Найти тему
ИНФОРМЕР

Российские «шашечки» в законе

Федеральная государственная информационная система (ФГИС) такси начнет работать в России с 1 сентября, это сделает поездки более безопасными. Соответствующее постановление уже подписано главой правительства РФ Михаилом Мишустиным. С 1 сентября в России заработает федеральная государственная информационная система легкового такси. Положение о ней утверждено постановлением правительства. Запуск новой системы призван сделать поездки в такси более безопасными, - отмечается в сообщении правительства РФ.

ФГИС будет реализована на единой цифровой платформе Гостех и охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси.

В каждом регионе будут функционировать три региональных реестра: перевозчиков, автомобилей и служб заказа. Сведения из реестров о предоставлении, приостановлении, возобновлении или аннулировании разрешений будут в течение суток поступать в федеральную систему. Это позволит повысить эффективность госконтроля в сфере данного вида перевозок, обеспечить их прозрачность и законность, - подчеркнули в правительстве. По словам экспертов, создание ФГИС называют правильным решением, необходимым для реформы службы перевозок такси, а ее появление позволит привести региональные реестры такси к единому знаменателю и систематизировать размещенные в них данные.

Еще одним плюсом новой системы называют возможность самозанятым водителям попасть в реестр такси, минуя услуги посредников.

Как считают эксперты, ФГИС не повлияет на стоимость перевозок и тарифы на услуги такси, так как финансирование осуществляется за счет госбюджета, но вот агрегаторы такси придерживаются иной точки зрения. Дело в том, что повышение тарифов может быть вызвано сокращением числа машин такси на линии после запуска системы. А единый реестр позволит государству видеть официально зарегистрированных поставщиков услуг такси. Агрегаторы, в свою очередь, не смогут передавать заказы лицам, не состоящим в этом реестре. Сейчас значительная часть водителей выбирает такси как дополнительный источник дохода и выходят на линию на собственных автомобилях пару раз в день или только в выходные. Соответственно, они просто не смогут соблюдать все новые требования, чтобы оставаться в профессии, и уйдут из такси. Сократится количество машин на линии, увеличатся расходы водителей, остающихся в такси. Как следствие — вырастут тарифы на перевозки. Усиление ограничений на работу в такси может дать толчок к росту серого рынка: у вокзалов, в аэропортах и в туристических местах снова появятся нелегальные перевозчики, но в то же время сделает рынок более прозрачным. Тем временем, согласно данным Росстата, стоимость поездки на такси установила новый исторический рекорд и достигла 32,5 рубля в расчете на 1 км. Стоимость поездки на такси достигла максимума за последние 10 лет (2014-2023 годы), следует из данных Росстата: в июне она достигла 32,53 рубля в расчете на 1 км пути. Услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. При этом за последние 10 лет самый большой рост цен - 4,03% - произошел в первой половине 2023 года (июнь к январю). Предыдущий рекорд был в январе - июне 2022 года - 2,7%, — заявили в Росстате. Напомним, что в Госдуме предложили вмешаться в ситуацию с регулированием стоимости поездок на такси, так как самостоятельно рынок не может сформировать отвечающую потребностям граждан ценовую политику. Об этом заявил Ленте.ру заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев. Мы давно ставим вопрос о том, чтобы государство не было сторонним наблюдателем в рыночной экономике, а принимало какие-то меры по удержанию цен на приемлемом уровне. Предприниматели делают, что хотят. Поездки на такси до последнего времени были не очень дорогими, и на сегодняшний день отрасль неравномерно развивается. Из-за роста цен на топливо, горюче-смазочные материалы, на автомобили (...), в итоге идет наслоение и на тарифы для пассажиров. Мы неоднократно ставили вопрос о государственном регулировании цен и тарифов. На сегодняшний в Законе о торговле существует такое положение относительно ценообразования: если в течение месяца цена на какую-то продукцию или услугу увеличивается более, чем на 30%, то вводится государственное регулирование, - заявил Николай Арефьев. Он также отметил, что правительству РФ необходимо повлиять на факторы, косвенно влияющие на ценообразование на рынке такси. Так, депутат предложил вариант решения проблемы с дефицитом автотранспорта и высокими цена на импортные автомобили, что в конечном итоге также приводит к росту стоимости за поездку в такси.