Найти тему
МИФИСТ

Как решить проблему с нехваткой инженеров?

Свое выступление ректор НИЯУ МИФИ начал с того, что нехватка квалифицированных инженеров является вызовом для безопасности страны. Между тем, школьники все реже выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Если в 2018 году физика была предметом по выбору для 150 тысяч выпускников школ, то в 2023 году – уже только для 89 тысяч. И только 9 тысяч вчерашних школьников сдали ЕГЭ по физике на уровне более 81 балла, что совершенно недостаточно.

Фрагмент трансляции выступления В.И.Шевченко на Всероссийском съезде учителей физики
Фрагмент трансляции выступления В.И.Шевченко на Всероссийском съезде учителей физики

Причин для этого много – тут и дефицит учителей физики в школах (по стране не хватает около 30 тысяч педагогов), и тот факт, что по многим образовательным направлениям ЕГЭ по информатике является альтернативой физике, и то, что уровень знания физики при приеме в педагогические вузы ниже, чем в инженерные – то есть, будущие учителя физики иногда разбираются в предмете хуже, чем те, кого они должны будут готовить. Наконец, и у школьников, и у их родителей существует предубеждение, что инженерно-физические специальности – это сложно и финансово невыгодно.

Определенные проблемы существуют и в сфере высшего образования. Иногда подготовка инженеров и подготовка исследователей резко разведены: например, готовят только исследователей, а инженерами становятся те, у кого не получилось стать учеными.  НИЯУ МИФИ всегда старался объединить эти специализации. Владимир Шевченко выразил уверенность, что если инженер занимается не эксплуатацией, а созданием нового оборудования, то знание университетского курса физики для него обязательно. «Хорошая инженерия в основе своей является наукой», – подчеркнул ректор.

Сказав о проблемах, которые существуют сегодня в образовании, ректор НИЯУ МИФИ вынес на суд собравшихся целый ряд предложений, с помощью которых можно исправить ситуацию.

Прежде всего, информатика должна перестать быть альтернативой физике на Едином государственном экзамене. Поступление на все инженерно-технические направления должно проходить по сумме ЕГЭ по специальностям «профильная математика», «физика» и «информатика», а русский язык должен приниматься во внимание только по системе «зачет/не зачет».

Для детей и юношества должна быть создана «сквозная» образовательная среда, включающая и сказки, и комиксы, и видеоуроки, и тренажеры для сдачи экзаменов.

Представленность разных тем в ЕГЭ необходимо сбалансировать.

Школа нуждается в поддержке – требуются гранты для различных региональных инициатив, обязательно расширение взаимодействия со школами со стороны университетов и их индустриальных партнеров – прежде всего Ростеха, Роскосмоса и Росатома.

Советский опыт повышения квалификации учителей было бы неплохо возродить: для учителей физики должна быть создана система дополнительного образования и обмена опытом.

Наконец, в совершенствовании нуждается олимпиадное движение –  перечень олимпиад РСОШ должен быть скорректирован с учетом Стратегии НТР. Ну а международное сотрудничество в сфере физического образования могло бы быть расширено за пределы участия в традиционных олимпиадах – например, мог бы быть организован конкур «Юниор» для БРИКС.

Аплодисменты, которыми было встречено выступление Владимира Шевченко, свидетельствовали, что озвученные предложения поддержаны многими представителями учительского сообщества.