В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода. А уж если речь идёт об оборонном заводе, то вероятность таких находок повышается в разы.
Как вы уже догадались из названия статьи, речь пойдет об одном из убежищ на территории опытного авиационного завода. Сам завод был основан в 18 февраля 1943 года под руководством А. А. Микулиным и получил бездушное название - «Опытный завод №300». Но позже был переименован в Московский машиностроительный завод «Союз».
За свою историю на заводе было создано 18 базовых двигателей, 44 модификации газотурбинных двигателей. На самолетах с этими двигателями установлено более 100 мировых рекордов. К тому же не меньше семи двигателей становились лучшими в мире в свое время. Двигатели этого завода ставились на самолеты Ту, Як, МиГ и Су.
После развала СССР этому заводу пришлось нелегко, но он смог удержаться на своей исторической территории, хоть и не без потерь. На момент моего посещения в 2014 году большая часть завода, которая раньше была местом для выдающихся конструкторов и инженеров, стала бизнес-парком. Персонал же ведущего российского предприятия по разработке и сопровождению двигателей сократился в 30 раз. А количество сотрудников КБ ( конструкторского бюро) сократилось в 15 раз.
Изначально мы хотели посетить сам завод, но оказавшись на территории бизнес-парка поняли, что выискивать среди нескольких десятков зданий, которые уже сданы в аренду или проданы частным конторам, те, которые все еще работают на авиамоторный завод, будет не так просто и по ошибке можно случайно залезть в чей-нибудь склад.
Поэтому возникла мысль поискать следы завода там, куда еще не добралась алчущая рука коммерции — под землей. И спустя некоторое время, мы приметили кустик с торчащим оголовком аварийного выхода из убежища, куда мы и спустились.
И нам повезло, это убежище оказалось самой настоящей кладовкой завода "Союз", где остались фрагменты истории того времени, когда сверху были цеха и во всю мощь шла работа над новыми двигателями.
Самым первым, что бросилось в глаза. Это стеллажи с сотнями, если не тысячами книг. Видимо вниз перенесли всю научно-техническую библиотеку.
Вместе с картотекой.
Возможно сюда перенесли библиотеку из-за пожара, следы которого видны на книгах, а может нужно было освободить место под очередной офис и книги убрали с глаз подальше. Сейчас уже причину не выяснить.
Все эти издания старые, некоторым уже больше полувека и все они на техническую тему, за исключением собрания сочинений Ленина. Так что с научной точки зрения их ценность, уже крайне сомнительна.
Но среди этих книг попадались очень красивые атласы напечатанные государственным издательством «Машиностроение», сокращено - "МАШГИЗ". Под этим названием выпускалась научно-техническая литература с 1938-го по 1963-й года. Так что, это практически раритеты.
Естественно, без стандартных для убежищ наборов "средств защиты для укрывающихся" не обошлось. Хотя их эффективность крайне сомнительна, учитывая, что они датированы 1959-м годом и 1971 годом.
Естественно, как и в любом уважающем себя убежище тут есть ФВУ, правда, как и в случае со средствами индивидуальной защиты, она мало кому поможет, так как фильтры-поглотители должны сменяться каждые пять лет, а эти ФП были произведены в то десятилетие, когда Юра Гагарин сказал "Поехали!".
Для потребностей естественного характера были оборудованы индивидуальные кабинки с максимальными удобствами для советского человека. Тут же на одной двери висит раритетный календарь 1977 года.
Но вот дизеля и даже следов помещения для него тут не нашлось. Зато в одной комнате оказалась небольшая творческая студия. Видимо тут делали местную стенгазету — "Конструктор". На стене даже осталась одна из работ на тему "8 марта".
В шкафу, который не попал в кадр, лежал набор красок, батарея пустых бутылок из под крепкого алкоголя и ватманы, что явно намекало на то, что тут работали творческие люди.
Там же лежал, вполне сохранившийся немецкий арифмометр Soemtron из 60-х.
Но это не все сюрпризы этого места. Побродив внутри, мы осознали, что не нашли главный вход в убежище. Ведь всегда должно быть два входа, они же выходы, на случай если один будет завален. И тут мы приметили дверь в конце одной из комнат, которая была заперта и заставлена ящиками.
Спустя некоторое время нам все-таки удалось попасть за дверь и мы оказались в помещении со стеллажами забитыми различными папками. Причем в этой комнате было намного чище, чем в других помещениях.
Как позже выяснилось, это было связанно с тем, что главный вход в убежище был замурован построенной парковкой над ним. А дверь, через которую мы попали, никто не замечал, поэтому до нас тут еще никого не было.
Рассмотрев папки, мы поняли, что в этой "тайной комнате" оказался архив Авиамоторного Научно-Технического Комплекса «Союз». Не меньше 50-ти лет истории завода оказалось в этом небольшой помещении под 2~3 метрами от поверхности земли.
Взяв несколько папок наугад и посмотрев содержимое, я увидел огромное количество чертежей деталей, описи проведенных экспериментов и много другой технической информации.
Помимо технического архива, на полу лежали фотографии с досок почета, за разные годы работы завода. И даже нашлась папка с зафиксированными несчастными случаями на производстве в 1945 году.
Там были описаны самые разнообразные травмы полученные сотрудниками начиная от небольших ожогов, заканчивая оторванными конечностями. После каждого такого ЧП проводилась проверка и делались выводы. Не зря говорят, что правила техники безопасности написаны кровью.
Больше ничего интересного тут не нашлось и мы выдвинулись к выходу, не забыв выключить за собой свет, который к нашему удивлению еще частично работал в убежище.
Впервые я написал об этом месте еще в ЖЖ, в далеком 2014 году. Тогда я закончил такими словами - "Через какое-то время и этот островок сохранившейся истории авиамоторного завода, скорее всего исчезнет, так же, как и последние цеха, которые планируют вывести за город. А еще через пару десятков лет ничего на этой территории, кроме мемориальной доски, не будет напоминать о некогда стоявшем тут оборонном заводе." К сожалению, я оказался прав.
В годовщину 80-летия АМНТК «Союз», все здания были снесены и вместо них началось строительство жилого комплекса премиум класса "Luzhniki Collection" с квартирами от 40 млн. рублей.
Бабло победило.