440 подписчиков

Масонство: истоки, философия и символы

«Протоколы сионских мудрецов», детективы Дэна Брауна, строители, романы Умберто Эко, геометрия, Геркулес и мифология Другого. Что общего у всего этого? Ответ: масоны.

Что ж, давайте в сегодняшней статье изучим исторический контекст масонства, элементы их философии и рассмотрим малую часть символического наследия (чему неплохо было бы посвятить не одну книгу, поэтому мы могли бы, затем, продолжить говорить о символике в других статьях).

Кто такие таинственные масоны?
Кто такие таинственные масоны?

Эта тема имеет две интересные особенности: то, как эта тема представлена в современном (и не только) общественном сознании и философия масонов сама по себе. Касательно первого можно смело заявить, что мифологических работ и выдумок о масонах больше, чем официальных масонских документов и исторических работах на них основанных. Масоны – достаточно известные ребята, чтобы в рамках общественной мифологии стать мировым правительством или мишенью для антисемитов. Не так страшен и чужероден «Другой», как его рисует такое пульсирующее воображение. Причиной такой заинтересованности и желанию приписать масонству вину во многих бедах является необходимость направлять враждебность. Тем не менее, такое суждение справедливо лишь отчасти, ведь, с другой стороны, достаточно большое количество человек недооценивает роль подобных тайных обществ для истории человечества. Где же правда? – Давайте разбираться вместе. Для начала посмотрим на то, что нам известно об истории масонах и остановимся на их философии и символизме.

История

Когда мы обращаемся к источникам, как уже было упомянуто, перед нами встает два вида информации: мифы и основанные на исторических документах работы. Последние мы можем изучить благодаря известному ученому Александру Пятигорскому.

Считается, что исторический документ, являющийся официальным – это нечто изданное Ложей или её именем [1]. И первый историк, признанный Ложами, с которого начинается повествование о масонах – Джеймсон Андерсон (1697-1793), шотландский масон, а также священник и автор конституций Первой великой Ложи Англии. Андерсон перечисляет четыре действующие в Англии Ложи, которые в феврале 1717 года объединились в Великую Ложу (согласно второму изданию его Конституции). Также имеется пробел в истории первых Лож, поскольку в более позднем источнике о Ложах говорится в контексте 1709 года. Из других исторических работ мы знаем о Масонской Ложе Эдинбурга, о которой говорится 1599-ым годом, поэтому точно начало течения проследить не удается. Где-то история возникновения ордена берет свое начало от известной Поэмы Региус XXIV века или вообще от строительства храма Соломона и легенде об убийстве Хирама Абифф (не подтвержденная «историческими фактами» история про то, как одного из архитекторов вышеупомянутого храма убили его подмастерья за неразглашение производственных тайн). Таким образом, сведения о появлении первых собраний относительно скудные, не говоря уже о том, что на них происходило.

Что такое масонская Ложа?
Что такое масонская Ложа?

Да, история масонства примерно в той же степени загадочна, как и само это общество. Давайте попытаемся в ней разобраться, приоткрыв завесу тайн. Начнем с понятия масонской Ложи. Это понятие происходит от английского названия stonemasons' lodge строительная мастерская. Первые масонские собрания представляли из себя сообщества рабочих на стройке храмов, которые собирались с целью оптимизировать строительный процесс. Принадлежность к профессии каменщика, строителя, делила масонов на «оперативных» (собственно каменщики) и «спекулятивных» (люди, со стройкой не связанные или связанные косвенно). Интересно, что на первых порах известной нам истории любой каменщик имел право на вступление в сообщество, но «спекулятивным» масоном стать было не так легко, однако, о процессе и причинах принятия в Ложу не-каменщиков на тот период официальных данных нет. Позднее, прикрытие собраниями каменщиков помогло людям, к этой профессии отношения не имеющим. Это было связано с возможностью укрыться во времена общественных колебаний и подозрениям к тайным собраниям под оберткой общества каменщиков не привлекать к встречам ненужное внимание.

Эволюции и разрастанию способствовала система иерархии (ученик-подмастерье-мастер, заимствование из уклада рабочего быта каменщиков), появление обрядов, создание теории, которая по итогу стала иметь сакральный характер для мировоззрения масонов. Последнее интересно тем, что каменщик или архитектор в то время должен был обладать глубокими знаниями в сферах живописи, геометрии и философии. В связи с этим от участников масонских собраний требовалась вера в Великого Архитектора Вселенной [2] – масоны лояльно относились (и относятся) к протестантизму, католичеству, православию, а также исламу и даже вишнуизму, главное, чтобы присутствовал элемент веры в подходящее Божество. Однако это не мешает современным масонам принимать в свои ряды агностиков и атеистов, несмотря на уже упомянутую Конституцию Андерсона:

«Вольный Каменщик обязан, в силу данного им обязательства, подчиняться Нравственному Закону, и, если он верно понимает Царственное Искусство, то никогда не станет безумным атеистом или безбожным вольнодумцем. В старые времена Вольные Каменщики обязаны были исповедовать религию именно той страны и того народа, среди которого пребывают, каковой бы она ни была.»

(цитата первой статьи Конституции Андерсона в переводе из книги Кузьмишина Е.Л. “История масонства в документах” [3]). Справедливости ради, это не противоречит тому, что кандидатом в масоны может быть атеист, однако с потенциальной сменой взглядов.

Средневековый документ о масонах
Средневековый документ о масонах

В связи с такой религиозной разнородностью масонство – удобный враг для таких людей как Папа Клемент XII или Николай I - ярких поборников такого смешения. Как пишет Клемент XII в одном из документов, «Мы узнали, и народная молва не позволяла в этом сомневаться, что образовалось некое общество, собрание или товарищество, под именем «франк-масонов» или «liberi muratori», «вольных каменщиков», или под иным равнозначущим наименованием, смотря по различию языков, общество, в которое принимаются безразлично люди всякой религии и всякой секты, которые под притворной внешностью естественной честности, которая от них требуется и которою довольствуются, установили у себя некоторые законы и статуты, связывающие их друг с другом, и в особенности, обязывающие их, под страхом тяжких наказаний, в силу клятвы, данной на Св. Писании, хранить ненарушимый секрет обо всем, что происходить в их собраниях.» [4]. Эта обширная цитата из отлучительной буллы интересна следующим - чем яростнее идет борьба против какого-то явления, тем большим облаком таинственности оно окружается.

На данный же момент насчитывается около 8 миллионов масонов, а нахождение зданий, где проводятся их собрания, не является великой тайнами – по крайней мере некоторых из них. Можно сказать, это не тайное общество, а общество с тайнами. Такая фраза часто проскакивает на форумах или в информационных ресурсах о масонах. Также некоторые масонские течения могут противоречить друг другу, а различные «центры» управления и мифы о мировом правительстве останутся для тех, кому слишком скучно, чтобы выдумывать такое о «поймавшем хайп» кружке по интересам, который уже теряет популярность даже среди творцов мифов. Среди знаменитых личностей было достаточно много масонов. В общем, масоны-в-себе оставляют нам не так много информации, но пока что это достаточно скучное явление по сравнению с тем, что вокруг него развивается.

Философия и символы

Итак, начнем с самого базового знака, который также символизирует основную часть философского мышления масонов – циркуль и наугольник. С помощью наугольника масон ограничивает свои действия и циркулем учиться очерчивать и удерживать себя в пределах всего человечества [5]. Между двумя атрибутами вольного каменщика на некоторых гербах англоязычных стран располагается буква G, отсылающая нас к Богу (God) или Геометрии (Geometry). Получается, что в этом символе нашли отражения такие части учения как: 1) самоограничение, 2) альтруизм и склонность к благотворительности, 3) выражение идеи Великого Архитектора Вселенной или Геометрии как одной из семи классических свободных искусств и наук.

Следующая метафора, также связанная с самосовершенствованием и переходом от ступени «ученика» к «мастеру» - это метафора камня. Существуют «дикие» камни и «облагороженные». Облагороженные в смысле пригодности к строительству. Дикие, хоть и эстетичные камни нельзя положить в основу храма или дома, а вот похожие друг на друга облагороженные найдут свое место. Это метафора двух жизней масона – профанной и собственно масонской, жизнь-облагороденный-камень к которой стремится всякий масон.

Далее – несколько диалектичный символ мозаичного пола, сочетание равного количества белых и черных плиток:

«Символизм чередования белых и черных клеточек говорит о том, что области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью. Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину.» [6]
Масонские собрания
Масонские собрания

Мы не можем обойти стороной пресловутый треугольник с глазом, который можно обнаружить в различных популярных медиа (вроде мультфильма «Гравити фолз»). Тот же символ изображен на долларовой купюре.

Самая простая интерпретация данной фигуры – это заимствованное изображение Троицы и Всевидящего ока с той же отсылкой на Великого Архитектора или на троичный путь ученик-подмастерье-мастер. Но мы бы хотели обратиться к книге Мэнли Палмера Холла – известного мистика и масона, к его книге «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии», где есть интересная для нас глава «инициация пирамиды», что коррелирует с разбираемым символом. Масон обращается к египетской пирамиде, стоящей рядом с Гизой со словами:

«Кто были те просвещенные математики, спланировавшие ее пропорции, мастера ремесел, руководившие работами, искусные каменотесы, делавшие блоки из камней?» [7].

Ссылаясь на историков, автор рассказывает, что нет необходимости в том, что эта пирамида была построена в качестве гробницы Хеопса, а также приводит некоторые сведения, которые рассказывают, почему, возможно, она была построена до Потопа. Например, кирпичи, из которых строились некоторые помещения, содержат информацию о том, чем и в каких количествах питались строители, однако они расставлены так, будто бы эта информация была написана заранее, а кирпичи пригнаны друг к другу в перевернутых конфигурациях или надписью к надписи – будто бы кто-то фальсифицировал данные. Автор книги развивает тему проводившихся в пирамиде масонских собраний, и все это в процессе сложения помогает нам уловить такую черту масонов как создание собственных мифов и истории о более древнем происхождении и глубокой символики. В данной части статьи хотелось бы привести несколько цитат, начну с захода о собственном мифе масонов:

«Еще должно прийти время, когда глас просвещенных будет еще раз услышан в древних проходах, и мастер Скрытого Дома будет ждать в Молчаливом Месте пришествия человека, который, отбросив в сторону ложные доктрины и догмы, будет искать простой истины и не будет удовлетворен ни заменой ее, ни подделкой.» [7].

Вот так аллегорически получается и дополняется иными интуициями главы этой книги, что в древней пирамиде был свой мастер и строилась она в принципе под масонов.

Очень интересно также идет мысль о нумерологии пирамиды. Начиная с квадрата в основании и треугольных сторон, автор добирается до таких интерпретаций, как:

«Двенадцать знаков зодиака, подобно правителю нижних миров, символизируются двенадцатью отрезками четырех треугольников — поверхностей пирамиды. В середине каждой поверхности — зверь Иезекииля, и структура как целое становится Херувимом. Три главных камеры пирамиды соотносятся с сердцем, мозгом и воспроизводительной системой — духовными центрами человеческой конституции. Треугольная форма пирамиды также подобна позе тела, которую оно принимает во время древних медитативных упражнений» [7].
Вопреки распространенному мнению данный символ не принадлежит масонам
Вопреки распространенному мнению данный символ не принадлежит масонам

И это очень небольшая часть анализа одного из символов масонов, которая показывает нам на характер и глубину их изысканий. Данная работа интересна тем, что она, как уже было упомянуто, написана масоном – то есть, мы имеем дело с околоофициальным источником, однако не будем забывать о доли субъективности. И все-таки, такая точка зрения уже куда интереснее.

Несмотря на то, что влияние таких тайных обществ сильно преувеличино различными конспирологами, не стоит считать, будто бы они ничего не решают, особенно в современном мире. В их круги вхожи влиятельные люди, а их мировоззрение и философия напрямую влияют на лица, принимающие решения в большой политике. Исследование истории и философии таких обществ может дать нам много полезной информации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пятигорский А. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства. Авторизованный перевод с английского К. Боголюбова. Под общей редакцией К. Кобрина. — М.: «Новое литературное обозрение».
  2. Anderson’s Constitutions of 1723. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://freemasoninformation.com/masonic-education/books/andersons-constitutions-of-1723/. – (дата обращения: 11.08.2023).
  3. Кузьмишин Е. История масонства в документах – М.: «Типография издательства ARS TECTONICA»., 2010. - 403 с.
  4. Папа Климент XII против масонов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/39931116/. – (дата обращения: 11.08.2023).
  5. Махлина Светлана Тевельевна Семантика масонских символов // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-masonskih-simvolov (дата обращения: 11.08.2023).
  6. Символы масонства. Главные символы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oginski.by/simvoly/. – (дата обращения: 11.08.2023).
  7. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. В 2 томах : Интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами и мистериями всех времен / пер. с англ. В. В. Целищева. — 2-е, испр. — Новосибирск : ВО «Наука», 1993. — 794 с. — ISBN 5-02-030727-0.