Ребенок исследователь. Однажды мы с командой встретились с ребенком, которому были интересны части тела всех тех, кого он встречал на пути.
1️. С чем столкнулись?
Ребенку было примерно 6 лет. Он находил большую указку, подходил ко взрослому, показывал сначала на руку и спрашивал «что это у тебя?», потому на ногу, затем на голову, доходил до попы. И когда взрослый говорил ему «это попа», малыш сваливался на пол, заливался от смеха и был совершенно счастлив.
Так продолжалось долгое время. Мы увидели, что не всем взрослым каждый раз комфортно с этим. И это очень нормально.
2️. Что придумали?
Нам было важно удовлетворить потребность ребенка в любопытстве насчет телесности. Его мама очень волновалась и не знала, как с ним можно в эту тему заходить и что вообще можно тут делать.
Наш психолог рекомендовала маме книжку Роби Харриса «Давай поговорим про это». Прочитать ее можно было вместе или дать ребенку поисследовать самому, а потом ответить на вопросы.
3️. Как вели переговоры?
И вот как-то утром у нашего психолога состоялся примерно такой диалог.
— Привет, я тут книжку прочитал. Ты знала, как это называется (показывает на часть тела)?
— Да, я знала.
— И что у тебя и это есть (называет)?
— Да, это у всех женщин есть.
— Понятно.
Ребенок сказал, что доволен.
4️. Что в итоге?
Мы наблюдали. Нам было важно, чтобы ребенок не потерял любопытство. Но через некоторое время поняли, что он удовлетворил желание понять, увидел, что взрослые очень ровно нормируют эти вопросы, понял, что спрашивать и интересоваться можно, это не табу.
Если аккуратно следовать за интересом, не избегая деликатных или сложных тем, ребенок и семья будут легче проходить пороги.
Автор: Настя Серазетдинова, «На стороне детства»
Фотография: Dottie Di Liddo, Unsplash