19 подписчиков

Игры Amanita Design: от худшего к лучшему + тир-лист

423 прочитали

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов. Кто-то помогал Йозефу освободить из плена его подругу в Machinarium, кто-то погружался в таинственный мир космоса вместе с гномом из Samorost, а кто-то спасал природу от гибели в Botanicula. Но многие ли из вас играли во все игры этой компании? Недавно я решил этим заняться и теперь готов вам представить тир-лист всех проектов этих чешских разработчиков.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.

Для начала расскажу о самой компании для тех людей, кто вообще впервые слышит о ней. Amanita Design это чешская независимая студия, которая славится своими компьютерными квестами. Основана она была Якубом Дворски. Началось всё с игры Samorost 1, которую Якуб сделал, будучи студентом. В 2003 году он учился на факультете анимации, и ему однажды дали задание сделать собственный мультфильм.

Дворски решил пойти дальше и сделать не просто анимационный фильм, а мультяшную игру. Так родился Samorost - короткий Flash-квест о маленьком гноме.

Любопытно то, что за этот проект Якуб получил четвёрку, а не пятёрку, но это было совсем не важно, так как главным ценителем творчества Дворски оказался интернет. Игра получился большое признание от простых игроков со всего света, и решено было основать собственную студию, а также запузырить сиквел про приключения гнома. Позже свои проекты в Amanita Design стали появляться и у других людей, помимо Якуба Дворски, в частности, у Яромира Плахи и Радима Юрды.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-2

Сразу хочу уточнить, что в моём тир-листе будут только те игры, что есть в Steam, так что не ждите в нём Questionaut, Osada и т.д..

И ещё, если вы ищите здесь объективное мнение, то вы пришли не по адресу. Разумеется, я буду аргументировать, почему та или иная игра находится выше или ниже, но имейте ввиду, что от начала и до конца, весь этот «от худшего к лучшему» является моим личным мнением.

Теперь можно приступать.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-3

Категория: средне или B-уровень

9 место: Creaks (2020)

У Amanita Design нет откровенно ужасных игр, но я выделил одну, которая, в отличие от остальных, максимум заслуживает статуса «хорошо», но никак не «отлично».

Говорю я о Creaks, который, пожалуй, можно назвать самым нетипичным для студии проектом. Примечательна эта игра тем, что она не является point-and-click квестом. Это платформер с элементами головоломки. Creaks является проектом мечты художников Радима Юрды и Яна Члупа. Мужики в течение 8-ми лет занимались разработкой игры, но в итоге получилось как-то не очень…

Основной проблемой Creaks является геймплей. Сама по себе задумка у него интересная: герой может превращать животных в предметы, если посветит на них светом, но в какой-то момент от этого просто начинаешь уставать. Игра условно делится на множество уровней, и каждый из них чем-то напоминает предыдущий, из-за чего в какой-то момент человеку может стать смертельно скучно. Конечно, создатели пытаются каждые спустя каждые полчаса игры подбрасывать нам нового врага, но этого недостаточно. По-хорошему стоило делать так каждый уровень (как, к примеру, в Plants vs Zombies 1). Плюс, игра по меркам Amanita Design невероятно долгая. Её становится просто тошно проходить спустя час.

Кроме того, Creaks это шаг назад для всей студии в плане сюжета. История этой игры не имеет никакого смысла. Безликий герой просто случайно попадает в странный мир, который нам никак не раскрывают. После чего он становится героем и спасает всех от какого-то чудовища. Очень примитивно и скучно, особенно если сравнивать, с предыдущими творениями компании.

Но хочется похвалить Creaks за уникальный стиль, завораживающую музыку и очень плавную анимацию. У игры есть какой-то европейский шарм, и это здорово. Плюс, с моей стороны было бы кощунственно ставить в плохую категорию проект, на который потратили так много сил.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-4

Категория: отлично или же A-уровень

8 место: Samorost

С дистанции сходит первенец всей студии. Samorost появился в далёком 2003 году и был, по сути, проектом всего 1 человека. Спустя 18 лет студия выпустила Remaster с новой музыкой от Floex (Томаша Дворжака), в который сейчас может поиграть любой желающий абсолютно бесплатно.

По сей день первый Samorost остаётся примером качественной и необычной игры, сделанной на Flash. Игрок не успевает запустить приложение, как его тут же погружают в странную вселенную, населённую непонятными существами. На экране появляется Гном, живущий на одинокой маленькой планете. Персонаж замечает, что на его дом летит астероид, и после этого начинается увлекательное путешествие игрока по неизведанным локациям.

Но у Samorost 1 есть и проблемы. Например, почти в каждой сцене Гном сидит и ничего не делает, даже если игрок разбирается с какой-то головоломкой. Создаётся впечатление, что абсолютно все проблемы этого мира решаются без участия Гнома. К тому же, мир первого Самороста не имеет никакой логики. Он абстрактный и нелогичный. Однако обворожительная музыка Томаша Дворжака и красивые пейзажи всё же заставляют человека идти вперёд.

Я мог бы поставить первый Samorost выше, но игру можно пройти минут за 15, да и всё-таки у неё есть пара несерьёзных минусов, так что 8 место.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-5

7 место: Samorost 3

Вот то, о чём я говорил… Этот топ очень субъективный.

Объективно, Samorost 3 сделан очень добротно. Над триквелом работала большая команда, огромное внимание было уделено звукам и музыке (в особенности хочу выделить «Mushroom picker dance» и «Rolling an Explosive Clod»).Разработчики, наконец, продумали вселенную этого странного мира, а также подлатали внешний вид главного героя, и он перестал выглядеть как мужик в белой пижаме (хотя тот вариант мне тоже нравился). А ещё игра заметно выросла в размерах. Первый Samorost проходился за 15 минут, второй примерно за 40-50, а на третий у меня ушло около 5 часов.

И это время, затраченное на прохождение, мне далось довольно тяжело. Уже на первых минутах я начал скучать. Возможно, меня просто слишком удручала чёрно-зелёная цветовая гамма, хотя в первых двух Саморостах она тоже была. Однако в этих играх игрок постоянно открывал для себя новые локации, а в Samorost 3 человек может застрять на одной планете минут на 30. Кроме того, игра была для меня очень сложной, и меня это очень раздражало, так как я хотел поскорее пройтись по всем проектам Amanita Design и написать эту статью. В итоге значительный кусок игры я прошёл с подсказками, за что мне немного стыдно.

Удовольствие от игры я начал получать только ближе к концу. Тогда я смирился с тем, что не смогу быстро завершить её, отказался от подсказок и начал проходить так, как это следовало делать с самого начала.

Спустя некоторое время я понимаю, что Samorost 3 это отличная штука, к которой я просто подошёл неправильно. Эта именно та игра, которая рассчитана на долгое и даже немного медитативное прохождение. Если вы соскучились по сложным и музыкальным квестам, то эта игра для вас.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-6

6 место: Samorost 2

А вот прохождение Samorost 2, наоборот, было очень приятным и уютным. Единственный момент, который мне немного подпортил прохождение это локация с существом, поедающим груши. И суть не в том, что этот «уровень» сложный (наоборот, он весьма простой), а в том, что именно на нём у меня произошёл баг, а я сначала этого не понял. Но всё стало в порядке после перезапуска игры.

Samorost 2 это тот же самый Samorost 1, только больше и качественнее. Загадки стали чуть более сложными, количество разнообразных локаций увеличилось, но при этом в игре остался и тот мужик с кальяном, и странная завораживающая вселенная. Одним из немногих изменений стала цветовая палитра: от яркого зелёного цвета мы перешли к бирюзовому, голубому и даже серому.

Очень понравилось, что у героя появилась собака, за которую даже можно поиграть в одном из «уровней». В третьей части, кстати, компаньону место не нашлось, а вот во второй пёсик постоянно будет сопровождать Гнома.

В целом, про Samorost 2 мне больше сказать нечего. Это просто улучшенная версия первой части.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-7

5 место: Botanicula

А вот и первый проект Яромира Плахи в моём тир-листе. Botanicula была его первой игрой в компании, и, на мой взгляд, она немного уступает тем, что Плахи сделает позже.

В Botanicula нам рассказывают историю о 5 маленьких существах - Орешке, Грибе, Маковой Коробочке, Веточке и и Пёрышке. У всех них есть свои способности. Орех умеет светиться, Гриб делать копии себя и уменьшаться, Маковая Коробочка самый сильный участник группы, Веточка способна растягиваться, а Пёрышко умеет летать.

Небольшой проблемой игры является то, что особенности этих персонажей никак не раскрываются. В начале на пути игрока ещё встречаются загадки, для решения которых нужно выбрать нужного персонажа (правда, их я все проходил, просто тыкая на всех героев по очереди), а потом Botanicula просто забывает про эту геймплейную фишку. Но я к этому не особо хочу придираться, так как если бы создатели сделали бы эту особенность как-то по-другому, могло получиться ещё хуже.

В целом, Ботаникулу даже не за что критиковать. Основная причина, по которой этот проект оказался только на 5 месте, заключается в том, что другие игры просто лучше. Персонажи Ботаникулы хороши, но это не уровень забавного Чучела или умилительного Йозефа; головоломки неплохие, но у студии были и поинтереснее. Единственное, в чём Botanicula лучше других игр Яромира Плахи, это саундтрек. Группа DVA, написавшая OST ко всем играм Плахи, здесь, на мой взгляд, выдала свой максимум, а трек «Mrs. Mushroom likes LCD soundsystem» я начал слушать даже отдельно. В общем, Botanicula просто крайне хороша, но это не шедевр.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-8

4 место: CHUCHEL

Да, как вы поняли, все проекты Яромира Плахи в тир-листе у меня располагаются в хронологическом порядке. В своём втором проекте для Amanita Design года он на полную раскрыл свой комедийный талант. «Chuchel» это восхитительно смешная игра. В ней полно классных мультяшных приёмов, абсурдного юмора, буффонады, задорного саундтрека и много чего ещё…

Многим «Chuchel» может показаться чересчур детским проектом, но то, что эту игру могут проходить и дети, никак не вредит взрослым. Множество игроков по всему миру с удовольствием наблюдают и участвуют в приключениях этого странного комка пыли (или что он вообще такое) по имени Чучел.

В игре отлично проработаны персонажи. Главной звездой всего действа, вне всяких сомнений, является сам Чучел - шумное, грубоватое, но очень обаятельное существо в шляпе. Заслуга этого героя в том, что в нём нет ничего лишнего. Хочет вернуть себе вишню и съесть. Вот и вся его мотивация. Всё гениальное просто. Однако список хороших героев одним только протагонистом не ограничивается. Например, второй по важности персонаж - Кекел тоже мне очень понравился.

Единственным недостатком игры, пожалуй, является то, что она не очень амбициозная. По сути, Чучел представляет из себя 15-20 миниигр, растасованных по уровням. В нём нет большого мира, как в Samorost, Machinarium или Creaks. Но этого ему и не нужно. У создателей стояла цель сделать забавную комедию, и они свой план выполнили. Такой подход к созданию игры я одобряю. А Chuchel находится только на 4 месте просто потому, что дальше пойдут ну очень мощные ребята.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-9

3 место: Happy Game

Буквально в шаге от категории S в моём тир-листе останавливается последний проект Яромира Плахи - «Happy Game». Изначально я даже хотел поставить его туда, но потом передумал из-за некоторых нюансов, которые сейчас поясню.

«Happy Game» это то, чем горел Яра Плахи все эти годы, проведённые под крылом Amanita Design. Если зайти на его Ютуб-канал, то можно заметить, что чувак ещё 10 лет назад делал небольшие видео на хоррор-тематику со странными жуткими персонажами. Да и первый трейлер Чучела готовил нас к чему-то страшному, хотя вышло по итогу всё совсем наоборот.

Примерно в конце 2010-х Яромир Плахи начал разрабатывать свой проект мечты - «Happy Game». И можно с полной уверенностью сказать, что в этой игре он осветил, кажется, абсолютно все страхи детей, которые только вообще существуют.

Игра условно разделена на 3 части. Главный герой - маленький мальчик, у которого, кстати, даже имени нет, видит 3 страшных сна. В первом кошмаре против пацана, скажем так, восстают его игрушки. В палитре этого сна используются, по большей части, только белые, красные и чёрные оттенки. Этот кошмар пугает не только страшными существами, но и анимациями. Все они какие-то дёрганные, постоянно используются вспышки, и это даёт свой эффект. Во втором кошмаре всё становится ещё круче: отрубленные головы кроликов, каркающие вороны, завывающая музыка, стрёмные улыбки… Это прости пик всей игры. Ещё хочу отметить то, что эта часть не лишена юмора, а также на уровне с кроликами играет потрясающий саундтрек («Happy rabbits»).

Последний кошмар уже похуже. Он скорее не жуткий, а абстрактный. В нём самые сложные головоломки, и этот сон обладает самыми детализированными задними планами из всех 3. Именно из-за него и странной концовки я решил не ставить этот проект в самую лучшую категорию. Всё-таки стоит признать, что в конце мне было немного скучновато. Мне даже не очень хочу описывать детали этой игры, так как весь её кайф состоит в созерцании. Вы просто должны это увидеть и прочувствовать сами.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-10

Категория: шедеврально или S-уровень

2 место: Pilgrims

Ну вот мы и добрались до Олимпа. Эти 2 игры по-настоящему заслуживают называться шедеврами, в особенности, та, что стоит на первом месте.

Но давайте сначала разберёмся со вторым. Pilgrims была последней игрой от Amanita Design, которую я запустил на своём ноутбуке. Ожидал я от неё мало чего, знал, что она довольно короткая, но в итоге получил массу удовольствия от этого проекта.

В Pilgrims рассказывается история о нескольких людях, и у всех них есть своя мотивация и цель. Главным героем можно считать мужика с усами. Именно с него начинается история, и единственное, чего он хочет, так это уплыть по реке куда-то вдаль. Однако человек, который развозит всех по реке, этого сделать не может, потому что его любимая птичка потерялась. Соответственно, главной задачей парнишки с длинными усами становится поиск и поимка этой непослушной пташки. Однако перед этим он должен помочь другим персонажам.

Мир игры меня привёл просто в восторг. Pilgrims, пожалуй, имеет самый приземлённый сеттинг из всех. Все действия игры разворачиваются в маленькой, вероятно чешской деревушке, герои были выбраны под стать самой локации - Охотник, Чёрт, Бабушка, Поп, даже принцессу завезли. Причём все герои имеют свои особенности и характер. Например, у Беса, разумеется, есть свои счёты со Священником, и в итоге, когда эти 2 персонажа встречают друг друга, это перерастает в довольно комичную ситуацию.

Геймплей «Pilgrims» отсылает к одной из миниигр в «Samorost 3». Задача игрока - совмещать нужные карты и наслаждаться результатом.

«Pilgrims» это очень атмосферное, в меру короткое, забавное и музыкальное произведение, которое я советую пройти каждому.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-11

1 место: Machinarium

И вот победитель. «Machinarium» по-настоящему, как никакая другая от Amanita Design, заслуживает звания «Шедевр». Это была первая игра от этой студии, в которую я поиграл. Наткнулся на Машинариум я ещё лет 8 назад, и, не буду лукавить, игра очаровала меня с первого взгляда.

Геймплей Machinarium из себя представляет улучшенную версию первых двух Саморостов. Как я уже сказал, мне не нравится, когда все действия выполняются без участия главного персонажа, как будто по воле природы или вообще какого-то божества. В Машинариуме такого нет. Нажать на вещь можно только в том случае, если Йозеф стоит рядом с ней. Именно благодаря этому интересная механика с удлинением тела робота выглядит интересной и вовсе не лишней. Кроме того, мне очень нравится фишка с глотанием предметов. Йозеф может поместить в себя какой-то предмет, который, возможно, пригодится вам только в следующей локации.

К слову, о самом Йозефе. На мой взгляд, это самый культовый и узнаваемый герой всей компании. Возможно, в плане характера он немного уступает Чучелу, но главное - у него есть цель: спасти свою подругу и освободить город от террористов. А ещё он очень милый (студия вообще славится своей любовью к таким маленьким и смышлённым персонажам. Создатели, кажется, даже признавались в любви «Ёжику в тумане» от Норштейна).

Не могу не сказать про атмосферу. Machinarium это эталонная работа с дизайном и стилем. Каждая локация здесь отполирована до совершенства. Особенно, хочется выделить комнату с растениями. Ведь не только у меня в голове возник диссонанс, когда я увидел зелёные листья посреди механического города?

Игру даже сложно поделить на условные уровни, как, например, Chuchel или Samorost. Machinarium даже в какой-то момент возвращает героя почти в самую первую локацию и даёт понять, какой длинный путь уже сумел проделать игрок. И ещё хочу выделить музыку. При описании остальных игр я старался избегать этого аспекта, потому что музыка это всегда вкусовщина, но здесь я просто не могу сдержать свои эмоции. OST Машинариума это 1 из лучших саундтреков во всей игровой индустрии. Композиция «The glasshouse with butterfly» вообще входит в топ-10 моих любимых треков всех времён и народов, и я уже успел прослушать его несколько раз, пока писал этот текст. Причём в игре хорош даже тот эмбиент, который не попал в официальный альбом (свалка, мост, трек в финале). В общем, Томаш Дворжак достиг в этой игре абсолютного пика.

Для меня Machinarium является лучшим проектом от Amanita Design, и он с огромным отрывом обгоняет все остальные. И дело не только в ностальгии. Специально для этой статьи я перепрошёл этот проект в 3 раз и после этого понял, что лучше быть просто не может. Я не заметил никаких минусов, помиомо пары дурацких головоломок. В остальном же, игра безумно хороша.

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-12

Таков был мой тир-лист. Настоятельно рекомендую ознакомиться с проектами этой студии и составить своё личное мнение о них. С нетерпением будет ждать Phonopolis, дата выхода которого пока что не объявлена. Всем хорошего настроения и пока.

А вот и сам тир-лист, кстати:

Приветствую. Много ли вы слышали об игровой студии Amanita Design? Уверен, что многие хотя бы 1 раз запускали на своём PC один из их проектов.-13