Школу я не люблю. Как и всю нашу систему образования в целом. Крайне негативное у меня отношение к ней - и к школе, и к системе. Поэтому первое сентября для меня совсем не праздник, скорее траур. И детей мне, честно говоря, жаль, полностью психически здоровыми после окончания школы остаются немногие. А ещё жаль учителей по призванию, которые не могут учить детей так, как им хотелось бы - раскрывая свою душевную теплоту и талант к передаче знаний, и вследствие раскрывая таланты детей, а вынуждены действовать по сухому регламенту, от чего часто озлобляются, не выдерживая и теряют к профессии и детям интерес.
Ну хорошо. Как грица, критикуешь - предлагай. Делай что-то для того, чтобы ситуацию изменить. А я и делаю. Сама придерживаюсь позиции действия, активности, не люблю быть всего-лишь пассивным наблюдателем. Например, периодически помогаю исправлять в головах посаженные школой негативные убеждения, загоны и предрассудки. Помогаю стабилизировать самооценку, помогаю возвращать веру в себя, и творчество в жизнь. Только к сожалению все это разгребание последствий (это тоже кто-то должен делать), а следует устранять причины. Представьте, в школе мы проводим 9-11 лет, потом еще 3- 5 обучаемся специальности. А кто-то дольше. И все это время в наши головы методично вбивается всякая вредная чепуха, и я сейчас даже не про школьные и институтские программы, а про принципы обучения, которые не меняются десятилетия:
- пресловутый эффект красной пасты, когда ученика/студента позорят и наказывают за ошибки, а не поощряют за достижения - иначе говоря, концентрация на минусах, промахах и ошибках, а не на победах и достоинствах ученической деятельности (после во взрослой жизни человека мучает перфекционизм, страх действовать, синдром самозванца и так далее);
- наказания за списывания и подглядывания, экзамены с кучей надзирателей, что в сумме вносит в головы учеников негативные связи, например, что "все нужно делать самому", "о помощи просить нельзя, иначе опозорят, засмеют, унизят", и еще порождает неумение работать в команде, такой подход рождает единоличников, угрюмых одиночек. И тех, кто пытается все тащить на себе, как правило преждевременно выгорает, так ничего и не достигнув;
- уравниловка, которая вроде бы призвана помочь сохранять в обучающих учреждениях порядок и отсутствие разногласий на почве социального неравенства, но приводит в итоге к травле молодёжи. Молодёжи, у которой в обязательном порядке однажды наступает период самовыражения, и этот период очень важен для подростка - он пробует, он ищет себя, но все его попытки проявить себя (для начала через внешность, потому что другое часто просто недоступно в силу возраста или достатка) встречаются в штыки и осуждаются.
На это я часто встречаю стандартное возражение - школа не место для самовыражения, пусть занимаются этим в других местах. Но постойте, в каких других местах? Разве не в подобных учреждениях дети должны учиться тому, чтобы самовыражаться наиболее эффективным, грамотным и безопасным для себя и других способом? Ведь все это образование как раз и нужно для того, чтобы помочь ребенку занять в будущей жизни подходящее рабочее место согласно своему призванию, талантам, сильным качествам, личным устремлениям и амбициям. И начинаться этот путь должен с самых ранних лет. Почему у нас огромное количество людей не работает по специальности? Подавление самовыражение - одна из причин. Не может быть такого, чтобы в школах и институтах ребенку перекрывали кислород, а по окончанию он вдруг внезапно понял как хочет зарабатывать на жизнь и какую пользу может нести миру. Не бывает так. Если не понял еще в школе, потом понять будет намного сложнее. Возможно потребуется помощь ряда специалистов, чтобы аккуратно вытащить из человека заложенный в нем потенциал. Но до таких специалистов дойдут не все. Кто-то пополнит статистику тех, кто работает не по специальности, хочет сменить деятельность, но понятия не имеет что, как и куда.
Конечно, это не все минусы так называемого образования. Их много больше, есть еще безнадежно устаревшая и растянутая на года непонятно зачем программа обучения, необорудованные современной техникой специальные классы и так далее, и так далее - перечислять можно бесконечно. Не говорю уже о некоторых стойких явлениях, с которым нужно бороться на уровне уголовного права.
Единственный плюс всей этой школьной и институтской жизни - это то, что там можно обрести навыки социализации, ведь человек существо приспосабливаемое и даже во всем этом мракобесии может научиться как-то жить. В школе можно найти друзей и даже любовь. У меня некоторые одноклассники создали семьи. Сама я дружу по сей день с одноклассницей, хотя мы живём в разных городах. И я это очень ценю. Но можно пойти другими, более достойными путями, при этом не теряя, а расширяя эту приятную возможность - обретать своих людей.
Да, школа дает знания. Но часть этих знаний уже устарела, часть давно не актуальна, часть никогда в жизни не будет применена и навсегда забудется. И в целом, все эти знания можно дать за более короткий срок, не отнимая у детей драгоценное время их жизни. И делать из детей вундеркиндов для этого не нужно, наши дети не дураки. Просто одно дело учиться чему-то нужному и интересному, а другое... Общую программу можно сократить ровно в два раза за счет повышения ее уровня, и с помощью технического оснащения. А чтоб дети "не болтались" без дела, как боятся многие родители, по окончании общего образования направлять ребенка на обучение в профильное, создавать при школах хорошие досуговые центры. Не после 9 или 11 обучаться профессиям, а например с 6. И уже в 6 классе понять, если вдруг не подошло и сменить вектор. В общем, что я хотела сказать. Я не против образования, а всеми руками за. Образование - это движущая сила. Но только тогда, когда это оно и есть, а не когда от него одно название.
И обращение к родителям перед первым сентября - не ругайте детей за неуспеваемость, она не сама по себе возникает и вовсе не потому что ребёнок лентяй или не очень умён, всегда есть что-то ещё или причины вообще в другом. Помогайте, поддерживайте, вместе ищите выход, если не складывается. Нашим детям действительно тяжело.
Ну и справедливости ради добавлю, что это был взгляд в целом. Конечно же есть отдельные школы, отдельные колледжи и университеты с прекрасным преподавательским составом, который при этом умеет отлично маневрировать в системе в обход чудных регламентированных правил и потому дает своим ученикам лучшее. Ученики выходят оттуда с реальными знаниями, навыками, часто с полезными связями и рекомендациями, с верой в себя и с пониманием выбранного пути. Пишу и сердце кровью обливается, почему у нас это не правило, а исключение?
И напоследок мой стишок
Грустный праздник
Вот он идёт такой нарядный
В костюме новом и с букетом!
В глазах испуг, ему не надо ...
Прощаться он не хочет с летом...
Сидеть спины не разгибая
По несколько часов за партой
Не хочет он. Ему б играя
Учиться новому, с азартом!
И блеск в глазах тогда б искрился,
И сколиоз не мучал с детства...
Тогда бы к знаниям стремился!
А не ходил бы "отсидеться"...
К учителям и нет вопросов,
Они послушники системы,
Но дети вопрошают взрослых:
"Мне пригодится эта тема?"
И всех детей одной гребенкой
С десяток лет "готовят к жизни"...
А что все разные с пелёнок -
Об этом думать нету смысла.
Скажите нам, умы вселенной,
Зачем нужна эта "отсидка"?
Кто этот злой великий гений,
Что из ученья сделал пытку?
2022