133 подписчика

Две книги... Что в них общего?

Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.

Что общего у этих двух книг? 

Ни за что не угадаете! 

Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.

Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.-2

И хранится бережно - в газетой обложке.

Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.-3

А когда развернули обложку, увидели, что в этой газете напечатан тёплый очерк об исследователях Орловской природы нашего земляка, уроженца Альшани Василия Михайловича Катанова. 

Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.-4

В начале очерка - замечательная история из жизни Михаила Пришвина:

"Говорят, однажды М.М. Пришвину дали слово на торжественном собрании, где ораторы воздавали хвалу певцу русской природы. Писатель вышел к трибуне, обвёл зал радостным взором и объявил:

- Товарищи, скворцы прилетели!

И сел на своё место. В зале грянули аплодисменты".

У В. М. Катанова есть книга для детей со стихами и рассказами под названием "Скворцы прилетели", есть в книге и одноимённый рассказ (он на фото).

Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.-5

Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.-6
Что общего у этих двух книг?  Ни за что не угадаете!  Книга С. Литвиненко "Завещаю непримиримость" хранится в семейной библиотеке нашей землячки, уроженки д. Кнубрь Александры Федотовны Трошиной.-7

Но почему-то думается, что именно история о М. М. Пришвине и его весенней радости, которой он поделился с участниками серьёзного собрания, тоже имеет отношение к названию книги В. Катанова... 

Ну а текст очерка с газетной страницы публикуем далее... 

СВЕТЛЫЙ ХОРОВОД

Говорят, однажды М.М. Пришвину дали слово на торжественном собрании, где ораторы воздавали хвалу певцу русской природы. Писатель вышел к трибуне, обвёл зал радостным взором и объявил:

- Товарищи, скворцы прилетели!

И сел на своё место. В зале грянули аплодисменты.

Весной повеяло от этой самой короткой речи, затронувшей самые нежные струны души, связующие каждого из нас с родной природой…

Жуковский, Пушкин, Тургенев, Аксаков, Некрасов, Тютчев, Фет, Бунин, Пришвин, Паустовский, Лермонтов… Чью книгу ни откроешь – лучшие строки о ней, о нашей природе. Это она то голубым куполом неба, то зеленеющим великаном-дубом входит в жизнь героев «Войны и мира», роскошным многоцветьем стелется по страницам «Тихого Дона», переливается издревле дивной красотой в «Русском лесе», исторгает у нас вослед восторженно-страстным признаниям Есенина и Блока слова любви к дубравам и рекам России, к тропинкам и далям родной стороны…

В одной из современных детских книг я встретил в ряду с известными художниками слова имя Д.Н. Кайгородова (1846-1924), отдавшего всю жизнь прославлению и защите родной природы. Был он ученым, читал лекции в Лесном институте, а писал в книгах о цветах, деревьях, птицах, как поэт.

Передо мной «Родная природа» – сборник очерков Д. Кайгородова. Небольшую книжечку, населённую соловьями, ласточками, зябликами, кукушками, иволгами, грибами, васильками, соснами, вербами, полную тонких наблюдений из шумящего, шелестящего и поющего на разные голоса мира открывет биографический очерк о человеке, преданном русской природе.

Мальчишкой он пропадал подолгу в роще да у речки. Затем, проситав «Жизнь птиц» А Брема и «Естественно-исторический атлас», увлеченно вслушивался в разные голоса, собирал коллекции, а потом, окончив вольнослушателем Земледельческий институт, защитил диссертацию. Более 30 лет возглавлял кафедру лесной технологии, был почётным профессором и помощником директора Лесного института.

Заслуги Дмитрия Никифоровича Кайгородова в исследовании природы настолько велики, что его именем названа фенологическая сеть нашей страны.

«Из царства пернатых» – книга под таким названием, выпущенная в 1892 году, представляет собой, как писал автор, «ряд очерков из жизни русских птиц среди русской природы. Очерки поэтичны и украшены эпиграфами из стихов известных поэтов. Книга иллюстрирована рисунками и вклеенными цветными изображениями птиц. Первый же очерк «Кукушка» вводит нас в мир чистейшей поэзии:

«Прекрасное, тихое утро одного из первых дней мая.

Только что рассеялся туман над рекой, извивающейся серебристой лентой по неширокой долине, и лишь кое-где, на выбегающих к речке тесных лощинах, тают последние его лохмотья под взором всё теплее и теплее прогревающих лучей майского солнца…»

Веселят сердце автора душисто-смолистый запах молодой берёзовой листвы, громкий посвист дрозда, серебристая трель жаворонка. Низко кланяется он кукушке, что привела весну:

«А вон красные девицы вышли с вёдрами на речку да остановились и чего-то слушают. Должно быть, тебя пытают, много ли годков им ждать суженого. Кукуй им поменьше… вот так. Замолчала… Э, да никак к нам сюда жалует! Так и есть, прямёхонько летит сюда через речку. Притаимся скорее за этим ракитовым кустиком, авось сядет поблизости…».

«Я страстно полюбил лес, – писал Д.Н. Кайгородов, – с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше его узнаю, тем больше люблю».

В его «Беседах» и поэзия описаний, и научная точность характеристик, и беспокойство патриота за судьбу зелёного царства:

«И вот этот-то лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие, жестокие зимы, не бережём мы в высочайшей степени!»

Читая Д.Н. Кайгородова, видишь не только природу, но и самого автора, влюблённого в стихи, в народное творчество. Он как бы соединяет в себе исследователя и художника. Вопреки заявлению тургеневского героя, для него природа – и храм, и мастерская.

Дело, начатое Д.Н. Кайгородовым, мы находим поэтично продолженным во «Временах года» Д.П. Зуева, горячо одобренных Леонидом Леоновым, сравнившим эту книгу с окном, «распахнутым настежь, прямо в чащу подмосковного леса».

И тут живописно-проникновенная манера письма, лиризм, богатство стихов и пословиц.

На одну полку с этими книгами встают труды Сабанеева, художественные очерки Владимира Солоухина, пятитомник Игоря Акимушкина «Мир животных», детские книги Николая Сладкова…

Русская природа находит всё больше и больше страстных защитников и певцов. Книги о ней собираются не менее рьяно, чем творения классиков.  

В Орле в начале ХХ века существовало общество для исследования природы. Несколько выпусков этого общества попало ко мне. Они дают возможность представить картину активной деятельности, тщательных наблюдений за течением времён года, растительным и животным миром.

«Великому художнику, обессмертившему своим словом природу родного орловского края, Ивану Сергеевичу Тургеневу в день 23 августа 1908 г. постановило посвятить этот труд общество для исследователей природы Орловской губернии» – с такой надписью, идущей по всему титульному листу был напечатан второй выпуск по распоряжению совета общества. Открывалась книга портретом автора «Записок охотника».

Из помещённых отчётов и протоколов узнаём, что известный впоследствии профессор В.Н. Хитрово в обществе был «редактором трудов».

Отчитываясь за 1907 год, помянули члены общества добрым словом лекцию «Пояса растительности земного шара и флора Орловской губернии», прочитанную В.Н. Хитрово.

Не забыли члены общества и одного из первых исследователей орловской природы А.С. Тарачкова. Поместили в тургеневском выпуске его статью о перелёте птиц в Орловском и Карачевском уездах в 1851 году.

«7-го марта прилетели грачи, – читаем у А.С. Тарачкова. – 9-го – жаворонки, 15-го – вороны заметным образом начали отлетать из города, удаляясь в лето в рощи и леса, где они выведят детёнышей… 19-го начали разбирать мост на р. Ока, а на Орлике поверхность льда покрылась водой. В этот день стада диких гусей пролетали над городом, и множество диких уток появилось на реках и лужках, образовавшихся от растаявшего на полях снега, а по берегам рек садились чибисы и стада рыболовов. В ночь на 20-е марта разлилась р. Ока. 24-го стада журавлей пролетали над городом. 25-го цапли появились парами. В этот же день прилетело множество дроздов: рябинников, ореховников и других пород…»

В первые же дни апреля автор статьи отправился в Карачевский уезд и услышал лесного жаворонка, которого там зовут фиалкой, трель соловья, свист водяной куторги.

Страничка из истории орловской природы, написанная А.С. Тарачковым, читается с тёплым чувством. Давно это было, давно, а вот берёт за душу и перекликается с нашими вёснами.

Печатались «Известия общества…» в Киеве. Там же выходили и отдельные труды под рубрикой «Материалы к познанию природы Орловской губернии». Сосновые и смешанные леса, луга и болота Севского уезда описывал Д. Святский, важнейшие находки и наблюдения – В. Хитрово, обзор литературы по геологии и минералогии давал А. Николаев.

Венцом исследований можно считать изданный в советские годы большой том под названием «Природа орловского края…».

Когда я в Орле на улице Комсомольской прохожу мимо здания бывшего реального училища, всегда меня тянет остановиться у мемориальной доски в честь учившегося здесь профессора-лесовода М.М. Орлова. Страстный защитник зелёного царства, он стал прототипом Вихрова в «Русском лесе».

И хочется, чтобы на Орловщине нашей умножались лесные богатства, чтобы полноводнее становились реки, вечно звучали соловьиные трели…

 В. КАТАНОВ