Найти тему
Basset-hound Forever

Выставка в Новом манеже: Рождение чуда

Выставка открыта до 22 сентября 2023 года.

Билеты - 400р, льготный - 200р

В Москве Манежей два. Ну, по крайней мере внутри Садового Кольца. И ни в одном - увы!- нет лошадей , зато постоянно меняются выставки. Так вот, в Новом манеже, который как раз за зданием Госдумы в Георгиевском переулке, соединяющем Тверскую улицу и Большую Дмитровку, на днях открылась выставка, посвящённая 125-летию Московского Художественного театра и 100- летию Музея этого самого театра.

Вход в Новый манеж
Вход в Новый манеж
Афиша выставки, посвящённой 125-летию МХАТ и 100-летию Музея МХАТ
Афиша выставки, посвящённой 125-летию МХАТ и 100-летию Музея МХАТ

Выставка , на мой взгляд, странная. Сначала перечислю то, что мне не понравилось, потом скажу о том, что понравилось.

НЕ понравилось 👎:

  • вход завешан какой-то странной полосатой драпировкой, как будто внутри ещё идёт ремонт. Ткань толстая синтетическая, мрачноватой расцветки. Вы никогда не догадаетесь , что ЭТО как бы замечательный благородный занавес Московского Художественного театра, выполненный по эскизам Шехтеля, с той самой эмблемой Чайки
Драпировка на входе
Драпировка на входе
А это настоящий занавес МХТ - как говорится, почувствуйте разницу
А это настоящий занавес МХТ - как говорится, почувствуйте разницу

- Внутри довольно тесный зал, загроможденный картонными фигурами, больше человеческого роста. Помните, раньше на Арбате стояли такие ростовые фигуры , рядом с которыми можно было сфотографироваться? Ну, вот в 90-е это было необычно, а сейчас как-то странно.

-5

- В центре зала огромный водопад. Зачем водопад? Почему водопад? Что он означает? Не понятно . Но водопад. Шуршит, вода льётся, на ступенях проекции портретов разных театральных деятелей... Как хочешь, так и понимай. На ресторан похоже из 90-х опять же.

Водопад ....
Водопад ....

Слева столик , две чашки, чайничек , аскетичный такой столик и два стула. Подозреваю, что это и есть место, где Чудо родилось - то есть, столик в ресторане «Славянский базар» , где встретились Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко и договорились создать новый театр. Встреча длилась , как говорят знающие люди, 18 ( восемнадцать!) часов, и обсудили на ней основатели театра все вопросы, касающиеся создания Нового театра: каких актеров в новую труппу брать, каких не брать ( каботинцев очень не любили Станиславский с Немировичем. Каботинцы это актеры, стремящиеся к артистической славе и блеску, не способные работать в творческом ансамбле ); какие пьесы ставить , какие нет; как раздвигать занавес, а не поднимать вверх, потому что иногда он застревает, и зрители видят только ноги актеров, а это не хорошо, особенно , когда трагедия, а в зале смеются, атмосфера разрушается; как оформить фойе и артистические уборные, и чтобы они были на разных этажах для актеров-мужчин и для актрис-женщин; думали запретить алкоголь в артистических гостиных и поставить там шахматы; решили запретить аплодисменты и выходы на поклоны во время спектакля, а так же вход в зрительный зал после начала спектакля, и многое другое. Одним словом, создали привычный для нас и диковинный для конца XIX века кодекс поведения в театре.

-7

- Тесновато, темновато, шумновато, сыровато (водопад же). Ощущение, что вся более чем вековая история Московского Художественного театра очень тесно связанная с историей XX века как бы не сохранилась. Что были только Станиславский, Чехов, Табаков, Ефремов и стенд или конструкция (?) с опять же гигантскими фото на пенокартоне под названием Современный театр.

Как будто не было ни одной студии, а их на данный момент девять, ни Саввы Морозова, ни МХАТ Второго, ни Мейерхольда, ни Вахтангова, ни Михаила Чехова, ни Московского академического музыкального театра , ни Первой ни Второй мировых войн, в которых артисты и сотрудники театра воевали, были сёстрами милосердия, и выступали на фронтах в составе агитбригад, ни Бенуа, ни Сапунова, ни Судейкина, ни Экстер, ни Левенталя, ни Горького, ни Булгакова, ни Виктюка, ни театра Современник, созданного выпускниками Школы-Студии в 1956 году, ни самой Школы-Студии открывшейся в 1943, которой в этом году , кстати, 80 лет, ни ГИТИСа, ставшего преемником Филармонического училища , из которого Немирович-Данченко привёл первых артистов в будущий МХТ , ни самого Немировича-Данченко , ни раздела МХАТ в 1987 году на два театра , всего этого просто н е б ы л о.

А, если и было, то на этой выставке зрители обо всем этом не узнают.

Как впрочем и о музее МХАТ, которому исполняется 100 лет , хотя название выставки «Театр и музей». Ни об интересных фондах , ни о создателях музея ( спойлер: в числе первых сотрудников были родственники Станиславского и Немировича-Данченко).



Как-то сразу с грустью или с завистью вспоминается грандиозная выставка «Первая позиция» в Санкт-Петербурге , тоже, кстати , в Манеже, посвящённая истории русского балета. Колоссальная, грамотно продуманная выставка, в которой нашлось место и истории, и персоналиям, и театральному закулисью и зрителям-балетоманам.
В нашем манеже выставка занимает всего один зал, и это даже хорошо , хотя 400 рублей за один зал, на мой взгляд, многовато. Для сравнения в Эрмитаже за 790 рублей можно осмотреть 28 залов.

Что понравилось 👍:

  • как мы знаем , весь Голливуд вырос из системы Станиславского, на ней зиждется и, благодаря ей, процветает 😉

И вот очень здорово была сделана видеопроекция портретов голливудских актеров , которые как бы читают книгу Станиславского. Портреты плавно меняются, а книга остаётся. Просто и со вкусом, и с юмором, и не поспоришь 😂

-8
-9

Выставка открыта до 22 сентября. Билет - 400 рублей, льготный 200 - рублей.