Каспийское море – море необычное. Оно не сообщается с мировым океаном, и является, по сути, громадным озером. В нем развилась своя, уникальная фауна. 80% всех осетровых водятся именно в бассейне Каспийского моря.
Теперь оно постепенно мелеет. С ним такое бывает, мелело оно и раньше, потом вода опять поднималась. Как обернется дело сейчас, пока неясно, климат в северном полушарии явно меняется. К тому же, немалую роль в обмелении моря играет забор воды из притоков (в советское время по этой причине отказались от строительства оросительных систем по берегам Волги). Если так будет продолжаться и дальше, на месте мелководной северной части моря могут остаться два огромных озера. Что будет расти, и кто будет жить в водах этих озер, и по их берегам, остается большим вопросом.
Негативных последствий от высыхания моря, если оно случится, масса, начиная от вымирания промысловых и просто редких видов рыб, до расширения пустынь и оттока населения, из некогда цветущих прибрежных городов.
О способах борьбы с этим явлением задумывались еще полвека назад, но ничего толкового предложить не смогли. Кроме одного средства, и то, крайне спорного.
Собственно, дамба
Проект создания дамбы в Каспийском море обсуждался еще в сороковых годах. Построить дамбу в самом узком месте, и тем самым, превратить северную часть моря, по сути, в водохранилище. Это бы решило многие проблемы, и, более того, отгороженная северная часть быстро бы опреснилась.
Плюсов у этого проекта много. Можно проложить по дамбе дорогу, и она станет важным торговым путем, можно воздвигнуть гидроэлектростанцию, заниматься разведением рыбы, и так далее.
Но и минусов в этом деле не меньше – экологические последствия, в частности, для южной части моря, могут стать необратимыми. Если на полноводном севере рыба будет плодиться, то на засаливающемся, мелеющем юге, скорее всего, вымрет. Если на севере с судоходством будет более-менее нормально, то на юге – наоборот. Да и сама дамба послужит неслабым препятствием для судов. Цена проекта в денежном исчислении, если воплотить его в жизнь, выльется в астрономическую сумму. Дешевле было бы прорыть канал от Иртыша до Каспия.
К тому же, как написано выше, море уже мелело ранее, а потом опять возвращалось к норме. Может быть, это циклический процесс, заложенный природой.
Что делать?
А никто пока не знает.
Кроме проекта каспийской дамбы, хотели также соорудить канал, соединяющий Черное море с Каспийским, но быстро поняли, что в таком случае всей каспийской живности придет неминуемый конец, и от проекта отказались.
Надо сказать, что опыт с дамбой на Каспии однажды уже был реализован, и ничем хорошим это не закончилось. В прошлое обмеление, в конце семидесятых, было решено отгородить залив Кара-багаз-гол дамбой, что и было сделано в 1980 году.
Только вот, пока проектировали, и строили, уровень воды опять начал подниматься, и поднимался до середины девяностых годов. Дамбу, по договоренности между Туркменистаном и Ираном, пришлось частично разрушить.
Поживем – увидим.