Как православные и мусульмане определяют, кто такой истинно верующий человек?
Статья из сборника на эту тему написана Е. Ходжаевой и Е. Шумиловой. С ней можно ознакомиться по гиперссылке к слову "Статья" в прошлом предложении:)
Авторы исследуют упомянутый выше вопрос на примере Казани и проводят специфическое социологическое исследование - осуществляют интервьюирование православных и мусульманских священнослужителей, пользующихся среди верующих авторитетом и обладающих достаточными познаниями в области своей религии.
Авторы приходят к любопытным выводам. В частности, они указывают на неоднородность такой группы как “мы-единоверцы”.
Итак, согласно данным, полученным из интервью, авторы материала делают вывод, что при определении действительного верующего для респондентов (лидеров) первостепенную роль играет не внешняя сторона, а истинность и искренность веры. Причем, внутренние убеждения важны, но должны сопровождаться соответствующими внешними поведенческими выражениями (проявлениями доброты, помощью людям, и так далее).
Для православных священнослужителей это значит “быть во Христе”, “нести в себе образ Божий”, а для мусульманских лидеров единоверец - тот, кто является “исполнителем воли Аллаха”, а также терпит все установления всевышнего, соблюдает закон. Для вхождения в группу “мы-мусульман” необходимо не только соблюдать установленные ритуальные действия, но и спокойное поведение в обществе (в том числе, выполнение обещаний и воздержание от злословия), а также установка на получение религиозных и светских знаний.
Православные священники отмечали, что базовым качеством для вхождения в группу “мы-православные” является воцерковленность - сложное комплексное понятие, в которое входит принятие человеком духовной сути христианства, а также участие в религиозных практиках и, в целом, включенность в духовную жизнь православной церкви.
Если говорить о внутренней сегментации внутри группы “мы”, то базовым критерием выступает “степень веры”.
Для мусульман важным показателем оценки этой самой степени веры выступает соблюдение верующим базовых установлений - пяти столпов ислама.
Недостаточно произнести кодовую фразу на арабском языке, нужно также исполнять божественные послания, то есть, позволять вере оказывать существенное влияние на повседневную жизнь.
Чрезвычайно интересно, что в отношении людей, не исполняющим религиозные предписания, используется термин “этнические мусульмане”. То есть, мусульманами они являются лишь номинально, лишь числятся таковыми, тогда как в реальности в эту группу не входят.
При этом для респондентов-мусульман характерен оптимизм: даже если мусульманин не очень хороший, он все равно мусульманин! Ведь какую-то часть божественных посланий он соблюдает, хотя бы ту же свинину не ест. То есть, склонности клеймить всех подряд неверующими авторы материала здесь не усматривают.