За время китайской автомобильной экспансии все привыкли к тому, что любой вседорожник из Поднебесной — это уже неплохой дизайн, богатая комплектация, специфические ездовые характеристики, разного рода огрехи сборки и локализации, а главное — небольшой турбомотор и только передний привод. Порой даже полноприводные исполины могли похвастать только кроссоверной муфтой да парой режимов движения вне асфальта. Именно поэтому технические характеристики вышедшей весной на российский рынок модели Tank 300 пришлось перечитывать дважды: неужели настоящий внедорожник?!
Наверное, впервые в жизни, забирая машину на испытания, я первым делом заглянул под днище: в глубине души как будто еще блуждало ощущение кроссоверного подвоха. Тот же Haval Dargo мастерски пускает пыль в глаза внедорожным антуражем, но по сути и возможностям является обычным кроссовером для более уверенных поездок на дачу.
Но нет, в случае c Tank 300 всё в порядке: отчетливые изгибы толстой рамы, здоровенный неразрезной мост зависимой задней подвески, жестко подключаемый полный привод Part-Time и металлические листы, защищающие уязвимые места танкового «брюха». Да, передо мной стоял совершенно новый и, что еще более удивительно, современный представитель, казалось бы, давно списанного со счетов большинством мировых производителей класса суровых классических внедорожников. Не считая родного «Патриота», пары-тройки утилитарных китайских пикапов да тойотовских «рамников», яркой вспышкой ровно год назад с российским рынком, а заодно и с редакцией «Движка», попрощался теперь уже «недружественный» Mitsubishi Pajero Sport.
Ничего нового в дизайне китайцы придумывать не стали, еще раз обыграв привычный едва ни со времен Второй мировой войны образ с полуоткрытыми колесами и висящей на дверце багажника запаской. Внешне Tank 300 — это нечто среднее между Jeep Wrangler, Hammer H3 и последним Ford Bronco. Однако, в отличие от перечисленных конкурентов, «Танку» не хватает пафоса: сужающаяся круглоглазая мордочка, не самый пропорциональный вид, небольшие для огромных арок шоссейные 17-дюймовые колеса.
Издалека внедорожник кажется заметно меньше, чем в реальности, хотя габариты по факту внушительные: без малого 4,8 метра в длину и почти по два метра в ширину и высоту. На машину просто просится внедорожный тюнинг! В Китае, кстати, экспедиционная модификация продается, так что шансы увидеть подобную версию в России существуют.
Заочные внедорожные показатели у Tank 300 превосходные: дорожный просвет 224 мм, почти идеальные углы въезда и съезда — 33 и 34 градуса при угле рампы 23 градуса. Если внедорожник куда-то съедет «мордой», ничего не зацепив, — значит, гарантированно выедет, не задев ничего и задним свесом. Кроме того, «Трехсотый» может преодолевать брод высотой 70 см и забираться на 70-градусный уклон. А полуоткрытые колеса с внедорожными бамперами, по форме напоминающими силовые, позволяют беспрепятственно штурмовать очень высокие препятствия
Интерьер приятно удивляет. Несмотря на абсолютно прагматичное назначение машины, в салоне нет ни капли утилитарности, причем иногда даже там, где ей положено быть: максимум ворса, кожи Nappa и прочих небюджетных материалов. В резиновых или кирзовых сапогах в салон «Танка» садиться уже не комильфо.
Второй момент — дизайн. Да, объект вдохновения художника читается сразу: стильные круглые (и, кстати, очень удобные) «самолетные» дефлекторы обдува, аналоговые часики посреди панели, контрастная ромбовидная прострочка под квадратными окнами дверей — за объявленные деньги это лучший косплей салона последнего «Гелендвагена». При этом в машине хватает всяких внедорожных и дизайнерских «пасхалок» вроде разбросанных по всему салону массивных ручек, неприкрытых декоративных крепежей, премиальных металлических накладок на динамики и, конечно, эффектной салонной подсветки, включая диоды в тех же дефлекторах обдува. В общем, видно, что создатели машины постарались оправдать ее заявленную стоимость.
Эргономика Tank 300 — вещь в себе. С одной стороны, видно, что ею занимались: логичная архитектура передней панели, масса дублирующих сенсорный экран «живых» кнопок (за что отдельное спасибо), неплохие диапазоны регулировки руля и сидений, хорошая обзорность благодаря огромным зеркалам и камерам. С другой — масса мелких недочетов, которые не добавляют комфорта.
Например, в «Танке» неудачные подстаканники (даром что охлаждаемые): рассчитаны они исключительно на пол-литровые бутылки — ни стаканчики с кофе, ни емкости других объемов в них не поставить. Такие же — в дверях. На весь салон — одна площадка под телефон. Кроме того, пассажиров обделили кнопками регулировки «климата» — нужно лезть в меню борткомпьютора с не самым наглядным отображением информации. Ну и главный скопированный с «европейцев» прокол, на котором по очереди обжигались немцы от Opel до Audi, — сенсорные переключатели поворотников. Пользоваться ими катастрофически неудобно!
По китайской традиции Tank 300 великолепно оснащен. Тут тебе и сиденья с электроприводом, вентиляцией и даже простеньким массажем, и полный набор радарных систем c камерами кругового обзора, и Hi-Fi-акустика Infinity, и много чего еще менее заметного, но добавляющего премиальной атмосферы: например, 64 цвета контурной подсветки салона. Неплохо для рамного внедорожника, рассчитанного на покорение непролазных местностей
Комфорт на заднем «диване» складывается в основном за счет достаточного простора по ногам, регулировки спинки, подогревов, зарядников и даже удобных ручек, на которых к тому же есть крючки для одежды, — продумано.
А вот багажник «Танка» — жертва внедорожных особенностей машины и премиальных амбиций ее создателей. Из-за очень короткого свеса и огромного дорожного просвета скарба сюда влезет немного (около 400 литров под потолок), причем закидывать его придется на метровую высоту. Еще одна странность — отделка всего багажника ворсом, который мгновенно собирает всю грязь. Более того, ворсовое дно отсека можно вытащить, превратив его в походный столик, который, опять же, придется как-то укрывать от загрязнений, — идея отличная, но ее реализация требует доработки. А вот то, что в машине предусмотрена розетка на 220 В, — респект китайским интерьерщикам.
Спинки «дивана» складываются в абсолютно ровный пол. Увы, двуспальная походная кровать из салона Tank 300 не получается: он слишком короткий и ноги придется подгибать. Багажную дверь можно зафиксировать в открытом положении. Снятие с нее запасного колеса — это целый квест с применением двух насадок на баллонный ключ (и отдельно — «секретки»)
Производитель заверяет, что единственный доступный в России двигатель 2.0 на 220 л. с. ничего общего с аналогичными моторами Haval не имеет. Спорить оснований нет, учитывая, что покупателям, в общем-то, все равно. Главное, что турбодвигатель в паре с 8-ступенчатым автоматом ZF ведет себя очень достойно. Никаких задержек на старте, предсказуемые ускорения с хода и приемлемый расход бензина и в трассовом, и в городском режиме. Разве что активная рваная езда вызывает у рамного внедорожника недовольство: коробка начинает «путаться» в ассортименте передач, а спортрежима не предусмотрено.
Зато в Tank 300 предусмотрена масса режимов для покорения бездорожья. По сути, на каждое из трех положений трансмиссии доступен свой набор пресетов. На заднем приводе можно воспользоваться «экспертным меню» и отдельно настроить асфальтовые характеристики машины. Подключение передней оси активирует возможность включения зимнего режима (он же — песочно-грязевой летом), а вот перевод машины в режим 4L, то есть с включением понижающего ряда, позволяет задействовать полный арсенал внедорожных возможностей, в том числе и межколесные блокировки.
Однако до бездорожья сначала надо добраться. В дорожных дисциплинах повадки Tank 300 ожидаемо специфические: при почти безграничной энергоемкости амортизаторов он тряский, но идеально тихий: шумоизоляция превосходная. Например, можно вообще не тормозить перед «лежачими полицейскими», но на разбитой дороге готовьтесь попрощаться со всеми пломбами. При этом на асфальтовых волнах внедорожник приятно покачивается, однако траектории все равно не теряет и в поворотах не пугает. Правда, на грунтовке, конечно, склонен к заносам, которые легко контролируются. В общем, как и любой серьезный аппарат, Tank требует от водителя определенного опыта.
Великолепная шумоизоляция, активный подруливающий круиз-контроль и капитанская посадка за рулем — то, благодаря чему на Tank 300 можно без устали проехать километров шестьсот-семьсот. Дальше придется заправляться: трассовый расход ниже 10 литров на 100 км не опускается. Для 2,3-тонного рамного внедорожника и этот показатель хорош
Наш традиционный полигон в Ленинградской области для Tank 300 оказался детской песочницей. Половину его препятствий машина способна преодолеть на одном заднем приводе: внедорожнику с отличной геометрией и огромными ходами подвесок не страшны никакие овраги, перегибы и уклоны. Жесткое подключение передней оси закрывает вопрос и с диагональным вывешиванием.
Первые сложности случились на крутом песчаном подъеме, когда начала пробуксовывать передняя ось на торчащих корнях. Режим езды по зыбким поверхностям позволил продвинуться чуть выше, но покорить высоту не дал. Магические кнопки включения межколесных блокировок — и «Танк» заскочил на крутую лесную гору так, будто ее заасфальтировали. И это на штатной дорожной резине! Будь Tank 300 «обут» хотя бы в самые простые покрышки класса АТ, вряд ли пришлось бы задействовать допрежимы.
Tank 300 — первый на нашей памяти внедорожник, оснащенный функцией «танкового разворота». Электроника блокирует внутреннее к повороту заднее колесо, благодаря чему чуть ли не вдвое сокращается радиус разворота. По сути, китайцы «оцифровали» старый добрый советский способ, когда зимой опытные водители затяжкой ручника и газом «доворачивали» машину в узком дворе. Функция хоть и не очень нужная, но рабочая...
Каков итог?
В целом за Tank 300 ставим концерну Great Wall однозначный зачет! И за возрождение концепции, вытесненной кроссоверами, и за ее реализацию. Главное, за что можно похвалить создателей машины, — это то, что ни одно ее достоинство не идет вразрез с другим. «Танк» хоть и имеет ряд специфических особенностей, но абсолютно уместен во всех трех средах обитания: в городе владелец не чувствует себя водителем грузовика, на трассе наслаждается комфортом, а при съезде с асфальта готов утереть нос признанным мировым лидерам класса. Достаточно ли этого, чтобы выставить за машину 4,5 млн рублей? По сегодняшним меркам — да! Хотя бы потому, что ничего другого по сочетанию качеств на потраченный рубль на российском рынке попросту нет.
Фото: Роман Останин
Все указанные в материале цены – ориентировочные, актуальные на момент подготовки материала