Топ 10 самых известных абстрактных картин в мире

2,2K прочитали

Абстрактное искусство возникло из желания художников создавать произведения, не связанные и не ограниченные визуальными отсылками к реальности.

Большинство самых знаковых и известных абстрактных картин двадцатого века были созданы художниками, которые искали и нашли новые способы создания искусства, которые будут отражать фундаментальные изменения, происходящие в технологии, науке и философии.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Название жанра выражает идею отстраненности или абстрагирования от чего-либо, и оно было выбрано, чтобы обозначить желание первых художников-абстракционистов освободить свои произведения от ограничений реальности и отобразить воображаемое в искусстве.

Абстрактные картины относятся к различным течениям и могут быть частично привязаны к существующим визуальным отсылкам или представлять собой полнейший отход от точного представления реальности.

Олег Зеликов "Супрематизм" 2021г. Кафе Чёрный в Москве.
Олег Зеликов "Супрематизм" 2021г. Кафе Чёрный в Москве.

Этот универсальный жанр искусства использует цвета, формы и фактуры для достижения уникальной эстетики и, во многих случаях, глубокого эмоционального отклика у зрителей.

Хотя элементы абстрактного искусства можно проследить до 19-го века и в работах, написанных известными мастерами-кубистами, такими как Жорж Брак и Пабло Пикассо или, что наиболее заметно, в «Ноктюрне" Джеймса Макнила Уистлера в черном и золотом: "Падающая звезда" , большинство теоретиков согласны с этим, что 1910 год — год рождения абстрактного искусства.

Именно тогда Василий Кандинский написал свою знаменитую работу «Без названия» (Первая абстрактная акварель) , первую и одну из самых известных абстрактных картин, когда-либо созданных.

Абстрактная живопись прошла долгий путь с 1910 года и зарекомендовала себя как универсальное поле для экспериментов и развития новых стилей и техник.

Картины «Замачивание и окрашивание» Хелен Франкенталер, инновационная техника «дриппинга» Джексона Поллока или «выход за рамки черной практики» Пьера Сулажа — все они представляют собой разные, но взаимодополняющие части жанра абстрактной живописи, который был настоящим подарком искусству и оказал глубокое влияние на многих последующих художников.

Читайте дальше, чтобы узнать, что стоит за самыми известными абстрактными картинами в истории;)

Василий Кандинский - Без названия (первая абстрактная акварель), 1910 г.

Василий Кандинский — Без названия (Первая абстрактная акварель), 1920 год. Фото из открытых источников.
Василий Кандинский — Без названия (Первая абстрактная акварель), 1920 год. Фото из открытых источников.

В 1920 году художник Василий Кандинский решил освободить свои произведения от оков сюжета. Вследствие такого решения была создана картина «Без названия» (первая абстрактная акварель) и зародилось абстрактное искусство как жанр.

Произведение, которое считается первой когда-либо созданной абстрактной картиной, отмечено яркими цветами и мазками, которые выходят за рамки фигуративного искусства .

Цвета были особенно важны в знаменитом абстрактном искусстве Василия Кандинского, и он считал их выражением эмоций, а не инструментом точного описания реальности.

Пит Мондриан - Таблица N1, 1921 год.

Пит Мондриан - Таблица N1, 1921 год. Фото из открытых источников.
Пит Мондриан - Таблица N1, 1921 год. Фото из открытых источников.

Одиннадцать лет спустя художник-абстракционист Пит Мондриан разделил панели краски тонкими черными линиями и создал одну из самых известных абстрактных картин, которая укрепила его определяющий стиль.

Произведения искусства, характеризующиеся геометрическими формами, выровненными с математической точностью, сильно отличаются от выразительных, возможно немного диких произведений искусства, созданных его абстрактными предшественниками.

Это знаменитое произведение абстрактного искусства под названием «Таблица N1» отсылало к форме , цвету, линии и ничему иному, и послужило источником вдохновения не только для последующих художников и скульпторов , но и для множества других художников, включая архитекторов и модельеров.

Жоан Миро — La mancha roja (Красное пятно), 1925 год.

 La mancha roja (Красное пятно), 1925 год. Фото из открытых источников
La mancha roja (Красное пятно), 1925 год. Фото из открытых источников

La mancha roja (Красное пятно) , написанное известным художником Жоаном Миро , представляет собой игривое и почти детское, но одновременно пугающее произведение искусства, находящееся где-то между абстракцией и сюрреализмом .

Художник, который никогда по-настоящему не считал себя художником-абстракционистом, сказал, что он нарисовал именно тот образ, который был у него в голове в тот утомительный день.

Основанная на подсознательных чувствах человека картина La mancha roja (Красное пятно) 1925 года открыла дверь нашим видениям и мечтам на холст.

Бен Николсон - 1936 г. (белый рельеф), 1936 г.

Бен Николсон (белый рельеф), 1936 г. Фото из открытых источников
Бен Николсон (белый рельеф), 1936 г. Фото из открытых источников

Один из самых выдающихся художников английской абстракции, Бен Николсон начал свои живописные исследования в неспокойный период между двумя войнами.

Во времена, когда мир все еще восстанавливался после Первой мировой войны и одновременно приближался ко Второй мировой войне, абстракция была главной силой в искусстве, поскольку все большее число художников обращалось к ней как к инструменту для обретения невинности и чистоты в человеческой расе .

Именно тогда Бен Николсон объединил абстрактное искусство, конструктивизм и конкретное искусство , чтобы создать свою монохромную многослойную картину маслом на резной доске 1936 года (белый рельеф) .

Джексон Поллок — «Полная глубина пять», 1947 год.

Джексон Поллок — Full Fathom Five, 1947 год. Фото из открытых источников.
Джексон Поллок — Full Fathom Five, 1947 год. Фото из открытых источников.

И пока художник-абстракционист Бен Николсон создавал картины из чистого белого картона по другую сторону Атлантики и по другую сторону призрака абстрактного искусства, картины нью-йоркской школы представили миру гораздо более живую концепцию.

Абстрактные экспрессионисты во главе с одним из самых известных художников-абстракционистов Джексоном Поллоком использовали энергичные цвета, разнообразные средства и оригинальную технику для исследования своего подсознания.

Созданная из частиц масляной краски, капающих на холст, и различных предметов из студии художника, картина Full Fathom Five представила новый уровень текстурирования в абстрактном искусстве и мощно изобразила послевоенную тревогу.

Хелен Франкенталер — «Горы и море», 1952 год.

Хелен Франкенталер — Горы и море, 1952. Фото из открытых источников
Хелен Франкенталер — Горы и море, 1952. Фото из открытых источников

В 1950-е годы, в самой середине 20 века, восточная философия оказала глубокое влияние на абстрактную живопись.

Возрастающий интерес художников к даосизму и дзэн-будизму привел к созданию нового абстрактного движения под названием « Живопись цветового поля ».

Художники цветового поля отправляются на юг, чтобы исследовать цвета независимо от линий, форм и других ограничений живописи .

Знаменитая художница цветового поля Хелен Франкенталер представила новый, оригинальный процесс розлива, который заключался в выливании масляной краски, разбавленной скипидаром, прямо на холст.

Масляная краска впитывалась в холст, придавая произведениям искусства совершенно иную, почти органическую текстуру.

Марк Ротко — № 61 (Ржавчина и синий), 1953 год.

Марк Ротко — № 61 Ржавчина и синий (Rust and Blue) , 1953. Фото из открытых источников
Марк Ротко — № 61 Ржавчина и синий (Rust and Blue) , 1953. Фото из открытых источников

На протяжении всей своей плодотворной карьеры художник Марк Ротко почти всегда работал с цветом, постоянно пытаясь создать духовное поле, на котором зрители могли бы испытать множество человеческих эмоций .

В этой конкретной абстрактной работе он использовал многослойные цвета, чтобы обогатить оттенки картины, придав ей уникальную яркость.

Этот поразительный эффект был создан с помощью техники живописи, в которой используются как масло, так и состав на основе яиц.

Герхард Рихтер - 180 Farben (180 цветов), 1971 г.

Герхард Рихтер - 180 Farden (180 цветов), 1971, серия на выставке в галерее Доминика Леви; фото из открытых источников
Герхард Рихтер - 180 Farden (180 цветов), 1971, серия на выставке в галерее Доминика Леви; фото из открытых источников

Серия Color Chart, написанная Герхардом Рихтером, под впечатлением от ​​универсальности промышленно разработанного набора красок, обнаруженного в хозяйственном магазине в Дюссельдорфе.

Изображения в индустриальных цветах, лишенные каких-либо эстетических мотивов, сыграли решающую роль в карьере художника отчасти потому, что впервые ему удалось уловить в одной картине и референт, и его символическое изображение.

На визуальном уровне серия Color Charts представляет собой чистую абстракцию. Но по своей сути она также представляет собой образцы индустриальных цветов, вдохновивших художника на создание.

«180 Фарбен» (180 цветов) была первой картиной Герхарда Рихтера, созданной после того, как он вновь обратился к своим таблицам цветов после пятилетнего перерыва.

Пьер Сулаж - Без названия, 2005

Пьер Сулаж - Без названия, 2005. Фото из открытых источников
Пьер Сулаж - Без названия, 2005. Фото из открытых источников

Художник-абстракционист, прозванный «королем черного» , Пьер Сулаж известен своими исследованиями того, как свет отражается от текстуры картины .

Его новаторская техника рисования включает в себя использование таких предметов, как ложки, небольшие грабли и резиновые предметы, для создания заметных, ритмичных разрезов на холстах с толстыми слоями черной краски.

Художник даже изобрел слово Outrenoir (что означает «за пределами черного»), чтобы обозначить свою живописную практику, которую нельзя было классифицировать ни одним из существующих художественных ярлыков.

Картина без названия, написанная в 2005 году, представляет собой одно из лучших произведений художника.

Роберт Мазервелл - Элегия Испанской республике № 110, 1971 г.

Роберт Мазервелл - Элегия Испанской республике № 110, 1971 г. Фото из открытых источников
Роберт Мазервелл - Элегия Испанской республике № 110, 1971 г. Фото из открытых источников

В 1970-е годы начался новый этап в развитии абстрактного искусства, когда американский художник Роберт Мазервелл начал создавать свои энергичные, агрессивные шедевры.

Его примитивные, заметные мазки одновременно передавали понятия стоической силы и странной тревоги.

Абстрактная картина «Элегия Испанской республике № 110» считается определяющим произведением искусства художника-абстракциониста, поскольку она содержит ту поразительную жизненную силу, которая заставляет людей чувствовать, будто краска вот-вот вырвется с холста в комнату.

Я с трудом себя сдерживал от желания поместить в этот список "Чёрный квадрат" Малевича. Но об этом удивительном произведении, которое всегда было предметом домыслов, бесконечных споров и хейта, мы поговорим в отдельной статье.

Расскажите, как относитесь к абстрактным картинам вы. Есть ли у вас любимые художники или произведения в этом направлении? О каких течениях в живописи, вообще в искусстве , хотели бы узнать подробнее?

Олег Зеликов и Школа рисования CANVAS