Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Беспощадный анализ состояния жизни русской деревни в начале ХХ в.

Д.А.Соколов и В.И.Гребенщиков прочитали доклад в соединённом собрании Общества Русских Врачей, Общества Детских Врачей в Петербурге и Статистического отделения Высочайше утверждённого Русского Общества охранения народного здравия, 22 марта 1901 г., в зале музея Н.И.Пирогова

(http://gvinfo.ru/smertnost_doklad?ysclid=llxr4cipxi311214152)

Доклад состоит из 2 частей: 1) анализ поданного в 1885 г. министру внутренних дел Российской империи доклада «О чрезмерной смертности в России и необходимости оздоровления»; 2) Начало ХХ в. Детская смертность как следствие низкого уровня жизни крестьян в Европейской части России.

Это исследование невозможно комментировать – цифры говорят сами за себя. Далее только цитаты из доклада.

Огромная, по сравнению с другими государствами Европы, смертность в России обусловливается почти исключительно непомерно высокой смертностью детей.

Обычная изба
Обычная изба

Из детей гибнут главным образом самые маленькие, и особенно ужасная смертность оказывается в возрасте до 1 года, причем в некоторых местностях России эта смертность доходит до таких цифр, что из 1000 родившихся детей доживают до года гораздо менее половины. Если мы добавим к этому смертность детей более старших, 1–5 лет, затем от 5–10 лет и от 10–15 лет, то увидим, что из 1000 родившихся доживёт до 15 лет весьма небольшое число детей, и это число не превышает одной четверти родившихся.

Россия потребляет хлеба и картофеля 18,8 пуда на человека (от 13 в неурожаи до 25 в урожаи), тогда как в других странах количество потребляемого одним человеком хлеба не падает ниже 20–25 пудов, немецкий крестьянин потребляет пищи, в переводе на хлеб, около 35 пудов.

Вся пища крестьян состоит из ржаного и редко ячменного хлеба, картофеля и чёрной капусты, причём хлеба в день приходится 2,8–3,5 фунта на взрослого человека. Мяса приходится на человека (включая детей) в год 14–16 фунтов.

35% хозяйств не имеют ни одной коровы, а в 25% нет никакой рабочей скотины.

Новорожденного ребёнка обыкновенно сейчас же несут в баню, слабого обкуривают, парят в горячем духу, правят, трясут головой вниз, натирают тело солью, поят ромашкой, квасом, соками моркови.

Уже на 3-й - 4-й день необходимость заставляет роженицу встать и приниматься за работу. Отправляясь в поле, мать или берёт новорожденного с собой, или же оставляет его дома на попечение няньки.

Документальное фото 1900 г.
Документальное фото 1900 г.

В летнюю страдную пору матери уходят на работу, оставляя ребёнку пищу на целый день, и кормят грудью ребёнка только ночью и вечером, возвращаясь с работы, в некоторых же случаях только через 3–4 дня. Тотчас после рождения почти всюду, во всём коренном русском населении, даётся новорожденному соска, т.е. тряпка с завёрнутым в ней жёваным хлебом.

Крестьяне в Российской империи в конце XIX века составляли 85% населения. Этот был "архипелаг Африка", даже если судить по питанию и гигиене, а не только по неграмотности (80% крестьян не умели читать и писать; ещё 10% умели читать, но не понимали смысла прочитанного).

Большинство крестьянских изб топились "по-чёрному". В 1892 году в селе Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались "по-чёрному" и 91 "по-белому". О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. В начале ХХ века бань в селе Моховатке Тамбовской губернии имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном – одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Получается, что идиллия Г.Р. Державина: «Запасшися крестьянин хлебом,
Ест добры щи и пиво пьет», – ещё полтора века так и оставалась поэтической мечтой...