772 подписчика

Убежище первого в СССР опытного авиационного завода

6K прочитали

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода. А уж если речь идёт об оборонном заводе, то вероятность таких находок повышается в разы.

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.

Как вы уже догадались из названия статьи, речь пойдет об одном из убежищ на территории опытного авиационного завода. Сам завод был основан в 18 февраля 1943 года под руководством А. А. Микулиным и получил бездушное название - «Опытный завод №300». Но позже был переименован в Московский машиностроительный завод «Союз».

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.-2

За свою историю на заводе было создано 18 базовых двигателей, 44 модификации газотурбинных двигателей. На самолетах с этими двигателями установлено более 100 мировых рекордов. К тому же не меньше семи двигателей становились лучшими в мире в свое время. Двигатели этого завода ставились на самолеты Ту, Як, МиГ и Су.

После развала СССР этому заводу пришлось нелегко, но он смог удержаться на своей исторической территории, хоть и не без потерь. На момент моего посещения в 2014 году большая часть завода, которая раньше была местом для выдающихся конструкторов и инженеров, стала бизнес-парком. Персонал же ведущего российского предприятия по разработке и сопровождению двигателей сократился в 30 раз. А количество сотрудников КБ ( конструкторского бюро) сократилось в 15 раз.

Изначально мы хотели посетить сам завод, но оказавшись на территории бизнес-парка поняли, что выискивать среди нескольких десятков зданий, которые уже сданы в аренду или проданы частным конторам, те, которые все еще работают на авиамоторный завод, будет не так просто и по ошибке можно случайно залезть в чей-нибудь склад.

Поэтому возникла мысль поискать следы завода там, куда еще не добралась алчущая рука коммерции — под землей. И спустя некоторое время, мы приметили кустик с торчащим оголовком аварийного выхода из убежища, куда мы и спустились.

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.-5

И нам повезло, это убежище оказалось самой настоящей кладовкой завода "Союз", где остались фрагменты истории того времени, когда сверху были цеха и во всю мощь шла работа над новыми двигателями.

Самым первым, что бросилось в глаза. Это стеллажи с сотнями, если не тысячами книг. Видимо вниз перенесли всю научно-техническую библиотеку.

Вместе с картотекой.

Возможно сюда перенесли библиотеку из-за пожара, следы которого видны на книгах, а может нужно было освободить место под очередной офис и книги убрали с глаз подальше. Сейчас уже причину не выяснить.

Все эти издания старые, некоторым уже больше полувека и все они на техническую тему, за исключением собрания сочинений Ленина. Так что с научной точки зрения их ценность, уже крайне сомнительна.

Но среди этих книг попадались очень красивые атласы напечатанные государственным издательством «Машиностроение», сокращено - "МАШГИЗ". Под этим названием выпускалась научно-техническая литература с 1938-го по 1963-й года. Так что, это практически раритеты.

Естественно, без стандартных для убежищ наборов "средств защиты для укрывающихся" не обошлось. Хотя их эффективность крайне сомнительна, учитывая, что они датированы 1959-м годом и 1971 годом.

Естественно, как и в любом уважающем себя убежище тут есть ФВУ, правда, как и в случае со средствами индивидуальной защиты, она мало кому поможет, так как фильтры-поглотители должны сменяться каждые пять лет, а эти ФП были произведены в то десятилетие, когда Юра Гагарин сказал "Поехали!".

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.-12

Для потребностей естественного характера были оборудованы индивидуальные кабинки с максимальными удобствами для советского человека. Тут же на одной двери висит раритетный календарь 1977 года.

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.-13

Но вот дизеля и даже следов помещения для него тут не нашлось. Зато в одной комнате оказалась небольшая творческая студия. Видимо тут делали местную стенгазету — "Конструктор". На стене даже осталась одна из работ на тему "8 марта".

В шкафу, который не попал в кадр, лежал набор красок, батарея пустых бутылок из под крепкого алкоголя и ватманы, что явно намекало на то, что тут работали творческие люди.

Там же лежал, вполне сохранившийся немецкий арифмометр Soemtron из 60-х.

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.-15

Но это не все сюрпризы этого места. Побродив внутри, мы осознали, что не нашли главный вход в убежище. Ведь всегда должно быть два входа, они же выходы, на случай если один будет завален. И тут мы приметили дверь в конце одной из комнат, которая была заперта и заставлена ящиками.

Изначально дверь была полностью скрыта ящиками. Снимок сделан уже после того, как мы их убрали.
Изначально дверь была полностью скрыта ящиками. Снимок сделан уже после того, как мы их убрали.

Спустя некоторое время нам все-таки удалось попасть за дверь и мы оказались в помещении со стеллажами забитыми различными папками. Причем в этой комнате было намного чище, чем в других помещениях.

Как позже выяснилось, это было связанно с тем, что главный вход в убежище был замурован построенной парковкой над ним. А дверь, через которую мы попали, никто не замечал, поэтому до нас тут еще никого не было.

В мирное время, когда на заводах не используются убежища по назначению, они порой превращаются в гигантские кладовки, в которых можно найти уйму интересного, связанного с жизнью завода.-17

Рассмотрев папки, мы поняли, что в этой "тайной комнате" оказался архив Авиамоторного Научно-Технического Комплекса «Союз». Не меньше 50-ти лет истории завода оказалось в этом небольшой помещении под 2~3 метрами от поверхности земли.

Взяв несколько папок наугад и посмотрев содержимое, я увидел огромное количество чертежей деталей, описи проведенных экспериментов и много другой технической информации.

Помимо технического архива, на полу лежали фотографии с досок почета, за разные годы работы завода. И даже нашлась папка с зафиксированными несчастными случаями на производстве в 1945 году.

Там были описаны самые разнообразные травмы полученные сотрудниками начиная от небольших ожогов, заканчивая оторванными конечностями. После каждого такого ЧП проводилась проверка и делались выводы. Не зря говорят, что правила техники безопасности написаны кровью.

Больше ничего интересного тут не нашлось и мы выдвинулись к выходу, не забыв выключить за собой свет, который к нашему удивлению еще частично работал в убежище.

Впервые я написал об этом месте еще в ЖЖ, в далеком 2014 году. Тогда я закончил такими словами - "Через какое-то время и этот островок сохранившейся истории авиамоторного завода, скорее всего исчезнет, так же, как и последние цеха, которые планируют вывести за город. А еще через пару десятков лет ничего на этой территории, кроме мемориальной доски, не будет напоминать о некогда стоявшем тут оборонном заводе." К сожалению, я оказался прав.

Фотография взята с сайта wikimapia.org
Фотография взята с сайта wikimapia.org

В годовщину 80-летия АМНТК «Союз», все здания были снесены и вместо них началось строительство жилого комплекса премиум класса "Luzhniki Collection" с квартирами от 40 млн. рублей.

Бабло победило.