784 подписчика

Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры И.В.Сталина. Лекция историка, к.ф.н. Сергея Соловьёва.

2,7K прочитали
1921 год. Сталин – Генеральный секретарь ЦК РКП(б). На эту работу выдвинут Лениным. Он – равный среди первых, но работа по большей степени техническая.

1921 год. Сталин – Генеральный секретарь ЦК РКП(б). На эту работу выдвинут Лениным. Он – равный среди первых, но работа по большей степени техническая. Во главе партии стоит Съезд, созываемый 1 раз в год. Между съездами – ЦК. Поскольку страной фактически управляет партия, требуется оперативное управление. Для него в ЦК создаются органы: политбюро, оргбюро и секретариат. Последний готовит документы для первых двух, его возглавляет как раз Сталин.

Почему именно Сталин? Лютый хаос в организации. Сталин – хороший управленец и организатор, он ликвидирует бюрократический хаос периода Гражданской войны. За это его ценил и выдвинул на эту должность Ленин.

Возникает крупный конфликт между Лениным (больным и восстанавливающимся в Горках) и Сталиным по проекту нового государства по окончанию Гражданской войны: федерализация в рамках СССР или централизация в составе РСФСР? Важный вопрос в централизации власти: получат ли окраины часть самоуправления или всё будет управляться из центра? Ленин против плана Сталина: предвидит Мировую Революцию, в которой все страны, где победят социалисты, объединятся сначала Мировую ССР + деколонизация + поддержка ущемлённых в годы империи окраин.

Вторая проблема: бюрократизация. Формальная власть в стране у Съезда Советов. По факту в условиях ГВР политические вопросы отошли от Советов к партии. Партия становится институтом управления страной. В ней начинают проявляться бюрократические тенденции, прежде всего, «волокита». На это обращает внимание и Ленин. Ленин и Бухарин видят в бюрократизации угрозу. Троцкий и его сторонники в будущем, используя марксистскую теорию, будут видеть в бюрократизации тенденции нового классо-образования: бюрократия как новый коллективный собственник всего, что есть в стране. Будущие репрессии – это устранение любой оппозиции этому новому правящему классу.

Вводится НЭП. Многие коммунисты и сторонники советов не довольны: за что боролись? Из партии уходят многие идейные люди, пережившие ГВР. Вместо них в партию идут карьеристы: сначала заменяя уходящих, позже – по «ленинским» призывам. Партия становится «карьерным лифтом».

10 Съезд РКП(б): подавление Кронштадтского восстания (власть у партии ещё более увеличивается), курс на НЭП, резолюция о единстве партии – запрет фракций. Для Ленина – это тактический момент (поскольку противники партии апеллируют к Советам как настоящим органам власти). Но позже его использует Сталин для борьбы с политическими оппонентами.

Конец 1922 года: Ленин пишет письмо к Съезду и предлагает снять Сталина с поста генсека за грубость. Но революционное движение заходит в тупик. В Германии революция не побеждает. Сталин акцентирует на Съезде внимание на резолюцию о единстве партии в такой момент. Предложение Ленина не проходит: Ленин болеет, а кто из большевиков не бывает грубым? Сталин остаётся генсеком.

Сталин начинает отбирать кадры. Секретариат оргбюро ЦК назначает кадры номенклатуры на местах. Сталин и его сторонники ставят своих людей. Ленин это подмечает в 22 году. В годы ГВР погибло много вышедших из рабочей среды и подполья идейных большевиков и марксистов. Им на смену приходят новые люди с энтузиазмом, имеющим военным опытом, но без опыта большевистской революционной традиции, знания подпольной борьбы и марксизма. Сталин опирается на этих новых людей, прежде всего, в борьбе с Троцким и его сторонниками. Сталина поддерживают Каменев и Зиновьев. В Троцком видели угрозу как в главе РевВоенСовета республики и фактического руководителя силового аппарата – РККА. Его авторитет был слишком высок. Троцкий – отличный полемист и литератор. Многие старые (и пока что ещё малочисленные новые) большевики видели угрозу «бонапартизма» именно в Троцком. Сталин же не так опасен – он лишь секретарь. Но Сталиным уже запущены процессы обновления партии новыми номенклатурными кадрами, преданными ему.

Тем временем в мире не произошло Мировой Революции: что делать дальше? Нужно продержаться дольше, чем мы рассчитывали, когда делали Революцию в 1917 году. Как жить в ситуации враждебного окружения? Сталин: нужно продержаться до МР, но, выхватывая цитаты из Ленина, Сталин говорит о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. В дальнейшем он развивает эту теорию: в отдельно взятой стране классовая борьба даже не ослабевает, а наоборот, усиливается. Этот тезис будет использован в дальнейшем в борьбе с политической оппозицией и при оправдании репрессий.

Объективных условий для МР и построения социализма в СССР не было: санитарный кордон Черчилля + неиндустриализированная бедная крестьянская Россия. Требуется экономический скачок. Как его осуществить в сжатые сроки – за счёт эксплуатации собственного населения.

Необходимость скачка понимали все в 20-е годы, но понимали по-разному. Дискуссии о скачке развиваются параллельно с борьбой за власть. Большевистская партия никогда не была «тоталитарной сектой» (как считает некий историк Юрий Слёзкин), наоборот, она базировалась на свободе дискуссий. Пока решение не принято, можно обсуждать всё что угодно. Даже решения Ленина не проходили без серьёзных дискуссий, а иногда и не проходили вовсе (например, мир с Германией в 1918 году с первого раза не утвердили).

Теперь же на основании решения 10 Съезда о единстве партии Сталин постепенно сворачивает и ограничивает внутрипартийные дискуссии. Те, кто против интерпретируются как раскольники. Все стороны при этом апеллируют к Ленину. В итоге Троцкий проигрывает политическую внутрипартийную борьбу триумвирату Сталин-Каменев-Зиновьев.

Далее возникают разногласия между Зиновьевым, Каменевым и Сталиным. Сталин (в чьей команде пока и Бухарин) отодвигает Зиновьева и Каменева, чем провоцирует их сближение с Троцким и создание «Объединённой оппозиции». Сталин бьёт по их авторитету: вчера были против Троцкого, теперь – вместе с Троцким. Беспринципных людей не должно быть в партии. Позднее Сталин будет часто использовать приём противопоставления своей якобы ортодоксии против беспринципных интриганов. На деле же сам Сталин неоднократно менял свою позицию.

1927 год – последний бой объединённой оппозиции. Попытка совместного выступления на 10-й годовщине Революции. Их не пускают с оппозиционными лозунгами на Красную площадь. Троцкиста Евгения Преображенского сторонники Сталина ранят в драке. Преображенский видит в этом акте хулиганства первый намёк на дальнейшую физическую расправу и репрессии.

В экономике ведётся дискуссия с 2-мя позициями: группа Сталина (в лице экономиста Бухарина) за продолжение и расширение НЭПа: использование НЭПовских механизмов для создания базы для индустриального рывка. Группа Троцкого (в лице экономиста Преображенского) выступает за первоначальное социалистическое накопление: использовать средства, накопленные НЭПманами и кулацко-средняцким крестьянством для дальнейшей индустриализации. При этом курс на индустриализацию и коллективизацию уже принят. Неясными остаются темпы и масштаб.

1929 год. Сталин высылает Троцкого из СССР. Убить Троцкого он не мог: внутри СССР и за её пределами Троцкий – известнейший революционер. Но многие сторонники Троцкого по левой оппозиции оказываются репрессированы. После разгрома левой оппозиции Сталин резко разворачивается против правых сторонников НЭПа и выдвигает курс на форсированную индустриализацию, результатом чего стало и множество перегибов её первой пятилетки. Плановые показатели первой пятилетки не были достигнуты. Другая проблема – где взять средства на индустриализацию? Из деревни: начинается форсированная коллективизация. До января 30-го года 7% добровольно коллективизировавшихся, после форсирования – 60%. Террор + насильственное раскулачивание и рассреднячество: изъятие ресурсов из деревни для перенаправления на индустриализацию. Насильственная коллективизация приводит к протестам и выступлениям, на местах паника. Серьёзные перегибы. Сталин разворачивается снова на 180 градусов через 2 месяца: 2 марта 1930 года выходит статья «Головокружение от успехов». Сталин снимает вину с себя и обвиняет в перегибах ответственных на местах, хотя форсирование коллективизации жёстко спускалось сверху. Перекладывание на «крайних» на местах – характерный стиль Сталинского руководства, который будет использоваться и в дальнейшем.

Бухарин, будучи до того в стане Сталина, видя перегибы форсированных коллективизации и индустриализации, идёт на контакт со своими бывшими политическими противниками из левой оппозиции. Об этих контактах становится известно Сталину. Сталин дискредитирует Бухарина: был против «троцкистов», а теперь с ними. 1929 год – год Великого перелома не только в плане индустриализации и коллективизации, но и в плане перехода всей полноты власти в руки лично Сталина. Дискуссии в политбюро среди сторонников Сталина ещё сохраняются, но их всё меньше и меньше.

В период коллективизиции и индустриализации под удар попадают и другие социальные слои, считавшиеся нелояльными. 1928 год – «Шахтинское дело», первое дело о спецах-вредителях, выходцах из дореволюционных инженерных кадров, которые якобы проводили саботаж. Далее – 1930 год: «Дело ПромПартии»: удар по бывшим меньшивикам и эсерам в партийных и советских органах. 1930-1931 г.г. – «Дело Весна», первые репрессии в армии против прооппозиционных военных деятелей, включая бывших «военспецов», - царских офицеров из академии генштаба. Цель – консолидация общества вокруг Сталина и его людей: враг не только снаружи, но и внутри. Гиперболизация логики «осаждённой крепости». Выстраивается жёсткая иерархия власти. На местном уровне партработники фактически не избираются, а назначаются сверху. Демократическая структура партии разлагается, на Съезд с каждым годом попадает всё больше верных Сталину, «правильных» людей.

Социализм построить так и не удалось, с другой стороны страна нуждалась в индустриальном рывке, чтобы не оказаться в колониальной зависимости или на периферии Миросистемы. Как провести индустриализацию – решалось в 20-е годы и победила Сталинская модель. Идеология сохранилась социалистическая: гуманизм, равенство возможностей, демократии, повышение культуры, ликбез и т.д. Всё это одновременно с утверждением Сталинской диктатуры и перегибов коллективизации и индустриализации. Всё это – неодномерная картина советской истории. Многие старые большевики считали, что всё идёт не так, как те идеалы, за которые они боролись. Но энтузиазм масс и изменения внутри страны приводили к отказу многих из них от оппозиции и поддержке Сталина, его политических методов. Не из-за трусости, а из-за того, что они хотели быть до конца с народом, его тяготами и трагедиями, строить будущее новой страны.

Рецензия создана по лекции, прочитанной Сергеем Соловьёвым в рамках видеопроекта «Трудные вопросы истории» Российского Исторического Общества.

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=ezrZNwxKRM8