На захваченных фашистами территориях Белорусской ССР, во время Второй мировой войны, лютовала так называемая «вспомогательная полиция» — сформированные в Латвии батальоны шуцманшафта. Один из них, под номером 273, целиком состоял из жителей Лудзи. Жестокость этих бойцов не знала границ. Одна только операция под названием «Зимнее волшебство» завершилась гибелью 10 тысяч человек. И все это мирное население. Еще 7 тысяч угнали в Латвию.
Начало конфликта
После войны многим белорусам, оказавшимся в Латвии не по своей воле, пришлось остаться на чужой земле. На родине их никто не ждал. Родственники были уничтожены, а дома сожжены. Чтобы как-то выжить, подростки собирались в группы. Но, в результате проводимой советской властью борьбы с беспризорниками, их отправляли на обучение в ремесленные училища, чтобы не допустить скатывания в криминальную среду. Учащиеся были на полном государственном обеспечении и получали профессии в которых особенно нуждалось послевоенное народное хозяйство.
Однако в Лудзи, белорусские дети, пережившие все ужасы войны и оставшиеся без родителей, попали в ситуацию, далекую от идиллии. В городское училище №5 поступило немногим более 100 человек, а общее число учащихся, вместе с местными жителями, составило 201 человек.
Нормального учебного процесса не получилось. Сироты не подчинялись мастерам, так как преобладающее большинство из них были латышами и даже не старались наладить контакт с проблемными воспитанниками. Просто по любому поводу сразу же вызывали милицию. Прокурор Латвийской ССР указывал в докладной записке, отправленной в Генпрокуратуру, что грубость мастеров раздражала учащихся, которые сплотились из чувства солидарности.Дисциплины не было.
Из-за ошибочной позиции руководства нормального диалога с воспитанниками не получилось. Постоянные обращения в милицию положительных результатов не давали. Ситуацию ухудшало то, что многие из белорусских подростков прекрасно знали, что творили жители Лодзи во время войны на их родине.
Борьба с городскими властями
Приступать к занятиям 1 сентября 1953 г. старшие курсы не стали, работа училища была остановлена. Учащиеся младших курсов, преимущественно местные жители, подвергались нападениям. Руководство предпочло оставить все как есть и просто отсутствовало. Чтобы как-то существовать подростки начали набеги на огороды. Многие пьянствовали, дрались, угрожали местным. И лишь 17 сентября милиция задержала одного из дебоширов. Причем ему вменяли распитие спиртных напитков у памятника погибшему советскому воину. Но это ничем не было подтверждено. Скорее всего взяли детдомовца, отделившегося от остальных и вскоре отпустили.
А дальше проблемы нарастали подобно снежному кому. Подростки уверовали в свою безнаказанность и избили милиционера, разграбили комнату, принадлежащую коменданту общежития. Они отбирали вещи у младших учащихся и запрещали жаловаться, поэтому многие из местных отправились по домам.
Но организованной стихийно толпе этого казалось мало. Подростки стали действовать более агрессивно — забросали камнями здание милиции, нападали на работников милиции. В ночь на 23 сентября 1953 года они, вооружившись камнями и прутами, стали патрулировать улицы и, практически, завладели городом. Разграбили несколько гардеробов, а вещи спрятали у местных жителей.
После этого властными структурами было принято решение о проведении спецоперации. Местной милиции, значительно усиленной прибывшими из соседних районов сотрудниками, удалось пресечь хулиганские выходки подростков.Были арестованы 43 человека. 17 из них отпустили как привлеченных к беспорядкам насильно, а 14 распределили по другим училищам. Оставшихся было предложено отправить в колонию для малолетних, однако документальных подтверждений этому нет. Относительно местных, спрятавших украденное, также никаких проведенных мероприятий озвучено не было, как и против местных чиновников и глав силовых структур, допустивших развитие ситуации.
Итоги и выводы
МГБ не поддержало идею о том, что город «захватили» блатные и охарактеризовало произошедшее как хулиганские действия. Учащиеся серьезно пострадали во время войны, остались без родственников и выживали все эт время как могли. Отправив их в училище, представители советской власти надеялись на адекватное отношение к ним со стороны преподавателей и мастеров. Но этого не произошло. После этого инцидента, во все ремесленные училища были отправлены соответствующие циркуляры с рекомендациями в отношении трудных подростков, исключающих всевозможные конфликты, подкрепленные бездеятельностью ответственных лиц.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, впереди еще много всего интересного!