Найти тему
Книжный ДРАКАРИС

Остров обреченных - Стиг Дагемран - шведский модернизм и метафорический бред отчаявшихся

Стиг Дагемран - шведский автор, работавший в жанре модернизма и, если взять подкатегорию, - фюртиотализма - направление шведский литературы 40-х - связано с войной, послевоенным временем, всеми тяготами, депрессией, чувством вины, страха, отчаянием, разочарованием в будущем.

Он прожил весьма короткую жизнь, покончил с собой в 31 год - из-за депрессии и шизофрении. Оставил после романы, рассказы, пьесы, стихи, но познакомиться на русском мы можем только с 2-мя произведениями (одно из них - Остров).

Среди соотечественников признание получил только в 1980-ых, хотя в годы жизни его и публиковали, отмечали гениальность, актуальность поднятых тем, сравнивали с Кафкой и Камю.

Остров - второй роман автора (я бы назвал это повестью - если бы напечатать книгу в стандартном формате - получилось бы страниц 230; кроме того, структура произведения - не тянет на роман).

Что это?

Книга написана летом 1946 г. всего за 2 недели.

Неудивительно, - потому что повесть до безумия абстрактна, здесь вообще нет ничего реального, совершенно никакого экскурса и исторической подоплеки, сюжет умирает в зародыше, герои не раскрываются и не развиваются - они зациклены на одном и том же, застряли (задолго до Острова) в собственных страхах и проблемах (психических), а повествование - сплошной поток сознания (Чьего - героев или автора? - зачастую выглядит так, что только автора - и понятно почему - “шизофрения - сущность ее загадочна, этиология неизвестна” (это цитата моей преподавательницы по психиатрии - все, что я запомнил с курса); наследственность и латентный период - имеют место в этом заболевании - т.е. - она у него всегда была), метафорические образы, перетекающие один в другой. И среди фонтанов бреда - нам дается крупица информации (в таком виде, как мы привыкли видеть художественный текст) - описание героя, его предлагаемые обстоятельства, кто он, что из себя представляет, к чему стремится - это буквально 1-2 абзаца (для каждого из семи персонажей) из целой, пятидесятистраничной главы!

Как?

Остров обреченных - напоминает образчик любой современной прозы, поднимает актуальную для времени проблематику, выворачивает жизнь наизнанку, подчеркивает пороки индивида и общества, демонстрирует темноту души и ума, но без порицания.

История-метафора - тут метафора на метафоре, метафорой погоняет, иногда звонко щелкая хлыстом по метонимиям, оксюморонам, репризам, всяческим играм и каламбурам слов.

Похвально, человек в 23 года написал такое. Но тут не обошлось без юношеской тяги к Кафке и Ницше, некого максимализма, анархизма - это все связано с возрастом, и я вижу манифест - “Встряхну литературу! Вот как я могу!” - написано с этой целью.

Откровенно, читать стоит только из-за сочных метафор, потому что имеем мы следующее:

Сюжет

Семеро выживших после кораблекрушения оказываются на необитаемом острове. В чем-то он фантастический - тут водятся огромные ящерицы и птицы, а еще в лагуне затаилась гигантская шипастая (и, разумеется, хищная) рыбина.

У героев закончилась пища, как и надежда на спасение. Один из них находит принесенный на берег морем ящик с припасами, он мучается - поделиться со всеми или скрыть находку, в итоге решает всех спасти… но там оказывается вовсе не провиант, а стеклярус...

Конец их неизбежен. Надежда умерла.

Другой - выливает все остатки пресной воды из бочки, потому что зачем откладывать неминуемое? - они обречены, никто их не спасет. В это время погибает от полученных травм еще один. И среди выживших нарастает напряжение и отчаяние.

***

Герои сходят с ума, все они от чего-то бежали на этом корабле, но убежать от себя невозможно. И, вроде бы, эти незнакомцы на ничейной земле могут стать кем угодно друг для друга (и для себя). Следовало бы сосредоточиться на новой реальности, в которой все оказались… но прошлое их не отпускает - они навсегда завязли в нем.

Тут нет ни борьбы и попытки выжить, исследовать остров, ни приключений или преступлений, ни заговоров, ни любви (хотя есть непонятная сцена секса), ни-че-го, только сплошное умопомешательство.

В этом соль драмы, что и приводит в дальнейшем к безумию и трагедии.

***

Выжившие, утопая в массовом психозе, случайно находят под песком белую скалу, откапывают ее, спорят, что с ней делать (а что с ней сделаешь?), сперва решают нарисовать и написать на ней про свое пребывание здесь, если кто-то когда приплывет на Остров - узнает, что с ними случилось…

Но в итоге - капитан предлагает нарисовать там льва - зачем? для чего? какой в этом смысл? а главное - какого льва? - эмблему с подошвы его сапога, на который зверь сидит на поверженном человеке!

И тут помешательство достигает апогея.

А все персонажи получают премию не Дагемрана (в Швеции есть такая), а премию Дарвина.

Вот это все реалии.

***

Остальное - метафорические метафоры вселенского масштаба. И они - витиеватые, сущие безумные фантазмы, сюрреалистические пересказы прошлой жизни героев - как раз подчёркивают буквально половинку страницы обычного повествования. И если свёл обе части в единое, - тогда все становится понятно - безумные картины обретают смысл. Для чтения нужна образность и логика, как и два полушария мозга.

В 1 части книги - у нас 7 глав, за каждого из героев. 2 часть - “Борьба за льва” - более походит на стандартное худ. повествование, тут все герои действуют одновременно, даже есть диалоги, а не бесконечный монолог сумасшедшего.

Сюжет не развивается, ничего не происходит, действие - сугубо в рамках бреда. Это история-рефлексия, исследующая глубины подсознательного - причины рождения страха, вины, ненависти, одиночества, неприятия.

Герои

Пять мужчин и две женщины. У мужчин есть имена, женщины их не имеют - упомянуты как англичанка (имя названо в ее галлюцинациях - Драга - но она ли это? и не суть важно) и мадам; но и имена мужских героев - нам тоже не нужны, в принципе.

Каждый из них представляет видоизмененный смертных грех (это моя интерпретация, вам может показаться иначе - пожалуйста).

Лука Эгмон - молодой человек явно аристократического происхождения, которого избивал отец (отмечу, что отцы тут относились жестоко ко всем), его можно назвать главным героем. Он ничего не сделал в жизни, но вот парадокс - из-за вечного бездействия - он страдает чувством вины. Его характеристика, образ, грех, ипостась - Вина.

Капитан (Отто У. Уилсон) затонувшего судна - матерый вояка, морской волк, командир, лидер. Но его суть - Одиночество и непреодолимое стремление к нему.

Боксер (Джимми) - комлпекс Мартина Идена - всего достиг, ничего не нужно, даже его намеренный проигрыш в бою - выставляют, как победу - все начинают его жалеть и снова превозносят. Умирает от полученных увечий. Суть - Гордыня со смесью Ленности.

Рядовой (Бой Ларю) - дезертир, тут идет какая-то война, - мира, временных рамок, стран - не обозначено (мы понимаем - какая). Суть - Беспрекословность. Подчинение.

Рабочий (Тим Солидер) - подчиненный капитана, всю жизнь трудился обслугой. Его суть - Солидарность (прямо по Марксу).

Англичанка - молодая девушка, которая начала сходить с ума еще в детстве. Суть - сменяющие друг друга Фригидность и Похоть.

Мадам - женщина, которую молодой выдали за старика. Сейчас она в летах, путешествовала с сыном (у него некая форма аутизма), он утонул при крушении. Суть - Неприятие. Уныние. Ненависть к браку, семье, детям.

Вот такие персонажи.

Язык

Текст достаточно хорошо отредактирован, ошибок нет; встречается подряд было, было, было, ненужные притяжательные местоимения - своими руками, в своей одежде, своей улыбкой - и прочее, не слишком критично, хотя за такое снижаю.

Слог и стиль - вполне хороши. В этой книге видно - что использована реприза или словесный каламбур, анаграмма, а не просто редактор ослеп, поэтому у него одни и те же корни и слова стоят подряд десятками раз. Оцениваем.

Метафоры, выстроенные образы - преимущество работы. Выше всяких похвал, потому что за концепт, сюжет и героев - этого, увы, не сделаешь.

Издание

Чуть уменьшенная версия от Издательства Ивана Лимбаха, обложка - софттач, впуклое тиснение шрифта, на обложке - гравюра Хендрика Гольциуса. Бумага - беж, шрифт - очень четкая печать, все супер.

Читать, держать в руках - очень удобно и приятно.

-2
-3

Итоги

У меня случайно образовалась подборка работ - Кабре, Володин (Бассман) и Дагерман - из всех трех - самая художественная - Остров.

-4

Довольно утомительное, хотя ничуть не сложное чтение, полезное - в плане упражнения на воссоединение метафорического образа и его логического значения. Ну и худ. приемы - пригодится. Показательно - что может написать один автор в 23 года, а что и как пишет другой.

Оценки

Концепт - 4

Сюжет - 2,5

Герои - 3

Язык - 4

Издание - 4,5

Итого: 4 с минусом

ТГ-канал Книжный Дракарис

Поддержать 🔥: https://yoomoney.ru/to/4100118124759273

-5