Для этого нужно понимать, когда и какие способности формируются и развиваются.
Очень важный этап родителей увидеть способности ребенка - это с рождения и до 6-7 лет.
Как можно выявить способности ребенка или подтвердить, что ваше видение в правильном направлении?
Существует несколько путей, которыми традиционно идут «мамочки»:
- По стопам родителей;
- Метод проб и ошибок;
- Реализация своих собственных желаний и амбиций;
- Следование пожеланиям ребенка;
- Случайный ситуационный выбор;
- Консультация со специалистом.
Когда речь идет о семейной династии врачей, музыкантов, артистов, вопрос о талантах и склонностях ребенка может не стоять вообще. Тем не менее, даже в этом случае следует отделять истинную одаренность от навязанного окружением стереотипа.
Вы можете это сделать своими силами, но иногда этого недостаточно и мы можем нуждаться в помощи, она может быть со стороны психолога или астролога.
Психология всем общедоступная наука, хотя не все готовы идти к психологу.
Астрология многим кажется сказочной наукой, хотя она базируется на астрономии. Так вот, с помощью астрологии родитель может заведомо знать способности, а возможно даже талант своего ребенка и развивать его в данном направлении.
Формирование и развитие способностей состоит из трёх основных этапов.
Первый этап – это этап подготовки, он начинается с рождения и длится до 6-7 лет. На нём формируются физиологические основы будущих способностей, нейробиологические задатки. Развиваются общие навыки – координация рук, развиваются отдельные зоны коры головного мозга, дифференцируется их работа. Организм готовится к взрослению и дальнейшему развитию способностей. Здесь выявляются склонности, которые можно начинать закреплять.
Второй этап – этап формирования специальных способностей. Начинается с 6-7 лет и может длиться до 14-16 лет. На этом этапе склонности преобразуются в способности. Идёт формирование “специализации”, т.е. то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. На этом этапе очень важна помощь в развитии памяти, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики, координации, творческого воображения и пр. Это этап роста способностей.
Третий этап – это этап совершенствования тех способностей, которые уже в полной мере проявились в ребёнке. Здесь идёт и развитие, и закрепление специализированных способностей. На этом этапе дети, если они по-настоящему талантливы, значительно обгоняют в развитии своих сверстников и даже учителей. На этом этапе очень важна помощь родителей в поддержании интереса к областям, в которых проявляются способности, так как именно в этом возрасте растёт тяга к социализации и большему общению со сверстниками, а так же растёт зависимость от мнения друзей и окружения.
Конечно, существуют различные виды способностей.
Американский клинический психолог Говард Гарднер утверждает, что есть как минимум восемь типов.
Оказывается, каждый из нас изначально обладает своим видом интеллекта.
И хоть существуют специальные тесты, но все же определить, какой тип интеллекта у ребенка, лучше всего смогут его родители.
Лингвистический тип
Эти дети начинают рано говорить, они легко схватывают новые слова и термины, обожают разные истории, сказки, рано начинают сочинять и дружить со словом. Они много читают и легко осваивают алфавит и письмо задолго до школы. «Лингвиста» в общем-то нетрудно вычислить. Такому ребенку легко учиться в традиционной школе, где предполагается много пересказывать, читать, слушать, обсуждать.
Рекомендуемые профессии: писатель, сценарист, драматург, журналист, редактор, маркетолог, пиарщик, политик, корректор, переводчик.
Логико-математический тип
Такие дети быстро считают, им нравится мир цифр и расчетов. Отлично запоминают даты, цифры, номера телефонов и влет решают математические задачи. Скорее всего, у ребенка с таким типом интеллекта проявятся способности к анализу, синтезу, установлению причинно-следственных связей, к систематизации и порядку, абстрактное мышление.
Рекомендуемые профессии: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, следователь, логист, врач.
Визуально-пространственный тип
Детей этого типа отличает очень развитое воображение и креативность, они могут подолгу сами с собой играть в одиночку, причем им не нужны какие-то особо яркие игрушки. Достаточно простой палки, а все остальное воображение дорисует. Мечтатели, любят рисовать, лепить, что-то создавать, собирать пазлы, клеить. Хорошо развито пространственное мышление, память на вещи и предметы мебели, как они были расположены. Ориентируются в пространстве. Любят делать перестановку. Чувствуют цвет и форму и эмоции.
Рекомендуемые профессии: дизайнер, архитектор, художник, мультипликатор, режиссер, инженер, изобретатель, скульптор.
Телесно-кинестетический тип
Здоровые, сильные, крепкие дети, которые хорошо едят, им нравятся танцы, спорт. Они любят взаимодействовать с физическим миром и изменять его. К примеру, обожают что-то мастерить своими руками. Они хорошо владеют своим телом и им важно выражать себя через тело. Поэтому они чувствуют себя на сцене как рыба в воде. Их важно хвалить и подбадривать, они остро реагируют на критику, для жизненного успеха им нужен грамотный наставник. Для кинестетика подходят все профессии, где человек выражает себя через тело или же должен хорошо что-то делать руками.
Рекомендуемые профессии: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, акробат, клоун, фитнес-инструктор, хирург, механик, скульптор, фотомодель, телеведущий.
Музыкальный тип
Чуть заслышит музыку или ритм, сразу начинает подтанцовывать и притопывать. Многим малышам нравится музыка, но этих отличает особая любовь к ней, особая чувствительность. У них, конечно же, очень хороший слух, они с раннего детства хотят освоить какой-нибудь музыкальный инструмент, чувствуют ритм, с удовольствием занимаются музыкой, запоминают мелодии, часто поют про себя.
Рекомендуемые профессии: исполнитель, композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор, артист.
Натуралистический тип
Это дети, которые дружат с природой и обожают животных. Любят копаться в земле, сажать и следить за тем, как растет их растение. Их интересует все о животном мире, о природных явлениях. Любят проводить эксперименты. Могут подолгу наблюдать за явлениями живой природы - рассматривать насекомых, цветы, растения, бабочек и муравьев. В школе им легче всего даются биология, химия, окружающий мир, физика, экология.
Рекомендуемые профессии: ветеринар, эколог, геолог, моряк, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер и все профессии, связанные с природой и животными.
Экзистенциональный тип
Необычные дети, которые резко отличаются от других своим высоким уровнем осознанности. Они находятся в хорошем контакте со своими чувствами, у них большой интерес к отвлеченным материям. Они рано начинают делать умозаключения и рассуждают очень здраво не по годам, удивляя взрослых. Они застенчивы, серьезны, их волнуют глобальные вопросы бытия вроде жизни и смерти. Подростками интересуются всякими философскими учениями, эзотерикой, альтернативными взглядами на мир. У них развивается способность прогнозировать и умение планировать, управлять своими эмоциями, своей жизнью.
Рекомендуемые профессии: психолог, психиатр, философ, священник, политик
Межличностный тип
Его отличает высокий уровень эмпатии. Эти дети умеют договориться с любым, они хорошо чувствуют другого человека, умны, общительны, очаровательны, любят шутить, быстро умеют перестраиваться, любят быть в центре внимания и умеют сплачивать вокруг себя детей, задавать тон в играх, рано демонстрируют лидерские наклонности, находят общий язык и со взрослыми, и с более младшими детьми. У них развивается способность гибко подстраиваться под другого человека.
Рекомендуемые профессии: переговорщик, медиатор, психолог, менеджер по продажам, дипломат, педагог, политик, руководитель, коуч, бизнесмен.
Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными – это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их – расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.
Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее – он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города? Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог. Посмотрите внимательно, что именно он делает – ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие.
При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.
Если Вы не справляетесь сами, не уверены в том, что верно видите способности ребёнка, Вам в помощь психология и астрология.
Психология достаточна популярна в наши дни, поэтому о ней долго говорить мы не будем.
Я могу вам дать очень полезный сайт, где профессионально подходят к этому вопросу, особенно для деток 4-7 лет, это Вербатория. Там можно пройти тест с помощью нейрометрии и увидеть характер и способности Вашего ребенка.
Что касается астрологии, это довольно интересная наука, и с помощью нее можно увидеть способности ребенка уже с рождения.
Зная эту информацию Вы сможете предлагать Вашему ребёнку игры, кружки, хобби в данном направлении, тем самым давая ему возможности развиваться в том направлении, где ему действительно нравится и есть потенциал роста в будущем.
Помимо плюсов и способностей вы также сможете узнать где нужно больше проявлять внимания в обучении, гармонизировать другие области ребенка.
Небольшой пример:
Планета Меркурий эта планета отвечает за интеллектуальные, познавательные и аналитические возможности.
Даже просто посмотря на планету в карте ребенка, можно уже сделать небольшие выводы.
Меркурий в знаках земной стихии Положение Меркурия в земной стихии (Телец, Дева, Козерог) свидетельствует о способности мыслить конкретно, логично, аналитически.
Такие дети показывают хорошие результаты в «конкретных» предметах – естествознании, математике, геометрии, физике. У них может быть недостаточно фантазии, сложность в выражении своих мыслей (особенно, если Меркурий в Тельце или Козероге) из-за чего будут страдать гуманитарные предметы, где нужно владеть способностями рассуждений.
Ребенку с земным Меркурием, надо показать от начала до конца, как выполняется то или иное задание. Ему необходимо, чтобы материал был подан четко, логично, понятно и желательно на конкретных примерах. Абстрактную информацию земной Меркурий воспринимает плохо. Нужно помочь ребенку научиться мыслить более образно: обращать его внимание на красоту природы, рассматривать с ним произведения искусства. Хорошо было бы упражняться в придумывании сравнений, синонимов, аллегорий, учить его развернуто рассказывать об увиденном, слагать стихи. Все это будет развивать его мыслительные способности. Меркурий в Тельце дает ум практичный, конструктивный, склонный к размышлениям. Он размышляет несколько медленно, но его мысли всегда хорошо продуманы. То, что ребенок с тельцовым Меркурием поймет – он запомнить надолго. Меркурий в Деведает аналитический склад ума: он логичный, научный, критичный, предусмотрительный. Ребенку с девьим Меркурием будет нравиться учиться, экспериментировать, систематизировать информацию, выражать свои мысли точно и ясно. Меркурий в Козероге дает методичный, основательный и консервативный ум. Мышление может быть медленным, но глубоким. Ребенок с козерожьим Меркурием будет ответственно подходить к обучению, отсевать лишнее, оставляя лишь ту информацию, которая необходима. Его изложение мыслей может быть сухим, сдержанным, зато всегда по существу.
Меркурий в знаках водной стихии Если Меркурий находится в водной стихии (Рак, Скорпион, Рыбы) – это положение дает потрясающее воображение, способное давать яркие и необычные образы, отличную интуицию и хорошую память.
Такой Меркурий ориентируется в первую очередь на свои ощущения и это дает большой творческий потенциал, возможность посмотреть на привычные вещи с непривычной стороны. К сожалению, это качество не ценится в наших школах, где от детей требуется в первую очередь четкого выполнения требований учителя. Ребенок с Меркурием в воде (или преобладанием водной стихии в гороскопе) может плохо вписываться в общие рамки: он мечтательный, рассеянный, «вещь в себе». В этом случае нужно помочь малышу научиться концентрировать свое внимание: для этих целей хорошо подойдут восточные единоборства (ушу, каратэ), упражнения на внимательность. Также необходимо развивать творческую одаренность ребенка, учить облекать образы в слова, предлагать малышу в свободное время писать сочинения на различные темы, помогать ему «раскрепостить» выражение своих мыслей. Дети с водным Меркурием хорошо чувствуют музыку, неравнодушны к искусству. Меркурий в Раке дает эмоциональный, впечатлительный, интуитивный ум и хорошую память. Чтобы ребенок с рачьим Меркурием хорошо что-то запоминал нужно дать ему возможность связать информацию с каким-то ощущением или музыкой. Меркурий в Скорпионе дает проницательный, саркастичный, острый ум. У него большая склонность к расследованиям, его будут интересовать различные тайны и загадки. Ребенка со скорпионским Меркурием влекут вопросы психологии, эзотерики, жизни и смерти. Меркурий в Рыбах дает глубокий, чувствительный, интуитивный ум. Его мышление может быть тонким, изменчивым, восприимчивым, у него сильно развит эстетический вкус. Его мысли могут быть сильно оторванными от земли, воображение будет очень яркое, активное, стремящееся понимать неизведанное. Такой ребенок может плохо учиться из-за того, что он будто живет в своем мире. Помочь улучшить школьные показатели ему поможет также связь информации с ощущениями, кроме того, рыбий Меркурий восприимчив к обучению во сне.
Меркурий в знаках огненной стихии Если Меркурий в огненной стихии (Овен, Лев, Стрелец) – такой ребенок быстро схватывает, запоминает материал, у него концептуальное мышление.
Но часто он желает заниматься только теми предметами, которые ему по душе, а те, которые не нравится – предпочитает игнорировать. Он обладает даром слова, ответы его часто яркие и экспрессивные – за счет этого он может легко компенсировать недостаточность знаний.
Такие дети имеют возможность хорошо учиться, если могут побороть свою лень и нежелание заниматься неинтересной и рутинной работой.
Нужно стараться заинтересовать ребенка даже самым неинтересным предметом (и здесь достаточно только небольшого импульса, толчка), учить его усидчивости и трудолюбию.
Поскольку огненная стихия любит самостоятельность – не нужно нависать над малышом пока он делает уроки – в этом плане свобода даст лучший результат.
Однако давая свободу, родитель должен ее ненавязчиво контролировать. Проявите к обучению ребенка искренний интерес, расспросите, что он нового узнал из сегодняшнего урока, предложите ему решить какую-нибудь логическую задачу – обязательно хвалите за хорошие результаты. Если для малыша с огненным Меркурием учеба станет интересным процессом получения необычных знаний (а не унылой рутиной) – он будет учиться на отлично. Меркурий в Овне дает активный и быстрый ум, изобретательские способности, независимые суждения. Ребенок с овновским меркурием будет активно отстаивать свою позицию, чем может порой настроить учителей против себя. Родителям нужно учить ребенка находить компромисс, но не стремиться задавить его боевой характер, – он ему очень пригодится в дальнейшей жизни. Меркурий во Льве дает яркий творческий ум, великолепные познавательные способности. Ребенок с львиным Меркурием будет стремиться к демонстративности, и ему нужно создавать условия для того, чтобы он мог «блеснуть» умом. Есть хорошая склонность к концентрации, он может сфокусировать свои мысли, направить их в нужное русло и достичь хорошего результата. Меркурий в Стрельце дает ум, склонный к философствованию, абстрактным рассуждениям, к исследовательской деятельности. Ребенок со стрельцовым Меркурием пытается понять общие принципы, вывести свои собственные закономерности. Его уму нравится открывать для себя новые горизонты, он любит путешествовать, наставлять и учить других.
Меркурий в знаках воздушной стихии (Близнецы, Весы, Водолей) дают живость ума, любознательность, хорошую память, аналитические способности – все то, что необходимо в обучении. Однако к этому присоединяется и желание ухватить все и сразу, везде успеть, не пропустить ничего интересного – и это может привести к тому, что ребенок будет «рассеиваться». Родителям нужно сесть с ребенком и составить список приоритетов: для этого лучше разделить все занятия на три группы: в первой ежедневные важные и обязательные, во второй те, которые можно делать раза два-три в неделю, а в третьей – то, что делается, если вдруг возникает свободное время. Естественно, что школьные дела должны быть в первой группе. Воздушный меркурий также очень зависим от интереса к предмету, кроме того, ему интересна различная коллективная деятельности. Поэтому заинтересовывать малыша предметом – очень важно для хороших результатов в обучении. А еще его нужно втягивать в различные олимпиады и секции, которые перекликаются с теми школьными предметами, на которые вы делаете ставку. Меркурий в Близнецах дает ум быстрый, разносторонний, любознательный, логичный. Ребенок с близнецовым Меркурием будет иметь талант к языкам, науке, искусству, он будет общителен и юмористичен.
Меркурий в Весах дает рациональный, сбалансированный, сравнивающий ум. Ребенок с весовским Меркурием будет во всем искать причинно-следственные связи, он постоянно будет все взвешивать в поисках гармонии и идеальной пропорции. Его будет увлекать литература и искусство.
Меркурий в Водолее дает оригинальный, изобретательный, научный ум. Его мышление будет беспристрастным, теоретическим, а возможно эксцентричным и радикальным. Ребенок с водолейским Меркурием будет стремиться к научным познаниям, его будут увлекать общественные темы, исследования в области космоса, научно-технический прогресс.