Много лет интересуюсь Ближним Востоком и обычаями других стран, жизнь людей в которых регламентируется религией или какой-либо идеологией. Прочла все книги афганского молодого писателя Халеда Хоссейни, изданные в России и, соответственно, переведённые на русский язык. Халед Хоссейни пишет об исламской революции в своей стране, о том, как люди выживают в талибане, либо не выживают, либо бегут в ужасе, если получается. Любая книга о режиме талибов и других религиозных фундаменталистов пишется людьми, которым удалось сбежать из него.
И только что я прочитала замечательную книгу. Автор Уильям Хоффер, книга «Только с дочерью». Это пронзительная, очень захватывающая история, рассказанная женой иранского врача Саида Махмуди. Бетти Махмуди с пятилетней дочерью Махтаб были обманом вывезены из США в Иран режима аятоллы Хомейни. В Тегеране после свержения шаха, ратовавшего за европейские ценности, воцарились исламские фундаменталисты, принеся с собой антисанитарию, сильнейший товарный дефицит и колоссальное религиозное давление. По городу на специальных машинах разъезжает пасдар — полиция нравов. Шиитские фанатички ловят женщин с выбившимися из-под платка прядями волос и с гармошками на чулках, мужья избивают жён и детей, телефоны прослушиваются, говорить можно только шепотом и только в поддержку зверского режима.
В такой, мягко говоря, непривычной ситуации оказались молодая американка с маленькой дочерью. Саид Махмуди, врач остеопат, учился в США, жил много лет до встречи с Бетти. Вероятно, Бетти должна была предвидеть, что Саид рано или поздно захочет вернуться на родину, но он дал девушке понять, что в своей семье он давно чужой. И лишь после воцарения аятоллы Хомейни Саид принимает решение отвезти семью в Тегеран для знакомства с семьей… и заставляет Бетти с Махтаб остаться там.
Я не буду писать подробно, что и к чему, но книгу рекомендую к прочтению, она невероятная. Два года Бетти готовила свой побег. Она обзавелась настоящими друзьями, не все они поддерживали существующий режим. Подробно описан сам побег, пеший переход через горы в Турцию, постоянная опасность погони, опасность быть пойманными и раскрытыми полицией и пасдаром… Словом, саспенс вообще нехилый. В конце Бетти пишет, что вынуждена жить под другим именем, полностью сменив локацию и образ жизни, опасаясь мести бывшего мужа. Но это гораздо лучше, чем существовать в незнакомой стране в постоянном ужасе.
В случае с Бетти Махмуди хотя бы ясно, почему она сбегает — она иностранка, человек западный, ее не удержишь надолго под чадрой. А вот когда сбегают свои? Может быть, что-то не так с режимом? Я считаю, жизнь людей в отдельно взятой стране должна регламентироваться только государством. Религия и любая идеология не могут заменить государство и государственные законы. Если все так хорошо и замечательно, то почему тогда процветает целая система контрабандного вывоза людей из таких стран? Почему люди идут на гигантские риски, лишь бы оказаться на свободе? Ведь если план провалится, то беглецы рискуют всю оставшуюся жизнь провести за решеткой, а в некоторых случаях, ещё и все их семьи в трёх поколениях. Свобода… Они идут на это ради самого святого — свободы. Потому что человек создан свободным. И он всегда, до самого последнего вздоха, будет стремиться к ней. В идеале человеческая жизнь должна быть ограничена только личной совестью и личной ответственностью. А это не у всех получается, поэтому существует государство. А когда в обществе будут развиты совесть и ответственность за принятые решения и поступки, то тогда оно станет полностью свободным и счастливым. Без принуждения. Потому что любого рода принуждение ничего не несёт с собой свободным от природы людям — только смерть, кровь, боль…
Подушка-утопистка.