттл, потом еще добавляется Себастьян, краб-мажордом царя.

Мы все любим картинки, поэтому давайте посмотрим их и сравним.

2. Поверхность и люди

В оригинальной Русалочке, когда русалке исполняется 15 лет ей разрешают подниматься на поверхность, не на один день, не раз в год, а навсегда, когда ей захочется, и плыть она может, куда захочет. Люди здесь не враги, наверное, потому что в 1837 году еще не было массового потребления пластика и вылова рыб в промышленных масштабах...

В новой версии, по словам Тритона (царя всея океанов и морей), люди - это варвары, которым нельзя доверять, поэтому русалкам категорически запрещено подниматься на поверхность вне зависимости от их возраста, расы, пола и так далее. Здесь уже ситуация накаляется, создается конфликт между двумя мирами, и помимо всего прочего на хрупкие плечи Ариэль ложится ещё и это табу.

3. Знакомство с принцем

Сказать, что принц Эрик мне не нравится ни в мультике, ни в фильме - это ничего не сказать, поэтому приготовьтесь к шпилькам в его сторону😤.

Принц, который в сказке примерно одного возрасте с Русалочкой, постепенно взрослеет и раскрывается: в мультике ему уже около 23, его родителей нам не показывают, про семью особо ничего не говорят, а вот в фильме ему уже около 28 (почему его все считают старым - загадка для меня), он оказывается приемным, которого как Моисея прибило к берегу острова, королева которого воспитала его как своего сына.

Обстоятельства знакомства везде одинаковые: праздник на борту корабля в честь дня рождения распрекрасного принца, которому в фильме хоть умных диалогов прописали))

В сказке принц только пожимает руки, улыбается и смеется; в мультике он старается уже командовать кораблем и рассказывает, как он ждет "ту самую", а вот в фильме ему добавили речей про развитие своего королевства, мировую экономику и технологизацию расширение импорта / экспорта.

Все эти великие старания накрываются медным тазом, а точнее огромной волной. В сказке Андерсен никого не щадит, и выживает после шторма только Эрик благодаря Русалочке, в мультике и фильме все не так кровожадно, поэтому там обошлось без жертв, потому что когда деревянный корабль горит, как гора спичек, деревянные шлюпки не горят! Законы физики, химии и в целом природы... Не знали? Теперь знаете.

Принц спасен, но что же дальше?! А вот тут происходит интересный момент: Андерсен в сказке посылает найти принца на берегу девушку (принцессу, как окажется), чтобы она его обнаружила и растормошила, в мультике и фильме Эрик, когда приходит в сознание, в первые секунды видит Ариэль и слышит ее голос, а потом его находят стражники, помощники и весь счастливый люд.

Запомните этот момент, от него потом многое зависит :)

4. Несчастная любовь и сделка с ведьмой

Тут без сюрпризов: русалка + принц = не могут быть вместе.

Но вот решение этого уравнения немного отличается. В сказке Русалочка обращается за решением к Морской Ведьме, которая точно такая же русалка, просто живет на отшибе, с ней никто не общается, а она себе спокойно колдует, забирает души и все в этом духе.

Дисней решил добавить красок, эмоций и вопросов любознательным зрителям, сделав ведьму Урсулу полу-осьминогом, причем в фильме раскрывается, что она оказывается сестра Тритона (как у них там устроена репродукция и гены в морском мире, я вообще не понимаю), которую изгнали, и теперь ее смысл жизни - отобрать власть у брата.

Давайте посмотрим на картиночки и сравним, как из обычной ведьмы, которой один Посейдон знает сколько лет, Урсула превращается в великую артистку Бродвея с самым стилёвым макияжем на дне морском.... и самым прочным корсетом.

В мультике и фильме Ариэль обменивает свой голос на человеческие ноги и получает 3 дня, чтобы добиться поцелуя искренней любви. В фильме нагнетают еще и тем, что Ариэль забывает, что ей нужен поцелуй вообще... ах, какое коварство!

В сказке опять же все куда более мрачно: Ариэль, чтобы получить ноги, соглашается отдать свой голос и испытывать при каждом шаге боль равную тысяче лезвий и ножей, впивающейся в ее стопы, колени и бёдра, а если принц на ней не женится, то она не станет русалкой обратно, нет... она станет морской пеной, то есть умрет.

5. Любовная история

Критикам нового фильма не понравилось то, что любовная линия очень скудная, хотя она точь-в-точь повторяет любовную линию мультика, там даже добавляют парочку милых моментов. Они гуляют, катаются в повозке, сбегают из замка, танцуют, почти целуются в лодке. Разве это мало? Тут вроде мультик для детей, а не романтический фильм 18+...

Надо бы критикам почитать сказку, в которой романтической линии нет вообще, принц относится к Русалочке как к зверушке, которая молчаливо и преданно везде следует за ним, слушает его болтовню неимоверно увлекательные истории и смотрит щенячьими глазами.

А почему так? А вот тут возвращаемся к моменту спасения принца. В новых версиях, Эрик увидел Ариэль, хоть на пару секунд, но он смутно узнал ее образ, и только ее немота не давала ему поверить в то, что это правда она. В сказке он думает, что его спасла та принцесса с пляжа, на которую Русалочка очень похожа, но она для него лишь отблеск его любимой, даже не тень.

6. Счастливый конец?

Все мы знаем, что в сказках все заканчивается свадьбой - этакая кульминация счастья в жизни любого человека... особенно девушек..................

Мультик и фильм - не исключение, хотя Урсула и пыталась заколдовать принца, а потом утащить Ариэль на дно, но они побеждают зло! Интересно отметить, кто именно побеждает зло: в мультике принц спасает Ариэль, а в фильме героем становится Ариэль, их просто поменяли местами, не изменив в сцене больше ничего. Современные реалии сказываются :) Девушки теперь спокойно спасают принцев, спасибо, что еще раз это выделили жирным и подчеркнули.

А вот сказка.... тут никто никого не спасает: принц отправляется в путешествие в соседнее королевство, и, о чудо!, встречает свою спасительницу с пляжа, с которой они женятся в тот же вечер. Как вы помните, если Русалочку не берут в жены, она умирает, согласно сделке. Здесь ей на помощь пытаются прийти сестры, которые тоже заключили сделку с ведьмой: либо Русалочка убивает принца, либо умирает сама - кто-то должен умереть. Но ради любви, даже безответной, Русалочка выбирает собственную смерть и прыгает в море, превращаясь в морскую пену.

Почему конец в сказке счастливый?

7. Высшая ценность

Мультик и фильм транслируют нам, что высшая ценность - это собственные мечты и любовь, за которые нужно бороться, страдать, жертвовать, и в итоге именно это принесет тебе счастье (мечты и любовь, а не страданиями, да).

Но вот в сказке Андерсен на протяжении всего произведения указывает, что Русалочка постоянно задумывается, что у людей есть душа, а у русалок ее почему-то нет, можно ли ее как-то получить. Бабушка ей объясняет, что душа позволяет человеку переродиться и продолжить свою жизнь в царстве Бога, стать бессмертным, что невозможно для русалок, их жизнь прекращается со смертью. Получить душу можно только, если человек возьмет тебя в жены и полюбит так сильно, что он поделится своей душой с русалкой.

И русалочка, превращаясь в пену, знала, что это конец, после которого ее ничего не ждет. Но! Андерсен нам все же дарит счастливый конец, потому что Русалочка становится частью воздушного народца: они незаметно помогают людям, и за свои добрые дела получают душу и возможность оказаться в Царстве Небесном в итоге. Так, Русалочка, хоть и не получила любимого, но, мне кажется, что она получила кое-что гораздо большее.

Вот такие произведения, казалось бы об одном и том же, но на самом деле совсем о разном.

Какая ваша любимая адаптация Русалочки? О каких сказках вам было бы интересно почитать в таком формате?

Пишите в комментариях!

А чтобы не пропустить новые статейки, подписывайтесь тут или в телеграмм, где я буду выкладывать анонсы 🎆

Спасибо за ваш интерес! ❤️