На сегодняшний день платформы электронной коммерции являются одними из самых доступных площадок для торговли. Собственная аудитория, логистика, реклама, методика продаж и продвижения товаров – эти условия на первый взгляд кажутся простыми, не требующими особых знаний и подготовки в процессе ведения бизнеса. Такая модель привлекает большое количество новых селлеров, которые в силу неопытности и отсутствия грамотной аналитики продаж совершают серьезные ошибки на маркетплейсах.
Более 87 % начинающих продавцов постоянно терпят убытки из-за одних и тех же неверных действий, постепенно приводящих компанию к провалу. В статье мы приведем опыт селлера Wildberries Никиты Пытько и расскажем, какие именно ошибки заставляют продавцов терять прибыль и уничтожать бизнес на маркетплейсах еще на этапах его создания.
Как часто продавцы на маркетплейсах несут убытки?
Маркетплейсы, как и любой другой бизнес, сопровождаются определенными рисками, поэтому убытки могут возникать достаточно часто. Никита Пытько выделяет несколько типичных ошибок продавцов, существенно снижающих их заработок с продаж на онлайн-платформах:
- отсутствие теоретической подготовки предпринимателей, то есть понимания моделей продаж, их преимуществ, различий, услуг, а также требований площадок по наличию документации на определенные виды продукции.
- нарушения правил платформ по отгрузке и размещению товара, а также использование неэкологичных методик его продвижения.
- выбор неправильного товара для торговли – продажи без предварительного изучения потенциальных потребителей и анализа их спроса. В данном случае ошибочными вариантами выбора продукта будут следующие:
- популярные, но высококонкурентные товары;
- модная продукция с коротким периодом спроса;
- уникальные товары, имеющие малую распространенность и низкий спрос.
- приобретение неверного количества продукции.
- неумение вести учет финансовых показателей бизнеса – неверная оценка прибыльности компании, связанная с незнанием реальных сумм расходов, требующих оплату комиссии площадкам, налоговых платежей и т.д.
- неграмотная ценовая политика – слишком низкая или неоправданно завышенная стоимость, которая чревата рисками.
- игнорирование изменений правил маркетплейсов, то есть рекламы, акций, методик сортировки карточек при выдаче пользователям и т.д.
- поверхностное заполнение карточек товара – отсутствие подробного описания, характеристик и фотоконтента, подходящего под поисковой запрос.
- заказ продукции у непроверенных поставщиков.
- ошибки в сезонности продаж тех или иных товаров.
В собственной практике работы с маркетплейсами Никита Пытько также сталкивался с ситуациями, при которых его бизнес терпел определенные убытки.
Примером является торговля на Wildberries мужским нижним бельем, где Никита допустил ошибку в выборе товара, неподходящего для аудитории. В 2020 году для продажи были завезены комплекты дорогого и качественного белья из специального мягкого хлопка обработки экстра А класса. Такое белье имеется в продаже у многих популярных брендов, в частности, Boss, Armani и многих других, однако обычный потребитель не оценил новинку.
Спустя время на карточке товара стали появляться негативные отзывы о том, что белье слишком тонкое и не подходит для повседневной носки. Пользователям Wildberries ближе был более дешевый и жесткий хлопок, который при этом долго используется (оценочное мнение потребителя, никак не связанное с реальным положением дел). Соответственно, спрос на данный товар значительно снизился, затраты на его приобретение не окупились и, как следствие, компания Никиты Пытько понесла убытки.
По мнению селлера, простое создание карточки, ее заполнение и SEO-оптимизация не заставят продукцию продавать себя самостоятельно. Такой способ реализации не только не принесет прибыли, но и будет убыточным.
Для достижения высокого уровня доходности начинающим продавцам онлайн-платформ необходимо ежедневно работать с товаром, следить за рекламой и контролировать изменения используемой площадки.
Инструкция по быстрому уничтожению своего бизнеса
Никита Пытько предлагает вам 10 действенных способов по быстрому уничтожению своего бизнеса на маркетплейсе.
- Вводите новинки раньше, чем раскрутили топы продукции и расширились по ним – вкладывайте больше финансов в новые товары, не нужно их продвигать, ведь ваша цель направлена на потерю выручки.
- Расширяйтесь только в одной категории – если сделать ставку на единственный продукт, то после смены комиссии площадкой, выжигания ниши или внесезонной просадки товара, вы гарантировано обанкротитесь.
- Не соблюдайте правила договора оферты с маркетплейсом, занимайтесь самовыкупом – огромные штрафы площадки за нарушения уничтожат ваш бизнес очень быстро.
- Торгуйте только чужими брендами – сервис цифрового арбитража на Wildberries, к примеру, скроет карточки вашего продукта и они перестанут отображаться в поиске, независимо от рейтинга. Но не останавливайтесь, продолжайте свои махинации и тогда платформа окончательно заблокирует ваш магазин.
- Продавайте товары без документации и сертификатов – блокировка магазина и банкротство компании не заставит себя ждать.
- Придерживайтесь правила того, что товар будет продаваться сам – ни в коем случае не следите за своим контентом, SEO или рекламой, не контролируйте изменения площадки.
- Не следите за комиссией и не работайте над тем, чтобы ее снижать – не реагируйте на изменения, ведь вам нужно потерять как можно больше финансов.
- Не ищите новых поставщиков и более выгодные схемы логистики – постепенно конкуренты найдут варианты значительно дешевле ваших и захватят нишу за счет снижения цены на аналогичную продукцию. Это, конечно же, приведет к уничтожению вашей компании.
- Тратьте весь бюджет на рекламу по ставкам маркетплейса – расценки на такое продвижение настолько высоки, что ваших финансов на дальнейшую реализацию и закупки просто не хватит.
- Снимите с себя обязанности руководителя, при этом передавать их другому сотруднику не нужно – постепенно ваш бизнес станет убыточным, процессы перестанут функционировать на должном уровне, а сотрудники не будут эффективно выполнять работу.
Заключение
Построить грамотные продажи на маркетплейсах в настоящее время не так-то просто. Для начала следует самому погрузиться в рынок электронной коммерции, изучить его и разобраться в принципах работы. Никита Пытько в данном случае рекомендует воспользоваться специальными материалами, касающимися данной темы либо недорогими консультациями экспертов, которые помогут вникнуть в основу такого вида бизнеса. Только после этого, считает селлер, стоит попробовать нанять первых сотрудников, с которыми в последующем и проводить эксперименты по реализации своей компании на практике.
Однако начинающим продавцам выгоднее будет инвестировать в опытного селлера платформы, чем развивать собственную торговлю. Проект «ИнвестКоробка» под руководством Никиты Пытько как раз и предлагает такую возможность. Вкладывая средства в компанию Никиты, вы сэкономите собственное время, обезопасите себя от рисков и дополнительных расходов на обучение правилам ведения такого бизнеса, и, что самое главное, гарантированно получите доход.